Машурова Дарья Владимировна | ВЛИЯНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Студент бакалавриата Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Направление подготовки 44.03.05. педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) начальное образование, английский язык.

dasha.mashurova02@yandex.ru

Научный руководитель — Ю.И. Апарина,

кандидат педагогических наук, доцент;

доцент Московского городского педагогического университета

В данной статье рассматривается феномен «клипового мышления», его предпосылки и характерные черты. Автор знакомит читателя с основоположниками и происхождением данного термина.  Особое внимание уделяется влиянию клипового мышления на процесс обучения младших школьников английскому языку, а также использованию эффективных методик и приемов в процессе обучения. 

The article studies the phenomenon of «clip thinking», its prerequisites and characteristic features. The author introduces the reader to the founders and the origin of this term.  Special attention is paid to the influence of clip thinking on the process of teaching English to younger schoolchildren, as well as the use of effective methods and techniques in the learning process.

В насыщенном множеством различных цифровых технологий мире с каждым годом отчётливее выделяется проблема концентрации внимания младших школьников во время процесса обучения. Влияние Интернета, социальных сетей, компьютерных игр и телевидения, а также стремление общественности поглотить наибольшее количество информации стало причинами появления нового вида мышления.  Важность использования цифровых технологий в процессе обучения младших школьников иностранному языку подчеркивает в своем исследовании Ю.И. Апарина [1, с.105].

За последнее время многие исследователи и учёные отмечают, что в XXI веке понятийное мышление перестало занимать ведущую роль в познавательных процессах. В связи с этим был выделен феномен «клипового мышления». Первые упоминания об этом прослеживаются уже в 1962 году у Маршалла Маклюэна в произведенииНачало формыКонец формы «Галактика Гутенберга»: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в „электронное общество“ или „глобальную деревню“ и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3].

Позднее, в 1980 году, понятие «клиповое мышление» получило своё первое определение благодаря американскому философу, социологу и футурологу Элвину Тоффлеру, одному из основоположников теории постиндустриального общества. Он ввёл этот термин в своей работе под названием «Третья волна». Исследователь утверждает, что «клиповое мышление» — это «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума» [4].

Важно упомянуть, что происхождение термина углубляется в корни английского языка. В переводе слово «clip» означает «фрагмент», «нарезка», «отрывок».

В отечественную науку данный феномен ввёл советский философ Фёдор Иванович Гиренок, идеи которого направлены на развитие постмодернизма. Согласно его теории, в современном мире «мышление, реагирующее только на удар», то есть нелинейное мышление, доминирует над линейным, бинарным.

В 2010 году российский журналист и философ Константин Григорьевич Фрумкин в своей статье «Клиповое мышление и судьба линейного текста» выделяет, что клиповое мышление «является вектором развития нового уровня отношения человека с информацией, характеризуемого способностью быстро переключаться между разрозненными семантическими фрагментами, а также нашей неспособностью воспринимать длинную линейную последовательность однородной информации» [3]. Более того, он выделил несколько факторов, которые побудили формирование нелинейного мышления. Одними из них является стремительно ускоряющийся темп жизни, желание общественности охватить огромные объёмы актуальной информации, потребность в многозадачности, а также необходимость во взаимодействии с социальной средой.

Клиповое мышление рассматривается как способ восприятия информации, имеющий приобретённый характер, при котором человек не способен производить качественный анализ и синтез полученных информационных потоков. Информация воспринимается фрагментарно, без учета логических связей между отдельными элементами, что приводит к отсутствию цельной картины мира у современного поколения. Таким образом, ключевыми особенностями бессистемного вида мышления являются быстрая скорость и неглубокое восприятие, ограниченность и бедность речи, акцент на визуальные образы, а также доминирование конкретного мышления над абстрактным.

Всё вышесказанное акцентирует внимание на важности создания новых методических решений в области образования, способных ответить на вызовы современности.

Для решения данной проблемы образовательные стандарты требуют от педагогов более инновационных подходов и методов, используемым на уроках. В частности, на пике своей популярности – интерактивный метод обучения, основой которого является взаимодействие всех обучающихся, включая педагога. Данный метод включает в себя как игровые технологии, так и средства мультимедиа (интерактивные доски, проектор и беспроводные планшеты). Облегчая восприятие информации за счёт краткости и ясности материала, данный метод активизирует познавательную деятельность и повышает мотивацию обучающихся к получению новых знаний. На уроках английского языка в начальной школе наиболее эффективными интерактивными методами являются «Мозговой штурм», «Ролевые игры», «Квесты», «Дискуссия», «Карусель», а также обучающие интерактивные сайты «LearningApps», «Online Test Pad», «WordWall».

Принцип наглядности занимает важную роль при обучении английскому языку младших школьников. Основа данного принципа заключается в использовании различных средств для активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия информации. Отличными примерами являются использование карточек с иллюстрацией изучаемых лексических единиц, игрушек, просмотр мультипликационных роликов, задействование жестов и мимики, прослушивание песен, стихотворений и рассказов, изображение грамматических конструкций в виде схемы-опоры. Благодаря принципу наглядности обучающиеся легче осваивают и лучше запоминают новый материал, что делает процесс обучения увлекательным и эффективным. Важным фактором повышения эффективности учебного процесса является дидактическое коммуникативное воздействие педагога на обучающихся. Как отмечает в своем исследовании Ю.И. Апарина, адаптивная речь учителя способствует повышению мотивации младших школьников к изучению иностранного языка [2, с. 12].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что понятие «клиповое мышление» прочно укореняется в современную науку, не обходя стороной сферу образования.  На сегодняшний день
педагогам важно понимать феномен клипового мышления и формировать психологическую и педагогическую среду, которая будет способствовать развитию умений находить информацию, анализировать её и давать объективную оценку.

Литература:

  1. Апарина, Ю. И. Цифровая среда и дидактическая речь как факторы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного обучения / Ю. И. Апарина // Мир образования — образование в мире. – 2022. – № 2(86). – С. 100-106. – DOI 10.51944/20738536_2022_2_100.
  2. Апарина, Ю. И. Приемы адаптации дидактической речи при обучении иностранному языку в начальной школе / Ю. И. Апарина // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков : Материалы международной конференции, Москва, 17–19 марта 2016 года / Под общей редакцией Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2016. – С. 7-13.
  3. Маклюэн М. Галактика гутенберга: Сотворение человека печатной культуры.— К.: Ника -Центр, 2004.— 432 с. [Электронный ресурс]. // https://vk.com/doc5787984_485526238?hash=GeLoKsDybhZk9Q5JbgPeZaTYLXaLutlk9fso9ob03yP&dl=g02XQKf0J9HUgoZZu19gA0fRuYoFZg9gPomWT3EMRYo (дата обращения: 28.11.2024).
  4. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ //М.: АСТ. – 2004. – Т. 781.

http://izvestia-ippo.ru/mashurova-darya-vladimirovna-vliyanie/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *