Мишин И.С. | ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

УДК 159.923

АО ЧУ ВО «Московский финансово–юридический университет МФЮА», г. Москва, Российская Федерация,  e–mail: illium.mos@yandex.ru

В данной статье рассматривается роль театральных студий в дополнительном образовании подростков с акцентом на воспитание творческих личностей. Представлен обзор дополнительного образования и обзор исследований о влиянии театральных студий на развитие подростков. Рассматриваются точки зрения различных авторов, которые подчеркивают важность развития навыков общения, работы в команде и решения проблем. В статье также анализируются педагогические подходы к организации театральных студий, подчеркивается их роль в развитии креативности, воображения и уверенности в себе. Данное исследование подчеркивает значимость театральных студий в развитии творческих личностей в рамках дополнительного образования. Рассматривая различные точки зрения, педагогические подходы и инновационные стратегии, эта статья вносит вклад в понимание преобразующего потенциала театральных студий в формировании подросткового развития.

Изучение театральных студий в системе дополнительного образования подростков является весьма актуальным, поскольку служит мощным инструментом развития творческой личности. Дополнительное образование для подростков охватывает широкий спектр образовательных возможностей, выходящих за рамки обычной школьной программы. Эта тема была подробно исследована и изучена различными исследователями и экспертами в области образования.

В России исследователи, такие как профессор А. Асмолов, обращают внимание на роль внешкольных мероприятий и дополнительного образования в развитии подростков [1]. Например, присоединение к спортивным командам или клубам способствует не только физическому здоровью, но и формирует навыки работы в команде, лидерства и дисциплины. Кроме того, участие в художественных кружках или организациях, связанных с общественной деятельностью, позволяет подросткам проявить себя, развить социальные навыки и создать чувство принадлежности к сообществу.

В своих исследованиях Л. Вартанова подчеркивают пользу образовательных программ развития для подростков в России [3]. Участие в спортивных командах или клубах позволяет не только развивать физическое здоровье, но и формировать навыки командной работы, лидерства и дисциплины. Кроме того, вступление в клубы или организации, связанные с искусством или общественной работой, помогает подросткам раскрыть свои интересы, развить социальные навыки и почувствовать принадлежность к сообществу.

В исследовании, проведенном Ф.В. Межидовым, подчеркивается важность обогащающих программ для подростков в России [8]. Такие программы предлагают углубленное изучение определенных предметов или областей интересов. С появлением онлайн–образования, которое активно изучает Е.В. Вознесенская, дополнительное образование для подростков в России приобретает новые возможности [4].

Театральная студия для подростков — это специализированная образовательная среда, которая предлагает целенаправленное обучение и художественное исследование в области театрального искусства. Она обеспечивает структурированную среду, где молодые люди могут учиться, практиковаться и развивать свои театральные навыки, творчество и самовыражение.

Театральные студии предлагают уникальную и динамичную среду обучения, в которой подростки могут исследовать и развивать свой творческий потенциал. Участвуя в театральной деятельности, подростки приобретают такие ценные навыки, как самовыражение, работа в команде, общение, решение проблем и эмоциональный интеллект. Обстановка театральной студии способствует развитию уверенности в себе, воображения и эмпатии, позволяя подросткам раскрыть свой уникальный художественный голос и развить творческую индивидуальность. Кроме того, театральные студии обеспечивают платформу для личностного роста, самопознания и саморефлексии, способствуя целостному развитию подростков.

Такие ученые, как Б. Оснес, М. Род, Б. Холмвуд, В. Бакстер и К.Э. Лоу, Х. Николсон внесли значительный вклад в изучение театральных студий в системе дополнительного образования подростков как инструмента развития творческой личности. Б. Оснес исследует расширение прав и возможностей и самовыражения [15]. М. Род исследует преобразующую силу театра, делая акцент на сотрудничестве и позитивной самоконцепции [16]. Б. Холмвуд уделяет особое внимание социально–эмоциональным навыкам и эмпатии в театральном образовании [13]. В. Бакстер и К.Э. Лоу рассматривают влияние театра на когнитивное и социальное развитие, подчеркивая критическое мышление и навыки общения [12]. Х. Николсон исследует театральные проекты на базе сообщества и их влияние на развитие подростков [14].

Российские ученые также внесли значительный вклад в изучение театральных студий в системе дополнительного образования подростков как средства развития творческой личности. Работа Е.Ф. Саричевой посвящена речевым технологиям и интеграции живого опыта [11]. Н.П. Вербовая,
О.М. Головина и В.В. Урнова рассматривают психологические аспекты театрального образования [5]. А.Н. Петрова исследует роль театра в развитии социальных навыков и культурного взаимопонимания [10]. С.А. Аристархова,
И.П. Козлянинова, А.М. Кузнецова и др. акцентируют внимание на интеграции театральных студий в образовательный и культурный ландшафт [6, c. 84]. Исследование, проведенное С.Ю. Бубновой, подчеркивают важность театрального образования для подростков [2]. В своем исследовании она обращает внимание на то, что участие в театральных программных и студиях способствует развитию творческого мышления, эмоционального интеллекта и коммуникационных навыков у подростков.

Исследования А. Павловой, профессора психологии искусства, подчеркивают важность театрального образования для развития творческого мышления, эмоциональной интеллектуальности и социальных навыков у подростков [9]. А. Павлова указывает, что участие в театральных программах позволяет подросткам развивать коммуникативные способности, выражать себя через актерское искусство, развивать эмоциональную осведомленность и сотрудничество в группе.

О. Марков провел исследования, подчеркивающие значение театрального образования для развития культурного понимания и эстетической компетентности у подростков [7]. О. Марков отмечает, что участие в театральных постановках и работа над актерским искусством помогает подросткам расширить свои знания об истории, культуре и искусстве, развить эстетическое восприятие и критическое мышление.

Педагогические подходы в организации театральных студий в системе дополнительного образования подростков играют решающую роль в содействии развитию творческой личности. Эти подходы направлены на создание благоприятной и обогащающей среды, способствующей развитию творчества, художественного самовыражения и личностного роста.

Один из педагогических подходов сосредоточен на обеспечении безопасного и инклюзивного пространства для подростков, где они могут раскрыть свой творческий потенциал. В театральных студиях применяется подход, ориентированный на ученика, когда ученики поощряются к активному участию в процессе обучения. Такой подход способствует развитию автономии, самопознанию и самовыражению, позволяя подросткам взять на себя ответственность за свое творческое развитие.

Другим важным педагогическим аспектом является акцент на экспериментальном обучении. Театральные студии обеспечивают практический опыт, где подростки могут заниматься различными видами театральной деятельности, такими как актерское мастерство, импровизация и совместные проекты. Через практические занятия и выступления они учатся применять теоретические знания, развивают свои художественные навыки и глубже понимают творческий процесс.

Педагогические подходы в театральных студиях также направлены на создание прочного фундамента театральных техник и навыков. Подростки получают уроки и рекомендации от опытных преподавателей, которые обеспечивают наставничество, обратную связь и поддержку. Эти преподаватели используют различные методы обучения, включая демонстрации, семинары и индивидуальные тренинги, чтобы развить технические навыки учащихся и способствовать их творческому росту.

Кроме того, педагогические подходы в театральных студиях подчеркивают важность сотрудничества и работы в команде. Подростки учатся работать вместе в ансамбле, развивая эффективное общение, сотрудничество и уважение к чужим идеям. Благодаря совместным проектам и групповым упражнениям они развивают навыки межличностного общения, способность решать проблемы и чувство коллективной ответственности.

Помимо этого, педагогические подходы включают рефлексию и самооценку как неотъемлемые компоненты процесса обучения. Подростков поощряют критически анализировать собственные выступления, определять области для совершенствования и ставить цели для своего творческого развития. Такая рефлексивная практика повышает самосознание, способствует непрерывному обучению и воспитывает установку на рост.

В сфере дополнительного образования для подростков театральные студии начали внедрять инновационные технологии для повышения эффективности обучения и расширения творческих возможностей. Эти технологии предлагают новые возможности для художественного самовыражения, развития навыков и совместных исследований в театральном контексте.

Примерами таких инновационных технологий являются виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) для создания иммерсивной среды, цифровые медиа и проекционное картирование для интеграции динамических визуальных элементов, захват движения и анимация для совмещения живых выступлений с цифровыми элементами, инструменты онлайн сотрудничества для удаленного обучения и выступлений, цифровые инструменты написания сценариев и пьес для разработки сценариев, а также технологии звукового дизайна и производства музыки для создания оригинальных звуковых ландшафтов.

Эти технологические достижения способны обеспечить захватывающий и увлекательный опыт обучения, расширяя границы творческого самовыражения и художественного поиска в театральных студиях. Однако очень важно найти баланс между интеграцией технологий и сохранением фундаментальных принципов театрального искусства, гарантируя, что человеческая связь, живые выступления и воплощенный опыт остаются центральными в процессе театрального обучения.

В заключение следует отметить, что театральные студии играют важнейшую роль в дополнительном образовании подростков, способствуя развитию творческих личностей. Благодаря развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и решать проблемы, театральные занятия позволяют подросткам выразить себя и развить свои художественные таланты. Анализируя различные педагогические подходы и исследуя инновационные практики, данная статья подчеркивает преобразующий потенциал театральных студий в развитии творчества и самовыражения в рамках дополнительного образования. Эти выводы подчеркивают важность включения театрального образования в целостное развитие подростков, способствуя их личностному росту и раскрывая их творческий потенциал.

 

Список литературы

 

  1. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. – 2014. – № 2 (64). – С. 1–6.
  2. Бубнова С.Ю. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства: учебно–методическое пособие / С.Ю. Бубнова. – Шадринск: Шадр. гос. пед. ин–т, 1999. – 102 с.
  3. Вартанова Е.Л. Сборник программ преподавания дисциплин «Медиаобразование в школе»: методическое пособие / Е.Л. Вартанова. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. – 194 с.
  4. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение – история развития и современные тенденции в образовательном пространстве / Е.В. Вознесенская // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 116–123.
  5. Вербовая Н.П. Искусство речи: учебное пособие / Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. – М.: Сов. Россия, 1964. – 316 c.
  6. Ивченко Т.А. Школьная театральная студия как развивающая среда для подростков / Т.А. Ивченко, Г.И. Железовская // В сборнике: Инновации в развитии одаренности: диагностика, обучение, воспитание в условиях цифровизации. сборник научных статей III Международной научно–практической конференции. Саратов, 2021. – С. 83–87.
  7. Марков О.И. Театрализованные представления и театральные постановки: границы размежевания / О.И. Марков // Культурная жизнь Юга России. – 2017. – № 1 (64). – С. 23–25.
  8. Межидов Ф.В. К вопросу духовно–нравственного воспитания подростков в современной образовательной системе / Ф.В. Межидов // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 272–275.
  9. Павлова А.Ю. Роль артпедагогики в образовательной среде [Электронный ресурс]. – URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pavlova–a–yu–rol–artpedagogiki–v–obra/ (дата обращения: 27.05.2023).
  10. Петрова А.Н. Сценическая речь в русском театре XVIII–XIX вв.: учебное пособие / А.Н. Петрова. – М.: Гос. ин–т театр. искусства им.
    А.В. Луначарского, 1977. – 72 c.
  11. Саричева Е.Ф. Сценическая речь [Электронный ресурс]. – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/tehnika–scenrechi–1948.htm (дата обращения: 14.05.2023). – Текст электронный.
  12. Baxter V. Applied Theatre: Performing Health and Wellbeing: tutorial / V. Baxter, K.E. Low. – New York: Bloomsbury Methuen Drama, 2017. – 344 p.
  13. Holmwood B. Drama Education and Dramatherapy: monograph /
    Holmwood. – London: Routledge, 2014. – 204 p.
  14. Nicholson H. Applied Drama: The Gift of Theatre: monograph /
    Nicholson. – London: Red Globe Press, 2015. – 224 p.
  15. Osnes B. Theater for Women’s Participation in Sustainable Development: monograph / B. Osnes. – London: Routledge, 2013. – 240 p.
  16. Rohd M. Theatre for community, conflict & dialogue: the Hope is Vital training manual / M. Rohd. – New York: Heinemann, 1998. – 176 p.

http://izvestia-ippo.ru/mishin-i-s-teatralnaya-studiya-v-sistem/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *