Н. Е. Уварова | ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студент Московского городского педагогического

университета

E-mail: nata.uvarova.9916@mail.ru

 

 

 

В статье рассмотрены достижения методической науки в области формирования у них орфоэпической грамотность, которая рассматривается как компонент произносительной культуры. Особое внимание уделяется рекомендациям А.А. Бондаренко по использованию разработанному автором орфоэпического минимума.

Анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме обучения младших школьников орфоэпии, показал, что этими вопросами занимались многие методисты, в частности: В.И. Белоусова, А.А. Бондаренко, А.В. Богданова, И.Ф. Величко, Т.И. Зиновьева, М.Л. Каленчук, Т.В. Осинцева. Поименованные исследователи-методисты указывают, что уже в начальной школе учащиеся должны овладеть нормами произношения как компонентом общей культуры речи и показателем достаточного уровня владения языком.

Согласно требованиям ФГОС НОО, на учителя возлагается обязанность формирования у учеников начальной школы позитивного отношения к правильной (то есть безошибочной), нормированной устной и письменной речи, к произносительным нормам, первоначальными представлениями о которых дети овладевают уже в первом классе [6].

В.И. Белоусова отмечает, что осознанию младшими школьниками собственного речевого опыта в области орфоэпии способствует введение понятия «орфоэпическая грамотность», без овладения соответствующими компетенциями невозможно полноценное освоение языка [1].

Орфоэпическую грамотность многие ученые-методисты (А.А. Бондаренко, Т.И. Зиновьева, М.Л. Каленчук) рассматривают как важнейшую составную часть произносительной культуры, которая трактуется как совокупность устно-речевых навыков, обеспечивающих возможность произнесения речевого высказывания в полном соответствии с нормами литературного языка [2; 4; 5].

Составляющими произносительной культуры, наряду с орфоэпической грамотностью, являются также, во-первых, техника речи и, во-вторых, интонационная выразительность. Сказанное объясняет тот факт, что в методических трудах, посвященных вопросам повышения произносительной культуры, выделяют три задачи работы по достижению обучающимися определенного уровня сформированности произносительной культуры: совершенствование техники речи (в частности, становление речевого дыхания, развитие голоса, обеспечение слаженной работы органов артикуляции, что позволяет обеспечить дикционную отчетливость); усвоение орфоэпических норм; развитие интонационных умений и навыков [4].

Значительный методический интерес представляет связь понятий «произносительная культура» и «звуковая сторона речи». Если звуковая сторона речи представляет собой самостоятельную форму материального существования речи, выступает одним из основных средств человеческого общения и является индивидуальной, уникальной характеристикой звучащей речи конкретного человека, то произносительная культура есть идеал, к которому человек стремится. Поэтому важным средством, которое способствует речевому развитию детей, является образцовая речь учителя, в связи с чем методисты указывают на необходимость реализации принципа ориентации на идеал [4].

Методисты (А.В. Богданова, А.Ю. Чирво, А.И. Шпунтов) поддерживают стремление учителей ориентировать собственное произношение на установленные нормы звучания русской речи, что способствует в повышении развивающего потенциала речевой среды. При этом авторы трудов в области вопросов формирования произносительной культуры рекомендуют учителям использовать звуковые образцы (специальные аудиозаписи) в качестве средства совершенствования звуковой стороны речи обучающихся. Звуковой образец в работах методистов предстает как аудиовизуальное средство дидактической направленности, которое содержит определенный речевой материал, позволяющий проводить целенаправленную работу по наблюдению и комплексному анализу тех или иных особенностей звучащей речи [4].

Успех в работе по формированию у младших школьников произносительной культуры во многом зависит от учета педагогом уровня развития речевого слуха школьников.

В работах И.Ф. Величко отмечается, что речевой слух есть специальная лингвистическая способность, форма слуховой чувствительности, при помощи которой появляется способность к восприятию на слух звукового оформления фразы. И.Ф. Величко высказывает рекомендации по развитию речевого слуха: в первую очередь, необходимо провести индивидуальную диагностику и дифференцировать детей по уровню развития речевого слуха, после чего – переходить к работе по его развитию; во-вторых, работа эта не имеет строгой привязки к учебному предмету, является междисциплинарной, поэтому может проводиться повсеместно [3].

Не умаляя важности учета уровня развития слуховой способности, методисты рекомендуют учитывать и уровень развития речедвигательного аппарата, поскольку усвоение речи возможно только в том случае, если у ребенка сформировалась способность к управлению артикуляционными мышцами, отмечается достаточная зрелость артикуляционного аппарата, отсутствуют те или иные анатомические и физиологические дефекты, препятствующие полноценному овладению звукопроизношением

Следует уточнить, что работа по формированию орфоэпической грамотности протекает в широком контексте практического овладения обучающимися произносительными стилями. Нам близка позиция методистов-исследователей (А.В. Богданова, А.А. Бондаренко, И.Ф. Величко, Т.И. Зиновьева, М.Л. Каленчук), которые выделяют следующие направления работы в области произносительной стилистики: формирование навыков правильного оформления речевого высказывания в рамках полного стиля (например, в ситуации выступления у доски – при пересказе, рассказе); формирование и совершенствование навыков употребления нормированного разговорного стиля (например, в дружеской беседе); преодоление просторечного произношения [4].

Особое внимание к вопросам формирования у учеников орфоэпической грамотности в широком контексте овладения ими произносительной культурой объясняется проблемой обучения русскому языку в современной поликультурной образовательной среде, в поликультурной школе столичного мегаполиса, которую отличает многообразие родных языков учеников [5].

В этой связи понятно обращение методистов к трудам А.А. Бондаренко, которая разработала орфоэпический минимум для начальной школы, который включает набор определенных слов, форм, фраз и правил, подлежащих запоминанию младшими школьниками. Орфоэпические правила названного минимума являются стабильными и устойчивыми, поэтому традиционно составляют основу словарика «Говори правильно», входящий в структуру учебников русского языка разных УМК [2].

А.А. Бондаренко разработала систему орфоэпических упражнений, которые помогают учащимся освоить нормы орфоэпии. К основным видам упражнений, прежде всего, относят упражнения, направленные на проведение сопоставительного анализа нормы и вариантов ее нарушения. Рекомендованы упражнения, на замену ошибочных вариантов произношения правильными, нормативными вариантами. Наконец, необходимо запоминать слова из орфоэпического словаря и учиться использовать их в контексте [2].

Практическую значимость имеют предложенные А.А. Бондаренко приемы запоминания орфоэпических норм: заучивание стихотворений; многократное проговаривание вслух тех норм и словоформ, которые необходимо запомнить; ознакомление с орфоэпическим словариком и выполнение упражнений на его основе; ведение индивидуальных орфоэпических словарей, построенных по правилам орфоэпического минимума, а не алфавиту; применение орфоэпических таблиц, для которых характерен постоянный словарный состав [2].

Таким образом, анализ методических трудов показал, что наука располагает значительными достижениями в области методики формирования у обучающихся орфоэпической грамотности в широком контексте совершенствования произносительной культуры.

 

Литература

  1. Белоусова В.И. Развитие речи младших школьников на произносительном уровне на уроках русского языка // Грамота. –  –  Т.13. – №1. – С. 330-334.
  2. Бондаренко, А.А. Живая фонетика в начальной школе // Начальная школа. – 2015. – №7. – С. 17–22.
  3. Величко, И.Ф. Методика преподавания орфоэпии в педагогических ВУЗах в 90-е годы ХХ века // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. — №6(96). – С. 17-20.
  4. Зиновьева, Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 26–
  5. Зиновьева, Т.И. Поликультурная начальная школа современного российского мегаполиса // Известия ИППО. – 2020. – №1. – URL: http://izvestia-ippo.ru/zinoveva-t-i-polikulturnaya-shkola-so/ (дата обращения: 23.02.2023).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: 2015. – 8 c. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/19035 (дата обращения 02.202322).

 

http://izvestia-ippo.ru/n-e-uvarova-voprosy-formirovaniya-orf/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *