Морозюк С. Н., Морозюк Ю. В., Кузнецова Е. С. | ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СО СТИЛЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РЕФЛЕКСИЕЙ МАТЕРИ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Морозюк С. Н., доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», email: 7085963@mail.ru

Морозюк Ю. В., доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», email: 89268863933@mail.ru

Кузнецова Е. С., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет», e-mail: ESKaip@yandex.ru

В статье представлен краткий анализ того, что такое детское творчество, виды детского творчества. Детское творчество рассматривается как главный фактор формирования эмоционального благополучия ребенка, закладывающееся в семье и детско-родительских отношениях. Рассмотрены стили родительского отношения, способствующие формированию эмоционального и психологического благополучия/неблагополучия ребенка, его интерес/безынтирес к творчеству. Показано, что ведущим фактором становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии значимых взрослых. Она может быть саногенной (конструктивной, направленной на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств), так и патогенной (направленность на собственные переживания и состояния, проявляющиеся как самокопание, не имеющее отношение к актуальной жизненной ситуации).

Творчество — это создание чего-то нового или индивидуальная интерпретация прошлого опыта. Процесс творчества стимулирует к придумыванию оригинальных способов решения задач: от размышлений о том, что будет изображено на картине, и как именно смешать краски для получения нужного цвета, до продумывания сюжетных ходов в собственном рассказе.

Детское творчество является одним из главных элементов эмоционального и психологического благополучия ребенка, так как в процессе творчества у ребенка возникают новые впечатления, формируются потребности и мотивы, развивается рефлексия и создается база для расширения интересов. Детское творчество ничем не отличается от творчества взрослого. Отличие лишь в том, что создается оно детьми, а у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.

Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным. Дети не боятся творить, они открыты миру. С детской непосредственностью, восторгом и радостью открывают мир для себя.

Можно определить несколько основных видов детского творчества: художественное (рисование с использованием разнообразных средств для рисования, лепка поделок из глины и пластилина, создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов, вышивание); создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки); техническое (предполагает конструирование и моделирование разнообразных приборов, моделей, механизмов (кораблей, разнообразных летательных аппаратов, игрушек, оригами); музыкальное (игра на различных музыкальных инструментах, пение, танцы).

Помимо функции познания и отражения мира, а также развития конкретных навыков: мелкой моторики, пространственной координации, письменной речи, творчество оказывает влияние на формирование личности ребенка. Оно развивает способность достигать целей и доводить начатое до конца, воплощать свои идеи в реальность. Творческое начало всегда стремится к воплощению и реализации. Так развивается воля: доделать, дорисовать, донести до других свою мысль, ибо только в завершенном виде она станет понятна. Через творчество у ребенка происходит формирование эмоций и нравственно-эстетических чувств, которые начинают формироваться еще в раннем возрасте [6,11]. Кроме этого в творчестве происходит выражение и проекция имеющихся форм взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми: характер общения со значимыми взрослыми, стиль родительского отношения. Поэтому центральное место, в таких взаимодействиях занимает сфера эмоциональных отношений − принятие и эмоциональная близость. Роль чувств, в жизни ребенка исключительна. Именно они делают жизнь ребенка яркой, незабываемой, именно они наполняют жизненные реалии яркими образами, преобразующими весь внутренний мир ребенка. Регулирующую роль эмоциям, определяющим широту восприятия мира, отношения с окружающими, придавали отечественные психологии Кон И.С., Лисина М.И., Субботский Е.В. [7]. Значимые для ребенка взрослые первыми вводят его в мир человеческих отношений, определяя неповторимость, индивидуальный рисунок детской психики, на основе которого в дальнейшем сформируется личность, характер, способности, весь индивидуальный, уникальный в своем роде облик ребенка. Развитие личности ребенка и формирование его положительного образа о себе со стороны родителей – одна из важнейших задач, которую должна решать семья. В исследованиях эмоциональных состояний детей дошкольного возраста (Кошелева А.Д., Смолева Т.О., Перегуда В.И., Ильина И.Ю., Свердлова Г.А., Арнаутова Е.П.) стабильное положительное эмоциональное состояние ребенка рассматривается в качестве фундамента формирования доверительных форм отношений с окружающей действительностью [12,13]. В современных исследованиях активное взаимодействие родителя и ребенка обозначаются терминами «детско-родительское взаимодействие», «детско-родительские взаимоотношения» [2,5].

И.В.Смолярчук приводит показатели родительского поведения, непосредственно или опосредованно влияющие на творческое развитие ребенка:

«− уровень протекции в процессе воспитания;

− степень удовлетворения потребностей ребенка;

− количество требований-обязанностей и требований-запретов к ребенку в семье;

− строгость санкций;

− неустойчивость стиля воспитания;

− личностные проблемы взрослых» [14].

Вызывают тревогу исследователей, педагогов и психологов последние данные о том, что 60 % семей можно отнести к дисгармоничным типам, являющимися неблагоприятными вариантами отношения к ребенку. Главными характеристиками таких семей называют: низкий уровень сплоченности родителей, разногласия в семье в вопросах воспитания детей, высокий уровень конфликтности в повседневном общении с ребенком и эмоциональная холодность [14]. Дисгармоничные семьи, выявленные с помощью опросника АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, характеризуются разногласиями в семье в вопросах воспитания детей, недостаточным уровнем эмоционального принятия ребенка, чрезмерностью требований-запретов игнорированием реальных потребностей ребенка, а также строгостью санкций [15]. В нашей работе исследованы стили родительского отношения в связи с особенностями рефлексии матери. Мы обнаружили, что одним из ведущих факторов, определяющих стиль родительского отношения к ребенку, является защитная рефлексия матери, направленная не на решение проблем в отношениях, а защиты от них. Это позволило нам дополнить рефлексивным компонентом стили детско-родительских отношений. В данной статье представлены, в качестве примера три стиля родительского отношения, препятствующие развитию детского творчества: «отвержение», «симбиоз» и «маленький неудачник».

Стиль «Отвержение» характеризуется негативным эмоциональным отношением к ребенку. По А. Я. Варге мать считает своего ребенка плохим, неудачливым. Мать может испытывать злость и досаду по отношению к ребенку. Чем более мать не принимает своего ребенка, тем больше она испытывает чувство вины. Защищаясь от террора вины, она бессознательно выбирает поведенческую тактику ухода от травмирующих ситуаций, вместо того, чтобы конструктивно решать проблему. Так, защищаясь от переживания вины, мать с данным стилем родительского отношения лишний раз найдет себе более «важное» занятие, перепоручая воспитание и развитее ребенка бабушке, педагогам, няне, психологу. В случае неудач ребенка, его ошибок и плохого поведения, есть, кого обвинять: «бабушка избаловала, некомпетентные педагоги, весь в отца, такой же упрямый. При этом «праведный» гнев матери направлен на ближайшее социальное окружение. Эмоциональное отвержение ребенка матерью проявляется в нежелании удовлетворять базовые потребности ребенка в принятии, общении, эмоциональном контакте. На просьбы ребенка «взять на ручки», «почитать книжку», «поиграть», мать найдет массу причин, чтобы избежать эмоционального контакта с ним: «Ты очень тяжелый, я тебя не подниму», «Давай в другой раз поиграем, почитаем, мама сейчас занята». Такое отношение к ребенку способствует замыканию эмоциональных проявлений. Дети становятся неуверенными, тревожными. У них формируется выученная беспомощность [3].

Стиль родительского отношения «Симбиоз». В своей жизненной философии мать рисует идеальную картину ребенка, идеальные отношения с ним, она уверена, что знает реальные способности и склонности своего ребенка, знает, куда он пойдет учиться, кем станет, где будет работать, когда и на ком женится (выйдет замуж). На самом же деле мать воплощает в реальности свои собственные нереализованные мечты и в случае отклонения ребенка от ее заданного маршрута, эмоционально страдает сначала сама, а затем свои переживания она транслирует на ребенка. Дети, чьи отношения с родителями относятся к симбиотическому типу, находятся в ситуации постоянного оценивания со стороны матери. Сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу наносит удар по самооценке как матери, так и ребенка.

Стиль родительского отношения «Маленький неудачник». Мать воспринимает ребенка маленьким, чем его реальный возраст. Интересы и хобби ребенка она считает детскими и несерьезными. Воспринимая своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, по сравнению с другими, мать испытывает страх неудачи. Ребенок воспринимается как ее продолжение и поэтому мать склонна приписывать неудачи ребенка себе. «Маленький неудачник» обусловлен мыслями матери: «Ведь видит же, что ничего не получается, все равно продолжает…. Давно бы уже занялся другим, а не мучился!». Она стыдится своего ребенка, стесняется его.

Защищаясь от стыда и страха неудачи, мать с данным стилем воспитания думает так: «Тут и так все понятно, откуда ноги растут, оправдывай не оправдывай, если не дано ему быть художником, то чего переживать-то…». А в поведении она стремится показать ребенку его несостоятельность, неуспешность в той или иной деятельности и навязать ему уже знакомый отработанный стереотип поведения, где не придется «краснеть за ребенка». Поэтому любой («случайный» с ее точки зрения) успех ребенка она либо будет стараться игнорировать, либо воспринимать как должное [3].

Данные нашего исследования позволяют нам выдвинуть предположение о том, что оптимизация детско-родительских отношений с помощью технология развития особой (саногенной), конструктивной рефлексии матери, направленной на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств, обеспечит эмоциональное и психологическое благополучие ребенка как фундамента развития его творческих способностей. Верификация данного предположения ждет своего экспериментального подтверждения.

Список литературы

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000. – С. 12-44.
  2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Минск, 1997. – 160 с.
  3. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001. – 378 с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М., 1997. – 152 с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 348 с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 480 с.
  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – С. 45-98.
  8. Морозюк, С.Н. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка / С.Н. Морозюк, Т.О. Смолева // Преподаватель XXI века. – 2011. – №2. – С. 185-192.
  9. Морозюк, С.Н. Театрализованные ситуации в преодолении психологического неблагополучия ребенка / С.Н. Морозюк, Т.О. Смолева // Педагогика искусства (Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования»). – 2011. – №3. – С.1-13.
  10. Орлов, Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест / Ю.М. Орлов, С.Н. Морозюк. — М., 1999. — 20 с.
  11. Смирнов А.А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1980. – С. 53- 63.
  12. Смолева, Т.О. Защитная рефлексия матери — фактор психологического неблагополучия ребенка // Известия ДГПУ. – 2010. – № 3. – С. 82-87.
  13. Смолева, Т.О. Рефлексия значимых взрослых как фактор эмоционального благополучия ребенка: монография / Т.О. Смолева. – Иркутск: изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2003. – 163 с.
  14. Смолярчук И.В. Влияние детско-родительского взаимодействияна социализацию дошкольников // Вестник ТГУ. – 2009. – выпуск 5 (73). – С. 173-180.
  15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2001. – С. 23-78.

The article provides a brief analysis of what children’s creativity is, types of children’s creativity. Children’s creativity is considered as the main factor in the formation of the child’s emotional well-being, which is embedded in the family and in parent-child relationships. Styles of parental attitude, contributing to the formation of emotional and psychological well-being / trouble of the child, his interest / lack of interest in creativity are considered. It is shown that the leading factor in the formation of a particular style of parental attitude to a child is the quality of reflection of significant adults. It can be sanogenic (constructive, aimed at solving a problem in a relationship using adequate means of the situation), and pathogenic (focusing on one’s own experiences and conditions, manifesting as self-digging that is not relevant to the actual life situation).

Keywords: mother, parent-child relationships, sanogenic reflection, patogenic reflection, the style of a parental relationship.

http://izvestia-ippo.ru/morozyuk-s-n-morozyuk-yu-v-kuznecova-e-s-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *