Мужичкова В.В. | СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ» В ЭПОХУ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 373.3

Студент бакалавриата Московского городского педагогического университета

 

Статья посвящена поиску современных игровых технологий для привлечения внимания младших школьников к урокам Окружающего мира. Автор приводит примеры дидактических игр на уроке Окружающего мира, а также рассматривает этапы организации интернет-квеста учителем с использованием ресурса www.fotobabble.com .

Одним из интереснейших уроков в начальной школе является урок «Окружающего мира», направленный на формирование целостной картины мира. Ведь только на этом уроке дети могут получить знания о том, что их окружает, могут узнать, как взаимодействовать с окружающей средой, поэтому знания, полученные по курсу «Окружающий мир» должны остаться в памяти младшего школьника на долгие годы.

Однако не стоит забывать, что младшие школьники остаются детьми. Игровой формат предоставления информации влияет на восприимчивость материала детей больше всего. Мозг человека устроен так, что он запоминает только то, что ему интересно и нравится. Даже взрослому человеку не будет интересен формат урока, на котором зачитывают параграф учебника и потом просят ответить на вопросы. Это противоречит и современному ФГОС, согласно которому использование схем, таблиц, выступающих в роли «логических опор», а также ярких презентаций способствуют осуществлению системно-деятельностного подхода [1]. А хорошая подача материала выдаёт интерес преподавателя к своему предмету. Детей нужно заинтересовывать и вовлекать в добывание информации на уроках, чтобы им потом она не только запомнилась, но и им хотелось бы поделиться ею с друзьями, семьёй и другими. Именно поэтому важно вводить, как можно больше интерактивного формата в уроки по курсу «Окружающий мир».

Одним из принципов современного образования является компьютеризация, что продиктовано проникновением Интернета в каждую сферу общественной деятельности. Этот принцип заключается в использовании современной информационной техники и технологий, включая интернет, на разных этапах образовательного процесса: подготовка уроков учителем в том числе и сценариев урока в МЭШ, подача материала на самом уроке или выполнение ребенком домашнего задания, для которого требуется обращения ученика к порталу электронного дневника. Поэтому неудивительно, что в образовательных учреждениях начинают использовать всё больше и больше интернет-ресурсов для преподнесения материала даже младшим школьникам.

Каждый современный учитель старается сделать свои уроки наиболее интересными и запоминающимися для своих детей. Одним из эффективных способов вовлечения детей в активную деятельности являются дидактические игры, интернет-квесты и интерактивные элементы на уроках.

Используя игры на уроках, нужно понимать, что обычная игра и дидактическая игра – разные вещи. Игра — деятельность, которая направлена на развлечение; деятельность, которая совершается ради процесса игры, без другой цели. В то время как дидактическая игра — деятельность, которая направлена на развитие каких-либо умений и навыков. Её главная цель – изучить тему урока.

Предмет «Окружающий мир» имеет много тем для создания разнообразных игр, потому что данная дисциплина является интегративной. Можно создать парные и коллективные игры или включить игровые элементы в совместные наблюдения и эксперименты. Темы для игр можно выбрать, ориентируясь и на особенности УМК разных авторов, и на интересы детей во время внеурочной работы по окружающему миру.

Например, по теме «Планеты Солнечной системы» можно использовать игры во время объяснения материала. 9 детей выходят к доске. Каждому выдается фигура одной из планет и Солнца. Учитель, рассказывая о каждой планете, обыгрывает это с детьми. Например, учитель приносит обруч и показывает, что у планеты Сатурн есть кольца, состоящие из астероидов. Организуя дидактическую игру на уроке, учитель в занимательной форме вовлекает ребенка в исследовательскую деятельность. Ведь «игра выводит ребёнка из зависимости от взрослых и раскрывает желание делать открытия или постигать свои переживания. Таким образом, «один из основных признаков игры – она служит пространством для выражения и исследований ребёнка, в том числе, и своей личности» [5, с. 163].

На этапе закрепления материала также можно использовать игровые технологии. Распечатаны фигуры планет с основными их спутниками (если имеются). Дети должны после прослушивания основного материала урока самостоятельно подобрать к каждой планете свой спутник/и. Можно организовать игру и иначе. У детей остаются фигуры планет. На экране написаны тезисно факты о каждой планете. Дети должны угадать по описанию, о какой планете идёт речь и поднять фигуру этой планеты. Одновременно с закреплением изученного материала детьми учитель получает обратную связь.

В последнее время всё большую популярность набирают не просто игры, а квесты. А дистанционные технологии позволяют перевести их в цифровую среду. Примером таких ресурсов является интернет-квест (webquest). Интернет-квест — понятие, схожее с дидактической игрой, но основная деятельность ученика выполняется с использованием интернета на телефоне/планшете/компьютере. «Являясь игрой, квест отличается вовлечением детей в активную работу общей целью и сюжетом» [3, 49].

Каждый ребёнок уже с 1 класса начинает пользоваться информационными технологиями. Для него бывает, к сожалению, интереснее «залезть» в интернет, чем слушать учителя на уроке в школе. Поэтому включение заданий, связанных с «залезанием» в интернет, может способствовать снижению желания отвлечься на уроке на более перспективную деятельность.

Интернет-квест на уроках — задание, которое предполагает решение определённой проблемы с элементами ролевых игр, закрепление определённой деятельности за каждым учащимся в команде.

Для создания своего квеста прежде всего нужно с выбрать платформу, на которой будет создан квест. Это может быть обычный сайт с интерактивными кнопками. Хорошим примером будет являться сайт www.fotobabble.com . Сайт представлен на английском языке и необходимо зарегистрироваться через электронную почту. На сайте можно загружать фотографии, аудио, фоны и ссылки на нужные источники.

После выбора платформы начинается разработка самого квеста. Нужно выбрать направление квеста – тему, которая будет изучаться во время прохождения квеста. Тема квеста должна быть интересна не только учителю, но и ученику. Далее учитель должен разработать сюжет (например, «сюжеты из истории наших освободительных и победоносных войн, могла бы позволить сформировать у детей на твердых моральных основаниях отрицательный образ захватчика, положительный образ Родины» [2, 43]), подобрать разные форматы заданий, чтобы каждый ученик смог найти интересную для себя роль в командной работе. Над одним квестом может работать небольшая группа младших школьников, каждый содействует и помогает друг другу, чтобы в конце получилась достойная работа. Одновременно учитель формирует и коммуникативные УУД, что возможно и необходимо даже при дистанционном образовании [4].

В конце прохождения квеста учащиеся могут выполнить творческую работу, в которой будут отражены суть выполняемого ранее задания, подтемы и результаты. Работа может быть оформления в творческий плакат и выступление перед классом. Подобная деятельность младших школьников помогает запомнить качественно материал темы, так как ученик изучает его играя и мозгу «нравится» такая деятельность, поэтому усвоение материалов программы проходит успешно.

Уроки Окружающего мира важно стараться делать максимально интересными и запоминающимися для младшего школьника. Наблюдение и опрос младших школьников во время педагогической практики в школе показали, что дети в основном выбирают темы проектов и исследований, связанных с познанием окружающего мира. Это объясняется их интересом к выбранным темам и учебному предмету. А интересные уроки способны поддержать и усилить детский интерес.

Таким образом, современные дидактические игры, в том числе и с использованием интернет-ресурсов, интернет-квесты, созданные учителем, могут стать альтернативными средствами изучения материалов курса Окружающий мир, которые способны не только заинтересовать, но и обучить младшего школьника находить нужную информацию и работать с интернет-ресурсам, работать в команде и содействовать одноклассникам, а также «способствует обогащению активного словаря ребёнка, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества, звукового и интонационного богатства речи» [5, с. 155], способствовать патриотическому воспитанию.

 

Литература 

  1. Козина Е.Ф., Лихачева Т.С. Использование логических опор в системе упорядочения естественнонаучных представлений младших школьников // Начальная школа. 2020. № 9. С. 77-82
  2. Лихачев С.В., Владимирова О.Ю. Потенциал сетевой коммуникации в патриотическом воспитании // Начальная школа. 2021. № 1. С. 42-44.
  3. Лихачева Т.С. Альтернативные средства повышения естественнонаучной грамотности младших школьников // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. Ульяновск, 2021. С. 47-51
  4. Лихачева Т.С. Организация групповой работы на уроках окружающего мира при дистанционном обучении в начальной школе // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 153-156.
  5. Савенков А.И. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Сухова, И.Е. Емельянова. – Москва: ООО «Издательство Юрайт», 2021. – 332 стр.

 

The article is devoted to the research of modern game technologies to attract the attention of younger schoolchildren to the subject “Natural history”. The author gives examples of didactic games during a lesson of the subject “Natural history” and also considers the stages of organising an Internet quest by a teacher with the help of the resource www.fotobabble.com .

Keywords. Didactic game, Internet-quest, computerisation.

http://izvestia-ippo.ru/muzhichkova-v-v-sovremennye-igrovye-te/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *