Муханькова Лидия Андреевна
магистрант 3 курса Направление подготовки «Психолого-педагогическое» Профиль «Начальное образование» ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва
E-mail: mukhankovala@mgpu.ru
Научный руководитель: Куприянов Борис Викторович, доктор пед.наук, профессор
Статья посвящается проблеме эмпирического исследования тенденций воспроизводства культурных практик празднования Нового года в семьях с детьми конца ХХв.-первой четверти ХХI вв. Методологической основой исследования выступили теория поколений и подход Б.В. Куприянова к исследованию воспроизводства досуговых практик и трансформации социокультурных ценностей проведения семейных праздников. В результате делается вывод о том, что культурные практики празднования Нового года практически не изменились. Следовательно, они имеют огромное значение в воспитании подрастающего поколения, так как базируются на традиционных социокультурных ценностях.
The article is devoted to the problem of empirical research into trends in the reproduction of cultural practices of celebrating the New Year in families with children at the end of the 20th century and the first quarter of the 21st century. The methodological basis of the study was the theory of generations and the approach of B.V. Kupriyanov to the study of the reproduction of leisure practices and the transformation of sociocultural values of holding family holidays. As a result, it is concluded that the cultural practices of New Year celebrations have remained virtually unchanged. Consequently, they are of great importance in the education of the younger generation, as they are based on traditional sociocultural values.
Воспитание детей и взаимодействие учителя с семьей целесообразно строить на основе понимания изменений, которые происходят в сфере семейного воспитания, культуры поведения дома и традиций семейных праздников. С этой точки зрения культурные практики празднования Нового года в семьях с детьми младшего школьного возраста представляют особый интерес.
В качестве методологической основы исследования выступили теория поколений и подход Б.В. Куприянова к исследованию воспроизводства досуговых практик двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) и трансформация социокультурных ценностей проведения семейных праздников.
Исследовательский вопрос: каковы тенденции воспроизводства культуры празднования Нового года в семьях с детьми конца ХХв. -первой четверти ХХI века?
Мы учитывали, что «методы исследования школьной и внешкольной повседневности советской эпохи отличаются спецификой, они направлены на восстановление значимых событий того времени, их интерпретация респондентами представляет субъективный мир воспоминаний и переживаний» [1]. Для проведения эмпирического исследования был составлен опросник, вопросы включены в следующие основные блоки:
- Новогодние традиции в семьях конца XX века, когда анкетируемые были детьми.
- Традиции празднования нового года в настоящее время, когда анкетируемые стали родителями.
Характеристика выборки. В опросе приняло участие 109 взрослых 1949–2000 гг. рождения, 17% мужчин, 83 % женщин. Согласно теории поколений основная часть (70%) респондентов относятся к «Generation Y», представителей более старших поколений «Generation X» (26%), «Поколения Baby Boomers» (4%). Преобладают представители детства со второй половины 1980-х гг. до середины 2010-х гг., а срез современного детства приходится на встречу 2023 года. У участников опроса 32% составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста, 22% – подростки, среди детей соотношение мальчиков и девочек примерно равное. По уровню достатка распределение выборки выглядит сдедующим образом: 40 % респондентов относятся к слою достаточно материально обеспеченных граждан, 45% – к среднему уровню («на еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т.п. представляет трудности»), доля лиц с низкими доходами 7%, а с высокими 8 %.
Результаты исследования. Обязательным атрибутом празднования Нового года в нашей стране второй половины ХХ века была украшенная елка, даже если праздник не устраивался, елку в доме ставили [Куприянов, Порохова, 2022]. Согласно полученным данным опроса доля семей, в которых не ставят елку, увеличилось в 6 раз. Борьба за экологию вполне объясняет такую тенденцию, как увеличение в 1,7 раз количества искусственных, и сокращения на 17% живых елок.
В исследовании обращается внимание на символизм в выборе елки – большая пышная, средних размеров, маленькая и оригинальная. Анкетирование показало, что процентная доля респондентов отдала свое предпочтение установке классических ёлок от больших до маленьких, что говорит о преемственности поколений. Кроме того, питомники, имеющие развитые тепличные хозяйства, занимаются выращиванием саженцев из семян, и продажей их в горшках и в саженцах специально для новогоднего праздника. Процент установки больших ёлок – практически не изменился и остался на уроке 48% – 49%, тоже касается ёлок средних (от 38% до 43%) и маленьких (от 7% до 10%).
Исследование показывает незначительные изменения в использовании таких елочных игрушек, как шары, фигурки (людей, животных, фруктов) из папье-маше, электрические гирлянды. Отмечается снижение применения в украшении елки стеклянных и картонных фигурок, мишуры («дождик»), бусы, вариантов декора (бумажные снежинки, вата, конфеты, грецкие орехи в фольге). Новыми тенденциями можно считать приобретение игрушек из фетра, искусственной елки с прикрепленными игрушками, изготовление украшений своими руками.
Пространственная организация практик празднования Нового года детьми за последние 3-4 десятка лет изменилась несущественно: среди мест празднования преобладают дом или квартира родителей, школа, дом или квартира ближайших родственников. Отмечается падение популярности внешкольных площадок (организаций дополнительного образования).
Согласно полученным данным уменьшается процент совместных мероприятий по подготовке к празднованию Нового года. Так, совместный просмотр телевизионных передач и подготовка праздничного стола уменьшились на 10%, подготовка карнавальных костюмов и украшение квартиры на 20%. Но при этом отмечается увеличение совместных прогулок (прогулки, катание на коньках, лыжах) в 2,3 раза, а подготовка подарков – в 1,6 раза. Данные свидетельствуют о популяризации активного семейного отдыха и сохранения интереса людей к дарению и получению подарков в новогодний праздник.
Модель поведения в новогоднюю ночь значительно изменилась. Выросла популярность представлений взрослых для детей в 2,3 раза, обсуждение итогов прошедшего года и планов на Новый год увеличилось в 2,1 раза, запуск/просмотр салюта – в 1,2 раза. Почти в 2 раза уменьшилась организация детских представлений для взрослых. Данный факт свидетельствует о том, что в семьях меньше стали обращать внимание на творческое развитие детей в подготовке у новогоднему празднику. Выросший уровень жизни и возможности современного общества позволяют родителям легче и быстрее организовать новогоднее представление для детей без их привлечения.
Большое значение в воспитании детей играют поощрения в период празднования Нового года. Очевидны послабления и привилегии для детей: родители стали либеральнее относиться к совместному времяпрепровождению с детьми на улице после наступления нового года и бесконтрольному потреблению сладостей.
Развитие промышленности и химического производства привело к появлению большого ассортимента пиротехники, что, естественно, повлекло за собой появление такого вида поощрения, как запуск фейерверков и хлопушек. В итоге участие в запуске фейерверков и хлопушек стало доступным для детей всех возрастов, как правило, под контролем родителей. При этом родители в XXI веке предпочитают не отпускать подростков к празднованию Нового года со сверстниками.
Интерес к получению подарков-сюрпризов (под елочкой, в валенке, в варежке, носке), остается, как и был, на уровне 56%, что говорит о преемственности поколений и воспитательном значении данной практики. При этом сейчас стало больше взрослых, предпочитающих вручение подарков из рук в руки. По различным причинам уменьшилось на 30% количество подарков, вручаемых от Деда Мороза и Снегурочки.
Ответ респондентов на вопрос о новогодних подарках для их детей показывает, что содержание подарков осталось практически без изменений.
Исходя из ответов респондентов на вопрос о традициях в новогоднюю ночь традиционно самым главным обрядом в полночь был и остается (66% — 69%) загадывание желаний под бой курантов, что демонстрирует веру людей в чудо. Связанным явлением является укрепление традиции открывать коробку печенья с предсказаниями, она возросла в 3,5 раза.
Исходя из проведённого анкетирования можно сделать вывод, что практики празднования Нового года практически не изменились. В результате делается вывод о том, что культурные практики празднования Нового года практически не изменились. Следовательно, они имеют огромное значение в воспитании подрастающего поколения, так как базируются на традиционных социокультурных ценностях.
Список литературы
- Арапова П.И. Нарративное интервью как метод исследования внешкольной повседневности советских школьников второй половины ХХ века. // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С.29-38.
- Ильина В.С. Новый год и Рождество: волшебная история зимнего праздника от древности до наших времён / Валерия Ильина. — Москва : Эксмо, 2023. — 224 с.
- Комольцева Ю.В. Новый год: от истории елочных игрушек до традиций разных стран / Юлия Комольцева. — Москва: Эксмо, 2021. — 240 с.
- Куприянов Б.В., Порохова А.А. Трансформация новогоднего праздника в СССР: реконструкция по современным воспоминаниям о советском детстве // Этнографическое обозрение. 2022. № 3. С. 176–196. https://doi.org/10.31857/S0869541522030101 EDN: HVYLDV
- Шульга Е.В. Праздник Новогодней елки в школах России: век вчерашний – век нынешний // Историко-педагогический журнал. 2012. № 2. С. 161–182.
http://izvestia-ippo.ru/mukhankova-l-a-kulturnye-praktiki-pr/