УДК 371.333
Магистрант МГПУ ИППО
По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»
Статья посвящена изучению перлокутивных возможностей средств речевой выразительности в деятельности учителя. Автор ставит вопрос о коммуникативных возможностях речи в процессе обучения. На него влияют возрастные особенности младших школьников: небольшой объем памяти и непроизвольное переключение внимания требуют от учителя особых приемов работы, позволяющих удерживать внимание. Выводом к статье служит утверждение, что обращая внимание на ритмомелодическую сторону речи, оратор сможет более точно доносить свои мысли, удерживая внимание слушателей.
Попадая в школу, ребёнок знакомиться с новой для себя системой норм и правил поведения в обществе, формирует свою культурную идентичность [3]. Учитель становится для ребенка эталоном, на который нужно равняться. Так речь учителя должна соответствовать нормам современного русского языка [1].
В современной школе учитель на практике сталкивается с ситуациями, которые могут повлиять на его речь [2]. Проведя серию наблюдений уроков в третьих-четвертых классах, мы отметили, для привлечения внимания обучающихся учитель повышает силу голоса. При этом дети зачастую не реагируют на громкий голос учителя. Учителя отмечали: «Дети не слышат с первого раза. Материал приходится повторять по пять раз.», «Один на один ребёнок работает хорошо, но во время фронтальной работы ученику сложно воспринять речь учителя.».
Отметим, особенности таких высших психических процессов как восприятие и память в младшем школьном возрасте [4]. Объем непосредственной памяти младшего школьника около 5 единиц (слов). Количество информации, запоминаемой опосредованная, например, с помощью ассоциаций, может увеличиваться вдвое. При этом устойчивость внимания держится в диапазоне 7 – 12 минут. А переключаемость внимания характеризуется в большей степени непроизвольностью. Учитывая психологические особенности младшего школьника, согласимся с учителями школ: дети могут слушать, но не слышать [5].
Фонетически грамотно оформленная речь поможет найти общий язык с классом, решит проблему поведения на уроке и позволит детям работать в доброжелательной обстановке, что в свою очередь позволит добиться большей эффективности в процессе обучения.
Голос учителя служит главным инструментом в обучении детей. С точки зрения анатомии голос – это результат работы голосового аппарата и органов звукоизвлечения. Звук имеет такие свойства как высота (частота колебаний), сила (громкость) и звуковой спектр (совокупность добавочных колебаний или обертонов). Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Не каждый звук, изданный человеком, относится к речи.
Речь – это совместный результат работы голосового аппарата и мышления. Для речи используется меньший диапазон голоса, чем для обычных звуков. Основная цель речи – донести информацию до слушателей. Достичь коммуникативной задачи можно при правильном интонировании.
Одним из важнейших средств выразительности речи является интонация. Интонация – звуковые средства языка, оформляющие высказывание, манера произношения [Толковый словарь Ожегова]. Интонация характеризуется тоном, тембром, интенсивностью и длительностью звучания. Просодия – раздел фонетики, в котором рассматриваются такие особенности произношения как высота, сила (интенсивность), длительность, придыхание, глоттализация, тип примыкания согласного к гласному. [Большая российская энциклопедия ]. Термин просодия синонимичен интонации. Оба этих термина употребляются для функциональной системы средств языка (комплекса фонетических средств, реализующихся в единицах, больших, чем сегментные звуки). Компонентами (элементами) просодии являются: речевая мелодия, ударение, ритм, совестные тоны.
С помощью интонации человек расставляет логические ударения в предложении, отделяет одну словесно оформленную мысль от другой, выражает эмоции. Интонация может удержать внимание учащихся, влиять на его поведение. В. Белинский говорил: «Дело не в слове, а в интонации».
Основная коммуникативная функция речи – передача информации. Если человек понимает, что его сообщение не воспринимают, он начинает повышать голос, чтобы «его услышали». Словно маленький ребенок, для которого крик – способ коммуникации с миром, взрослый человек может повышать голос, чтобы «его услышали».
Ребенок реагирует на резкую смену тона голоса. Это привлекает внимание. При этом постоянно повышенный голос может привести к привыканию. Ребенок перестает реагировать на высокий тон. Тогда до него «нельзя будет докричаться». Воспринимать спокойную речь такому ребенку будет сложно, постольку он не привык слушать и реагировать на низкий тон.
Для достижения цели коммуникации нужно выбирать средства, адекватные ситуации. Являясь комплексом просодических характеристик произнесения, интонация помогает воспринять звучащую речь. Характеризуя типы интонационных средств (интонем), отметим фразовые акценты.
Интонационное или логическое ударение определяет смысл сказанной фразы. Так в предложении «Мы идём гулять.» можно расставить логическое ударение тремя способами. Выделив голосом первое слово, мы скажем, что именно мы пойдем гулять, а не кто-то ещё. Выделив второе слово, мы скажем, что мы пойдём гулять, а не поедем или полетим. Поставив логическое ударение на последнее слово, мы отметим, что мы идём не плавать, а гулять.
Одной из характеристик интонации является тон (высота) звука. Когда человек говорит, происходит движение тона голоса. Восходящее звучание голоса возбуждает, нисходящее – успокаивает, а монотонная речь усыпляет. Для повествовательной интонации подойдёт нисходящий тон, ровное и спокойное произношение слов и фраз. Это позволит избежать лишних эмоций и отвлечения детского внимания, которое, как мы упомянули, весьма непроизвольно. Такая речь подойдёт для объяснения нового материала. Однако необходимо помнить, повествовательный тон может держаться не более 5 – 7 минут, после чего детям будет сложно удерживать внимание. Так, повествовательная речь рекомендуется для фрагмента урока: первичное усвоение знаний.
Для восклицательных фрагментов речи характерно понижение тона голоса вначале и повышение в конце. Для вопросительных предложений наоборот: повышение тона в начале и понижение к окончанию вопроса. Вставлять вопрос и восклицание рекомендуется на таких фрагментах урока как: актуализация знаний, первичная проверка понимания, закрепление.
Обращая внимание на темп (скорость) речи, как компонент интонации, обратим внимание: школьники не будут воспринимать речь, если учитель выберет для повествования слишком быстрый или слишком медленный темп. В первом случае учащиеся не смогут уловить информацию, во втором детям станет скучно. Важно правильно подобрать темп речи, тогда смысл сообщения будет усилен.
Паузы, как компонент интонации играет важную роль в смысловом аспекте речи. Кроме того, что паузы позволяют оратору передохнуть и обдумать последующее изложение, они позволяют выделить важное из речевого потока. Перед особо важной фразой, например, перед озвучиванием правила или подведением итога, необходимо сделать паузу. Такая задержка даст слушателям время на осмысление. Иногда учителю стоит делать паузу, членя фразу на более мелкие части, чтобы ребёнок вдумался в каждое слово. Например: «Подведём итог урока. Пауза. Чтобы определить часть речи, (пауза), нужно задать к слову (пауза) вопрос.»
Сила звука должна быть на столько громкой, чтобы дети слышали учителя вне зависимости от того, на каком ряду они сидят. При этом голос не должен звучать слишком высоко, это будет сбивать детей. Интенсивность, как элемент интонирования, определяется мощностью, переносимой в направлении движения звуковой волны. Интенсивность голоса во время повествования должна быть немного выше, чем в обычной диалогической речи, для привлечения внимания учащихся.
Таким образом, такие возрастные особенности младших школьников как небольшой объем памяти и непроизвольное переключение внимания требуют от учителя особых приемов работы, позволяющих удерживать внимание. Одним из инструментов, позволяющих достичь такой цели, является интонация. Как комплексная характеристика звуковой стороны языка, интонация включает тон, ударение, темп, паузы, силу звука и интенсивность голоса. Обращая внимание на ритмомелодическую сторону речи, оратор сможет более точно доносить свои мысли, удерживая внимание слушателей.
Литература
- Боровская, Е.Р. Первые шаги исследователя филолога в начальной школе / Е.Р. Боровская // Начальная школа. 2017. № 1. С. 72-71.
- Илюшина, Н.Н. Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации Монография [под ред. С.Д. Якушевой] – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. – 196 c. – С. 137-171.
- Лихачев, С.В. Проблема определения содержания понятия «российская культурная идентичность» / Лихачев С. В. // Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе филологического образования составитель и отв. ред. Т. И. Зиновьева. Москва, 2018. С. 10-20.
- Лихачев, С.В. Конспектирование с листа как новый прием обучения младшего школьника письменной речи / С. В. Лихачев // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального образования. 2019. С. 7-9.
- Савенков, А.И. Структура социального интеллекта / Савенков А.И. // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15
The article is devoted to the study of the perlocutionary capabilities of the means of speech expression in the teacher’s activities. The author raises the question of the communicative capabilities of speech in the learning process. It is influenced by the age characteristics of junior schoolchildren: a small amount of memory and involuntary switching of attention require from the teacher special methods of work to keep attention. The conclusion to the article is the statement that by paying attention to the rhythmomelodic side of speech, the speaker will be able to convey his thoughts more accurately, keeping the attention of the audience.
Keywords: expressive means of speech, intonation, teacher.
http://izvestia-ippo.ru/minkina-a-v-ustnaya-rech-uchitelya-kak-sr/