Мартьянова Г. Ю., Барсегян О. В.| ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Рейтинг
[Всего голосов: 7 Средний: 5]

доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

g.martyanova@mail.ru

магистрант ИППО, ГАОУ ВО МГПУ

barsegian.olga@yandex.ru

Статья представляет результаты эмпирического исследования формальных и содержательных параметров изобразительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями слуха. Показаны обусловленные нарушением детей ограничения в передаче формы, цвета, композиции. Анализируются параметры саморегуляции деятельности, проявления самостоятельности, творчества, художественных навыков, а также отражение в рисунках социального и эмоционального опыта.

Первым продуктивным видом детской деятельности является изобразительная деятельность, посредством которой ребенок выражает свои впечатления об окружающем мире в соответствии с собственным опытом и знаниями. Для ребенка с нарушением слуха она может стать одним из доступных способов познания окружающего мира и построения системы отношений с ним [2].

Психологические особенности детей с нарушениями слуха обусловлены и степенью первичного нарушения, и уровнем речевого развития, и своеобразием мышления, памяти, внимания, в совокупности, детерминирующие возможность отклонений последующего порядка. К таким отклонениям можно отнести позднее становление игровой и продуктивной деятельностей. Недоразвитие речи, сенсорная депривация, нарушения эмоциональной стороны общения определяют медленный темп становления предметного и сюжетного рисования, узость его содержания, стереотипность изображений, ограничение сюжетных линий, нарушения пространственных отношений [3–4].

Целью нашего исследования было определение степени развития продукта и процесса изобразительной деятельности, а также отражения в ее содержании социального и эмоционально-познавательного опыта старших дошкольников. B выборку вошли 59 детей 5–6 лет, имеющие различные нарушения слуха. Тестовыми заданиями стала серия тематических рисунков (рисунки себя, знакомых, близких людей, рисунки волшебного, красивого, необычного) и рисунки на свободные темы. Анализ формальных параметров изобразительной деятельности осуществлялся по критериям Т. С. Комаровой [1].

На первом этапе мы задействовали две линии анализа детских рисунков: продукт и процесс изобразительной деятельности, каждый из которых представлен своими критериями оценки. Так, для анализа продукта важно исследовать форму (как она передана в рисунке, насколько пропорциональны части, передано ли движение), композицию (расположе­ние на листе, соотношение элементов), цвет (совпадение с реальным цветом, разнообразие цветовой гаммы), ассоциатив­ное восприятие пят­на (самосто­ятельность переработки пятна элемента в реальные и фантастические об­разы), а для процесса деятельности – изобразитель­ные навыки (легкость усвоения новых техник,  владение материалами), регуля­цию деятельно­сти (адекватность реагирования на оценку, замечания взрос­лого, критичность оценивания процесса и результата своей ра­боты), уровень самостоя­тельности, творчест­ва (автономность  изобразительной деятельности, обращение за помощью, самостоятель­ность замысла, ори­гинальность изображения).

На втором этапе определяли особенности содержательной стороны изображений. Для этого исследовалась степень выраженности в работах детей социальных взаимоотношений и личного и эмоционально-познавательного опыта. При рассмотрении социального содержания рисунков мы ориентировались на изображение ребенком себя, наличие действий и общения персонажей, выражение их эмоционального состояния. Эмоционально-познавательный опыт можно определить по соответствующей тематике и наличию элементов сюжета в рисунках.

Результаты анализа продукта и процесса изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение результатов анализа формальных параметров рисунков детей с нарушениями слуха

Критерии анализа Значения (%)
Низкие Средние Высокие
Продукт изобразительной деятельности
Форма 77 23 0
Композиция 77 15 8
Цвет 46 31 23
Ассоциативное восприятие образа 62 23 15
Процесс изобразительной деятельности
Изобразительные навыки 46 46 8
Регуляция деятельности 38 54 8
Уровень самостоятельности, творчества 69 23 8

Из таблицы видно, что у большинства испытуемых качество продукта изобразительной деятельности низкое: в нем имеются существенные искажения, образы передаются с ошибками, основные графические показатели – цвет, пропорции, форма – случайны. Вместе с тем, важно отметить, что с передачей цвета дошкольники с нарушениями слуха справились лучше, чем с другими графическими показателями. Западающим критерием можно назвать передачу формы со значительными искажениями, неверным расположением частей, не продуманной композицией рисунка и нарушением пропорциональности предметов и их частей. Можно предположить, что подобная ситуация отражает особенности сенсорного развития испытуемых. Присвоение эталонов формы и величины предполагает четкую ориентировку в пространстве, связанную с восприятием собственного тела. Нарушение слуха может быть фактором, затрудняющим сомато-пространственный гнозис, следовательно, нарушающий и передачу пространственных отношений на листе бумаги.

Процесс изобразительной деятельности у испытуемых представлен, в основном, низкими и средними значениями. Меньше всего выражена самостоятельности, уровень творчества: в 69 % случаев дошкольникам необходима помощь со стороны взрослого, но сами они не инициируют ни обращений за помощью, ни собственного раскрытия изобразительного замысла. Регуляция деятельности как критерий анализа у большинства испытуемых проявляется, с одной стороны, наличием устойчивого интереса к рисованию и эмоционального отклика на оценку взрослого, а с другой – отсутствием адекватной оценки собственной работы. Изобразительные навыки демонстрируют однотипность техники выполнения рисунков и неосознанное использование материала у 46 % испытуемых и у такого же количества детей встречаются лишь отдельные затруднения по анализируемому критерию.

При анализе содержательной стороны изображений мы ориентировались на представленность в работах детей социальных взаимоотношений и отражение личного и эмоционально-познавательного опыта (таблица 2).

Таблица 2. Распределение результатов анализа содержательных параметров рисунков детей с нарушениями слуха

Критерии Выражен

(% случаев)

Не выражен

(% случаев)

Социальные отношения
Изображение ребенком себя 62 38
Отображение действий и взаимодействий персонажей 38 62
Отображение эмоционального состояния персонажей 54 46
Личный и эмоционально-познавательный опыт
Тематика и содержание изображения 69 31
Наличие сюжета в изображении 46 54

Большинство детей с нарушениями слуха (62 %) изображают себя в контексте социальных отношений, но в 38 % случаев действия и пересечения персонажей искажены: нарушены пространственные отношения, изображения сливаются, присутствуют детали, не позволяющие судить о характере взаимодействия.

Несмотря на искажения в изображении самих фигур, у 54 % все-таки отмечаются попытки передачи эмоционального состояния персонажей (улыбка, мимика грусти, повороты и наклоны головы, протянутые друг к другу руки, движения, передающие эмоции). Можно заметить, что особенности передачи социальных представлений в работах детей с нарушениями слуха заключаются в стремлении отразить эмоциональное состояние персонажей и изобразить свою фигуру, что указывает на желание ребенка с нарушением слуха быть включенным в процесс общения не только формально, но и личностно-значимо.

Эмоционально-познавательный опыт передают в своих рисунках 69 % испытуемых с нарушениями слуха, у которых можно выделить соответствующую тематику и содержание изображений, но сюжетная детализация прослеживается лишь у 46 % детей. Таким образом, обедненность тематики и содержания изображений, трудности с передачей сюжетных элементов позволяют сделать вывод о недостаточном применении личного и эмоционально-познавательного опыта детей с нарушением слуха, что обусловлено низким уровнем запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, и проявляется в ограниченной возможности выражения собственного отношения к действительности.

Далее мы сравнили содержательные характеристики рисунков у детей с разными уровнями развития изобразительных умений. Статистический анализ с использованием критерия углового преобразования Фишера показал, что у детей с низкими показателями художественно-графической деятельности и социальные представления в меньшей степени передают соответствующий сюжет и эмоциональное состояние персонажей, в отличие от детей со средними и высокими значениями продуктивности и процессуальности рисования. Вместе с тем, важно заметить, что изображение ребенком себя не ограничивается уровнем развития изобразительных навыков и присутствует, в той или иной степени, как и у детей с низким, так и с высоким и средним уровнями.

Подводя итог, сделаем предположение, что специальная работа по развитию изобразительной деятельности обогащает сенсорный опыт ребенка с нарушением слуха, что, в свою очередь, способствует формированию системы полных и точных представлений о явлениях окружающего мира и дает возможность выразить социальный опыт и опыт личностного отношения к действительности в сюжетном рисовании.

 

Литература

  1. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика, 2015. – 144 с.
  2. Мартьянова, Г. Ю. Потенциал арттерапии в системе коррекционной помощи дошкольнику / Г. Ю. Мартьянова, А. А. Ильина // Психолог. – 2015. – № 1. – С. 94–118.
  3. Соколова, О. Ю. Изобразительное искусство в инклюзивном и дополнительном образовании / О. Ю. Соколова. – М.: ООО Изд-во «Спутник+», 2018. – 101 с.
  4. Самойлов, Н. В. Развитие воображения детей с нарушениями слуха в процессе изобразительной деятельности / Н. В. Самойлов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9. – С. 164–166.

 

AN EMPIRICAL STUDY OF GRAPHIC ACTIVITY IN PRESCHOOLERS WITH HEARING IMPAIRMENTS

The article presents the results of an empirical study of formal and meaningful parameters of visual activity in older preschoolers with hearing impairment. Shown due to the violation of children’s restrictions in the transfer of form, color, composition. The parameters of self-regulation of activity, manifestation of independence, creativity, artistic skills, as well as the reflection in the drawings of social and emotional experience are analyzed.

Key words: painting, hearing impairment, product, fine art, drawing process.

 

http://izvestia-ippo.ru/martyanova-g-yu-barsegyan-o-v-yempiriches/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *