Мишин С.В. | ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 792.028.3

АО ЧУ ВО «Московский финансово–юридический университет МФЮА», г. Москва, Российская Федерация, e–mail: serg.mail.888@yandex.ru

Данная статья рассматривает психолого-педагогические проблемы, связанные с организацией занятий по сценической речи для подростков. В ней исследуются различные аспекты, такие как развитие речевых навыков, эмоциональная выразительность, восприятие речи на сцене, творческое мышление и воображение подростков. Автор анализирует существующие проблемы и предлагают методики и подходы для их решения. В статье обсуждаются различные техники и методики, которые могут быть использованы в организации занятий по сценической речи для подростков. В числе этих методик – работа над артикуляцией, дикцией, дыханием и речевым выражением, а также развитие эмоциональной выразительности и творческого мышления. Автор подчеркивает важность создания поддерживающей и вдохновляющей среды, где подростки могут свободно выражать себя и развивать свои творческие способности.

Изучение психолого-педагогических проблем организации занятий по сценической речи для подростков остается актуальным в связи с несколькими факторами.

Во-первых, занятия по сценической речи способствуют развитию коммуникативных навыков у подростков, включая публичные выступления, артикуляцию, дикцию и эмоциональную экспрессию. Эти навыки являются важными не только в театральной среде, но и в повседневной жизни, помогая подросткам эффективно выражать свои мысли, уверенно общаться и представлять свои идеи.

Во-вторых, занятия по сценической речи способствуют социальной адаптации подростков, предоставляя им возможность взаимодействия с другими ребятами, работу в коллективе и сотрудничество. Это помогает развить социальные навыки, укрепить доверие к себе и окружающим, а также помочь подросткам преодолеть стеснительность и тревогу.

В-третьих, занятия по сценической речи способствуют развитию самовыражения и самооценки подростков. Они учатся контролировать свои эмоции, осознанно использовать голос и жесты для передачи информации и выражения себя. Это способствует развитию самовыражения и повышению самооценки.

В-четвертых, занятия по сценической речи улучшают навыки общения и развивают лидерские качества подростков. Они помогают освоить навыки эффективного общения, слушания и восприятия невербальных сигналов, а также адаптации к аудитории. Это способствует развитию лидерских качеств и навыков организации.

В-пятых, занятия по сценической речи стимулируют творческое мышление подростков. В процессе работы над сценической речью подростки используют свою фантазию, ищут нестандартные подходы к выражению идей и созданию уникальных интерпретаций текстов. Это способствует развитию креативности, гибкости мышления и способности мыслить «вне коробки».

В-шестых, занятия по сценической речи помогают подросткам преодолеть страх перед публичными выступлениями и социальной оценкой. Систематическая работа над подготовкой и выступлениями на сцене постепенно помогает подросткам преодолевать стеснительность, повышать уверенность в себе и справляться с тревожностью при выступлениях перед аудиторией.

Наконец, занятия по сценической речи поддерживают развитие талантов подростков в области актерского мастерства, ораторского искусства и сценического проявления. Это особенно важно для подростков, имеющих склонности к творчеству и стремящихся найти свое призвание в искусстве и сценической деятельности.

Рассмотрим ключевые психолого-педагогические проблемы, возникающие в связанные с организацией занятий по сценической речи для подростков.

Проблема развития речевых навыков для подростков является одной из ключевых психолого-педагогических проблем организации занятий по сценической речи. Возникают вопросы о развитии ясности, четкости, выразительности и артикуляции речи у подростков.

Проблема развития речевых навыков может быть решена с помощью различных речевых упражнений, включающих работу над дикцией, артикуляцией, интонацией и выразительностью. Так в методиках развития речевых навыков через импровизацию, акцент делается на развитии и совершенствовании речевых возможностей подростков.

Важным аспектом развития речевых навыков является формирование правильной речевой манеры и общей культуры речи у подростков. Обучение правильному произношению звуков, использованию пауз и акцентов, а также работа над артикуляцией и дикцией помогут подросткам улучшить свою речь и быть понятными для аудитории. Так, У. Хаген разработала методику актерской подготовки, которая включает работу с голосом, дикцией, эмоциональной выразительностью и интерпретацией текста, и предлагает решения для различных проблем, возникающих в организации занятий по сценической речи для подростков [5]. Одна из основных проблем, которую эта техника решает, — это развитие голосовых навыков у подростков. Методика У. Хаген помогает актерам развивать силу, гибкость, интонацию и ритм голоса, что в свою очередь улучшает их речевое выступление и позволяет лучше передавать эмоции и интенсивность на сцене. Другая проблема, которую решает эта методика, — это развитие дикции и ясности речи у подростков. С помощью упражнений и техник У. Хаген, актеры улучшают свою артикуляцию, понимаемость и ясность речи, что помогает им эффективнее передавать свои идеи и сообщения на сцене. Техника У. Хаген также помогает решить проблему эмоциональной выразительности у подростков. Она позволяет актерам развивать свои эмоциональные возможности и умение передавать эмоции на сцене, что делает их выступления более убедительными и эмоционально насыщенными. Наконец, методика У. Хаген помогает подросткам развивать навыки интерпретации текста и исследование персонажей. Она помогает актерам разбирать и понимать текст, находить глубину и смысл в ролях, а также развивать свой собственный творческий подход к интерпретации.

В работе «Сценическая речь» под редакцией И.П. Козляниновой и
И.Ю. Промптова [1] рассматриваются различные аспекты, такие как развитие речевых навыков, эмоциональная выразительность, восприятие и коммуникация на сцене. Авторы обращают внимание на значимость организации занятий по сценической речи для подростков, особенно в контексте развития их творческой личности. Они исследуют различные методики и подходы, направленные на стимулирование и развитие творческих способностей подростков через активное участие в театральных студиях. Особое внимание уделяется работе над речевыми навыками, такими как артикуляция, дикция, интонация и ритм, которые являются ключевыми элементами успешной сценической речи. Кроме того, авторы исследуют влияние занятий по сценической речи на эмоциональное выражение подростков.

Отдельно стоит выделить программы по сценической речи, основанные на традициях русского театра и разработанные педагогами, такими как
Е.Ф. Саричева, Е.М. Шарелли, Н.П. Вербова, О.М. Головина, О.М. Урнова,
А.Н. Петрова, И.П. Козлянинова и И.Ю. Промптова, решают ряд проблем, связанных с организацией занятий по сценической речи для подростков. Эти программы решают проблему эмоциональной выразительности у подростков. Они направлены на развитие способности передавать эмоции и создавать глубокие эмоциональные образы на сцене. Педагоги используют различные техники и упражнения, которые помогают подросткам развить свою эмоциональную открытость, выразительность и глубину выражения. Также, эти программы способствуют развитию творческого мышления и воображения у подростков. Они предлагают разнообразные творческие задания и упражнения, которые стимулируют креативность и спонтанность мышления у подростков. Это помогает им расширить свой творческий потенциал и развить свою индивидуальность на сцене.

Проблема развития способности подростков передавать эмоции на сцене и создавать глубокие эмоциональные образы является одной из важных психолого-педагогических проблем организации занятий по сценической речи. Для решения этой проблемы необходимо создать условия, способствующие развитию эмоциональной выразительности у подростков. Важно помочь им раскрыть свой эмоциональный потенциал и научиться передавать различные эмоции на сцене в соответствии с требованиями ролевых характеристик. В работе с подростками можно использовать различные методики и упражнения, направленные на развитие и укрепление их эмоциональной открытости и выразительности. Это может включать работу над развитием способности к эмпатии, пониманию и передаче различных эмоций, а также созданию глубоких эмоциональных образов. Одна из подходов включает работу над телесным выражением эмоций, использование голоса и мимики для передачи эмоционального состояния персонажа. Так в работе Б. Полатин [6] представляет методику, основанную на Александеровской технике, которая помогает актерам и студентам развивать гибкость и осознанность своего тела, а также улучшать их выступления на сцене. Александеровская техника, также известная как «Метод или Уроки контроля» (The Alexander Technique), является системой обучения и самоанализа, разработанной Ф.М. Александером [3]. Эта методика предназначена для улучшения координации и свободы движений, а также для устранения нежелательных физических и психологических привычек, которые могут ограничивать нашу эффективность и комфортность в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, включая актерское искусство. Основная идея Александеровской техники заключается в осознанном использовании тела и мышц, чтобы устранить напряжение и неправильные движения, которые могут приводить к болевым ощущениям и ограничивать нашу свободу движений и выразительность. Александеровская техника также имеет применение в актерском искусстве, включая сценическую речь. Она помогает актерам развивать осознанность своего тела, контролировать свои движения и дыхание, а также освобождаться от физических и эмоциональных ограничений, что способствует более автентичному и эффективному выступлению на сцене.

В свою очередь Н. Флэкс [4] исследует важность эмоциональной интеллектности и ее влияние на актерское мастерство. Она предлагает различные практические методики и упражнения, которые помогают подросткам развивать эмоциональную открытость, глубину и точность в выражении эмоций на сцене. Это способствует созданию более автентичных и эмоционально насыщенных выступлений. Кроме того, исследования Н. Флэкс уделяют внимание импровизационным навыкам у подростков. Она исследует роль импровизации в развитии творческого мышления, спонтанности и гибкости актера. Н. Флэкс предлагает разнообразные упражнения и методики, которые помогают подросткам развивать свою способность к импровизации, улучшая их спонтанность, адаптивность и взаимодействие на сцене.

Одной из проблем является развитие у подростков навыков активного и эффективного восприятия речи на сцене. Это включает способность слушать, понимать и интерпретировать речь других актеров, а также четко воспринимать и различать речевые акценты, интонации и эмоциональные оттенки.

Проблема активного и эффективного восприятия речи на сцене может быть решена с помощью методик, направленных на развитие навыков внимания и концентрации. Например, методика «Методика активного слушания» включает упражнения, направленные на развитие восприятия речи, анализ содержания и выражение собственных реакций [2].

Одной из проблем является ограничение творческого мышления подростков из-за недостатка опыта и самоутверждения. Подростки могут испытывать страх сделать ошибку или быть неуверенными в своих идеях, что может препятствовать свободному выражению своих творческих мыслей.

Для решения этой проблемы были разработаны различные техники и методики. Одной из таких техник является методика «Мозговой штурм», предложенная А. Осборном, которая способствует генерации большого количества идей и стимулирует творческое мышление. Ещё одна техника – «Шесть шляп мышления» Э. де Боно, позволяет подросткам осознать различные типы мышления и применять их в творческом процессе. Техника ассоциаций – ещё один инструмент, который помогает стимулировать связывание идей и воображение через ассоциативные связи. Техника смены перспективы, предложенная Р. фон Оех, позволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения, способствуя гибкому мышлению и генерации новых идей. Эти техники предлагают подросткам инструменты и подходы для развития творческого мышления и воображения, способствуя разнообразию мыслительных процессов и креативному мышлению.

В заключении отметим, что организация занятий по сценической речи для подростков имеет свои психолого–педагогические проблемы. Это включает развитие речевых навыков, эмоциональную передачу и создание глубоких эмоциональных образов, активное и эффективное восприятие речи, а также развитие творческого мышления. В решении этих проблем применяются различные методики, такие как работа над артикуляцией, дикцией и дыханием для развития речевых навыков, методики эмоциональной открытости и восприятия для передачи эмоций на сцене, методики развития слухового восприятия и реакции на речевые сигналы для эффективного восприятия речи, а также методики творческого мышления, включая мозговой штурм и ролевые игры. Эти подходы и методики способствуют развитию креативности, коммуникативных навыков и самоуверенности подростков на сцене и в жизни.

 

Список литературы

  1. Козлянинова И.П. Сценическая речь: учебное пособие /
    И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова. – М.: Изя–во «ГИТИС». 2002. – 511 с. – ISBN: 5–7196–0249–6.
  2. Методы активного слушания: что означает понятие, виды, техника и правила, эффективные упражнения [Электронный ресурс]. – URL: https://viafuture.ru/katalog–idej/metody–aktivnogo–slushaniya (дата обращения: 30.05.2023). – Текст электронный.
  3. Техника Александера в театральной педагогике Харькова [Электронный ресурс]. – URL: https://providosiki.ru/watch/KKJ9sZMPSlk/tehnika–aleksandera–v–teatralynoy–pedagogike–harykova/ (дата обращения: 30.05.2023). – Текст электронный.
  4. Flacks N. Acting with Passion: A Performer’s Guide to Emotions on Cue: monograph / N. Flacks. – New York: Bloomsbury Publishing, 2015. – 184 p. – ISBN: 1408183730. – Текст непосредственный.
  5. Hagen U. Respect for Acting: monograph / U. Hagen. – New York: Wiley, 1973. – 240 p. – ISBN: 0025473905. – Текст непосредственный.
  6. Polatin B. The Actor’s Secret: Techniques for Transforming Habitual Patterns and Improving Performance (Alexander Technique): monograph / Betsy Polatin. – California: North Atlantic Books, 2013. – 296 p. – ISBN: 9781583946831. – Текст непосредственный.

 

http://izvestia-ippo.ru/mishin-s-v-psikhologo-pedagogicheskie/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *