Мустафаева С. А. | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 3.5]

докторант КазНПУ им. Абая, Алматы

E-mail: sitora555.87@mail.ru

Научный руководитель: Сатова А. К.

доктор психологических наук, профессор, Алматы

 материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»

 В данной статье представлена методика и анализ эксперимента, направленного на развитие нравственно-ценностных приоритетов старших школьников. На основании проведенного исследования авторами предлагается новый подход к работе с учащимися гуманитарных школ, позволяющий использовать средства киноискусства для усовершенствования их социальной направленности.

Демократизация жизни современного общества, приоритезация отношения к человеку как высшей ценности бытия стали условиями выявления и развития его социального, творческого и духовного потенциала. Гуманизация образования, ориентация на личность и ее развитие приобретает в настоящее время характер ведущей тенденции, что отражено в основных нормативных документах. В Законе Республики Казахстан Об образовании отмечается: «Воспитательные программы в организациях образования являются составляющей частью образовательного процесса и направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников» [1, п.3]. Таким образом, идея гуманизации предполагает осуществление принципа всестороннего развития с социально-нравственной направленностью.

Методика. Целью нашего исследования является разработка теоретических и методологических основ использования художественного фильма как средства гуманитарного развития подростков – способности «любить и ценить себе подобных» (URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/гуманитарность).

Ядром разрабатываемой методики является система учебных ситуаций, перенесенных в сюжетно-ролевое пространство, а также кинотерапия.

Художественное сюжетно-ролевое моделирование учебных ситуаций – метод предполагающий формирование эпизодов из жизни школьников изобразительными средствами. Данный метод направлен на развитие гуманитарных и творческих способностей, а также нравственное обогащение учащихся. Подростку предоставляется возможность заниматься самопознанием, выходя за рамки обычной школьной программы.

К элементам сюжетно-ролевого моделирования можно отнести: чтение по ролям, конструирование сюжета, разыгрывание диалогов, риторические упражнения, инсценировки мифов, ролевые игры и др.

Стоит отдельно отметить и особые возможности метода кинотерапии, а именно, подхода к кинотерапии, при котором используется не готовое художественное произведение, а организуется съемка короткого сюжета, главным героем которого становится сам клиент.

Возникнув как психотерапевтический метод, кинотерапия, в настоящее время широко используется как метод психологического воздействия в ходе развивающей работы и для решения образовательных задач [2, с. 59].

Базовым образовательным учреждением для проведения психологического эксперимента с использованием предлагаемой методики была Гимназия «Лика» – негосударственное учреждение образования Республики Казахстан с общественно-гуманитарным направлением для учащихся 5-11 классов, ведущее образовательную деятельность в соответствии с государственной лицензией № 0001666 от 21 июля 1999 года. Содержание учебного процесса в данной гимназии базируется на государственном общеобразовательном стандарте Республики Казахстан.

В 2019 году ученики 8 класса вышеназванной гимназии приняли участие в съемках авторского художественного учебного фильма под названием «Маленькая большая история» (URL: https://www.youtube.com/watch?v=-Q3Wp1uFwFU).

Основной целью создания учебного фильма было выявление психологического воздействия киноискусства на гуманитарное развитие старших школьников, а именно на формирование нравственно-ценностных приоритетов. Независимость в суждениях и поступках, ответственность и чувство долга, твердая воля, честность и чуткость – проработка этих личностных качеств является задачей разрабатываемой методики.

При этом некоторые школьники принимали непосредственное участие в процессе съемок – исполняли главные роли. По завершении кинопроизводственных работ фильм был показан широкой аудитории и экспертам кино в рамках кинофестиваля «Кинокимерия», получил награду и положительные рецензии [3, с.103].

Описание фильма предложено рецензентом Лебедева Н. А. – д.ф.н., профессор, г. Киев, Украина. Автор сценария и режиссер – Ситора Мустафаева, продюсер и оператор-постановщик – Оскар Бахтеев. В основе сюжета лежит реальная история из жизни школьников:

«Давно, жил у нас на улице странный человек. Звали его Ефимом, но все люди называли его «Юшкой», − перед зрителем мультипликационно разворачивается начало рассказа А.Платонова «Юшка».

После мультипликации видим старенькую учительницу, которая идёт по снегу на работу, пейзаж, где парк и школа.

Приходят старшеклассницы: юные и модные, красивые и гордые, а может они воплощение гордыни? Они не учили домашнее задание, не читали рассказ «Юшка». Учительница всё понимает и поэтому продолжает чтение им рассказа сама, чтоб «не  заметить»,  как  девушка  убивает  книгой  муху  на  подоконнике, как спит мальчик на парте, как ученица ест конфету, как шепотом выясняют отношения два подростка…

«Чего ты землю нашу топчешь, Божье чучело? Хоть бы ты помер, что ли? Может веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться. И здесь Юшка осерчал в ответ, должно быть в первый раз в жизни: «А чего я тебе? Чем я Вам мешаю? Я жить родителями поставлен. Я по закону родился. Я тоже всему свету нужен, как и ты. Без меня тоже нельзя!». После прочтения трагической сцены учительница вышла из класса.

Кульминация заключена в том, что, желая подделать оценки в журнале, дети разливают на него чай, запачкав самую модную девушку. В гневе она выбрасывает сапоги учительницы в окно… Учительница ничего не сказала, лишь пошла домой практически босой…

Главный герой фильма догнал её со словами: «Нина Андреевна, Ваши сапоги».  На что учительница ответила: «Не надо, хороший мой, я так дойду…» …

Смиренное восприятие действительности учительницей раскрывает мудрость рассказа А.Платонова, приближая содержание школьной программы к реальной жизни».

Результаты. В ходе нашего исследования, картину представили ученикам гимназии «Лика». После просмотров проводился опрос для выявления психологического воздействия кинематографа на развитие нравственно-ценностных приоритетов старших школьников.

Мы разработали анкету, состоящую из 4-х вопросов:

  1. Какими качествами должен обладать человек чтобы добиться успеха в своей профессии?
  2. Какие личностные качества необходимы человеку, чтобы добиться успеха в жизни?
  3. Как эти качества соотносятся с понятием «нравственность»?
  4. Охарактеризуйте главного героя как учителя и как личность.

Кроме того, учеников, исполнивших главные роли в картине, попросили поделиться своими переживаниями относительно того, как изменилось их отношение к людям в целом, к профессии актера и учителя. Проводились беседы и психологические упражнения:

Например, мы предлагаем ученикам прочитать отрывки из фильма в виде текста и обратить внимание на то, какие слова и выражения используют учитель и ученик. Затем мы просим их примерить на себя обе роли.

Дальше мы рассматриваем отдельные эпизоды и обсуждаем чувства и эмоции побуждающие ученика вести себя конструктивно/деструктивно.

Далее — разбираются примеры проявленного отношения героев фильма друг к другу.

Как показывают предварительные результаты проведенного исследования, интеграция художественного кино в психологический процесс социального развития старших школьников создает условия для органического слияния чувственного и рационального познания. Очевидно, данный метод может быть применен и в других исследованиях, например, при изучении средств художественного кино для профессионально-личностного развития старших школьников.

Заключение. На данном этапе нашей работы можно сделать следующие выводы:

  1. Происходило наблюдение за внутриличностными изменениями и межличностными отношениями школьников, принявших участие в съемках фильма. Оказалось, что собственные чувства и эмоциональные состояния одноклассников стали центром их внимания на весь съемочный период.
  2. В ходе бесед с другими участниками эксперимента выяснилось, что после просмотра фильма они подолгу анализировали переживания, демонстрируемые его героями.
  3. Обнаружились изменения показателей нравственно-ценностных приоритетов подростков. Так, например, на вопрос «Какими качествами должен обладать человек чтобы добиться успеха в своей профессии?» 7 из 10 школьников отвечали: настойчивостью. После просмотра фильма их ответ изменился на «человечностью». Подобные изменения в сознании школьников свидетельствует о положительной динамике формирования собственного мнения, субъектного отношения к миру.
  4. Оценка нравственно-этических аспектов до и после кинопоказа также свидетельствует о положительной динамике развития школьников. Ответы на вопрос «Какие личностные качества необходимы человеку, чтобы добиться успеха в жизни?» существенно дополнились такими понятиями как порядочность и честность.
  5. В целом, результаты бесед и анкетирования демонстрируют у учащихся старших классов высокий уровень потребности в активной социальной позиции, стремление заниматься любимым делом, творить, трудиться.

Для выявления количественных показателей эффективности предлагаемого метода необходимо увеличить экспериментальную выборку. Следовательно, исследование не завершено и продолжается в настоящее время.

Критерии отбора художественных фильмов с целью сюжетно-ролевого моделирования учебных ситуаций в школах: эстетический (обладающие художественной ценностью); профессионально-этический (обладающие воспитательным потенциалом); природосообразный (соответствующий психологическим особенностям и возрасту);

 

Список литературы

  1. Закон «Об образовании» РК. 2007. – № 319-III – Ст. 28, П.3.
  2. Захарова Е. И., Карабанова О. А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2 (30). – С.57-64.
  3. Лебедева Н. А. Фильм-победитель Казахстана на ХІV Международном кинофестивале «Кинокиммерия 2019» в контексте феномена аниматорского кино Украины // PR и СМИ в Казахстане. Сборник научных трудов. – 2020. – Вып. 18. – С.101-108.

This article focuses on an experiment, the result of which will be a method for the development of senior schoolchildren humanitarian talents. The authors propose a new approach to work with students of liberal arts schools, which allows using the means of cinema to improve their social orientation.

Key words: giftedness; role-based modeling; film therapy; movie; humanization of education.

http://izvestia-ippo.ru/mustafaeva-s-a-khudozhestvennoe-syuzhetn/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *