управа Молжаниновского района города Москвы, магистрант Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г.Москва. Е-mail: armaly@yandex.ru
Научный руководитель: Савенков Александр Ильич, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Институт педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г.Москва
Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В статье рассмотрено понятие «картина мира», роль процессов восприятия и познания в формировании картины мира. Показано, что уже в процессе восприятии информации проявляется индивидуальность формируемой картины мира, а в дальнейшем личностное участие в процессе формирования картины мира продолжается и в итоге любое знание, получаемое при постижении мира, становится личностным. Делается вывод, что любой объект познания в процессе его осмысления присваивается человеком в его картине мира (упорядочиваясь и находя там свое место), становится частью личности и инструментом для познания других объектов. Каждая формируемая смысловая конструкция явилась или является потенциальным инструментом для познания следующего объекта. В целом такая многомерная карта мира может быть представлена как дерево, растущее во всех направлениях. Специальное внимание уделено значимости речи в формировании картины мира, так как с развитием такого инструмента как речь, человек получил возможность разговаривать и размышлять не только о том, что он видит и что его окружает, но и о том, чего в реальности не существует. Показана актуальность формирования такой универсальной метакогниции, как осознанное формирование индивидуальной картины мира детьми младшего школьного возраста.
Есть мир, а есть наше представление о нём. Познание и осмысление мира является основой любой деятельности человека, в результате чего напрямую или опосредованно происходит формирование индивидуальной картины мира.
Под картиной мира мы понимаем особый феномен, фиксирующий взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающей действительностью. Это отражающаяся в сознании человека через восприятие, осмысление и понимание смысловая конструкция его бытия в мире. Именно восприятие мира, деятельное отражение в сознании человека окружающей его реальности играет ключевую роль в последующем формировании такой картины.
Актуальность в формировании метакогнитивной способности осознанного, а не спонтанного формирования картины мира связана с тем, что свойственная школьному возрасту неопределенность ценностных ориентаций, отсутствие четких и стабильных параметров оценки себя и окружающей действительности приводит к нарастанию тревожности и эмоционального напряжения, неустойчивости и неопределенности картины мира школьника. Поэтому в конструировании индивидуальной картины мира необходим элемент осознанной активности для создания той реальности, которая вызовет у школьника меньший страх и негативные переживания, станет основой гармоничного развития его личности.
Так как же происходит процесс формирования картины мира? С.Л.Рубинштейн писал, что «…необходимо определить гносеологическое значение ощущения восприятия как чувственного познания… Всякое познание исходит из чувственных, эмпирических данных, и только из них оно и может исходить. Но начиная с них, познание затем переходит к отвлеченному мышлению» [3, с. 118].
Необходимо отметить, что органы чувств человека имеют ограничения как в диапазонах восприятия, так и в том, что именно они имеют возможность воспринимать из свойств объектов или явлений.
Возьмём, например, зрение, через которое человек получает порядка 75 % всей информации. Зрительное восприятие человека — это способность его зрительной системы преобразовывать энергию электромагнитного излучения светового диапазона длин волн 400—750 нанометров в информацию и воспринимать её. Мало того, что мы способны воспринимать информацию от окружающего мира в ограниченном диапазоне, так в связи с индивидуальными физиологическими особенностями каждый из нас воспринимает и обрабатывает информацию по-разному. Таким образом, уже на самом первом этапе, на котором человек сталкивается с сигналами внешнего мира – в восприятии информации проявляется индивидуальность формируемой картины мира. В дальнейшем личностное участие в процессе формирования картины мира продолжается, так как в итоге любое знание, получаемое при постижении мира, становится личностным.
В своей книги «Личностное знание» М. Полани исследует акт познания и выявляет в нем неотъемлемый вклад познающей личности: «акт познания осуществляется посредством упорядочения ряда предметов, которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в искусный результат, теоретический или практический» [2, с. 18]. В самом процессе акта познания у М. Полани «…внешний объект осмысляется благодаря тому, что он становится нашим собственным продолжением и в результате убеждения преобразуются в более активные интенции, пронизывающие все наше существо. …объект превращается в инструмент, попадая в операциональное поле, созданное нашим целенаправленным действием, и выступая в этом поле как продолжение нашего тела» [2, с. 98].
Мы приходим к тому, что любой объект познания в процессе его осмысления присваивается человеком в его картине мира (упорядочиваясь и находя там свое место), становится частью личности и инструментом для познания других объектов. Как и М.Полани, который говорит о том, что любую теорию можно представить как своеобразную карту, протяженную в пространстве и во времени [2, с. 21], мы тоже представляем формируемую на протяжении жизни отдельного человека его картину мира как сложный многомерный конструкт, сотканный из различных упорядоченных, полученных через органы чувств и оформленных в смысловые конструкции элементов знания. Каждая такая смысловая конструкция явилась или является потенциальным инструментом для познания следующего объекта. В целом такую многомерную карту мира можно представить как дерево, растущее во всех направлениях.
М.Полани считает: «искусство познания предполагает сознательное изменения мира: расширить наше периферическое сознание, включив в него различные предметы, которые в искусных действиях выступают как инструменты, подчиненные главному результату, а в суждениях знатоков — как элементы рассматриваемых целостностей» [2, с. 102].
В сходном ключе рассуждает В.Н. Марков: «…все знания, полученные человеком в ходе усвоения культуры, во внутреннем мире получают привязку к внутренним субъектам как к системе координат» [1, с. 78].
Но новые знания не просто пассивно пристраиваются к уже присвоенному. Так, А.И. Савенков пишет: «Новая информация, вступив в контакт с прежним опытом человека, не просто надстраивается над тем, что уже было, а полностью перестраивает или, как говорят специалисты, переструктурирует все имеющиеся знания. Каждая новая информация, превратившись в личное приобретение человека – знания, полностью их реконструирует, делает их совсем другими» [4, с. 185].
Нам в первую очередь, в рамках формирования метакогнитивной способности к осмыслению окружающей действительности и формирования индивидуальной картины мира необходимо понимать, как происходит процесс усвоение (присвоения) знания.
И здесь необходимо обратиться к теории П.Я. Гальперина, который считал, что усвоение знаний – это усвоение действий по применению знаний и совместно с Н.Ф.Тылызиной выделил основные этапы формирования умственных действий [4, с. 131]. Данная теория признана многими выдающимися учеными и успешно используется при разработке различных обучающих программ. Мы же обратим внимание на значительную роль речи в теории П.Я.Гальперина и вообще на значимость речи в формировании картины мира. Многие ученые, тот же М.Полани [2, с. 104], Ю.Н.Харари [5, с. 30] и другие признают, что своё интеллектуальное превосходство над другими животными человек получил благодаря возникновению способности думать и выстраивать коммуникацию с помощью словесного языка, что стало плодом так называемой «когнитивной революции», произошедшей 70-30 тысяч лет назад.
Применительно к формированию картины мира это означает, что человек смог запустить механизм присваивания объектов как инструментария на более высоком уровне. Речь позволила оперировать гораздо большим количеством предметов и на более качественном уровне. Она позволила обсуждать эти предметы между собой и выстраивать такие образы, которые соотносились с образами других людей и дали кооперироваться, что рождало картины мира уже следующего уровня сложности.
Считается, что одним из основных преимуществ человеческого языка является его гибкость. Сложенные в разных вариантах звуки складываются в слова и в итоге в бесконечное количество предложений, передающих тончайшие оттенки смыслов, отражающих окружающую действительность и эмоций, испытываемых при соприкосновении с ней. Но на этом определяющая роль языка далеко не оканчивается. С развитием такого инструмента как речь, человек получил возможность разговаривать и размышлять не только о том, что он видит и что его окружает, но и о том, чего в реальности нет. В природе не существует «денег», «совершеннолетия», «трудовых книжек», «пенсий», «диссертаций», «греха», «транснациональных корпораций» и «государств». Всё это стало возможным благодаря социальным договорённостям и сегодня существует как неотъемлемая часть нашей жизни только благодаря такой способности мышления и языка, как способность обсуждать придуманное. А включение в свой инструментарий помимо речи ещё символов и чисел позволило выстраивать такие смысловые конструкции, которые спустя века привели человечество в космос и способны разрушить человеческую цивилизацию на земле в одно мгновение.
Таким образом, усложнение человеческого общества приводило к усложнению формируемых картин мира у его членов. Разделение труда на узкие специальности позволило человеку углублять свое понимание в различных областях жизни и концентрироваться на развитии своей картины в каком-либо одном узком направлении. В подавляющем большинстве картина мира формируется опытным путем через освоение окружающей действительности при тесном взаимодействии с ней. Более высоким порядком формирования картины мира является осмысление и освоение отдельного опыта других людей. И ещё более высокий порядок – через осмысление, переработку и присваивание сформированных другими людьми их картин мира. Творение такого акта познания можно наблюдать, например, у профессиональных интервьюеров, которые работают с реконструкцией картины мира собеседника, выявляя отдельные фрагменты образа мира собеседника, сопоставляя их в разговоре с уже известным им опытом. В результате чего в идеале у каждого участника происходит обогащение собственной картины мира.
Предполагаем, что матакогниции по построению отдельной личностью картины мира связаны с пониманием данной личностью:
- мотивации для её формирования;
- её функциональности;
- этапов и особенностей её формирования;
- естественных ограничений при её формировании.
Считаем, что развитие способности к осознанному формированию собственной картины мира современного школьника является необходимым условием успешного и гармоничного развития его личности и её жизнедеятельности.
Список литературы
- Марков В.Н. Внутренний мир как мультисубъектность // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. № 2(90). С. 78-92.
- Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Москва: Прогресс, 1985. 344 с.
- Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн – СПб.: Питер, 2003. –512 с. – (Серия Мастера психологии
- Савенков А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов — 3-е изд., перераб. доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 317 с.
- Харари Ю.Н. Sapiens.Краткая история человечества. – Москва: Синдбад, 2019. – 520 с.
http://izvestia-ippo.ru/malyy-a-n-osoznannoe-formirovanie-ind/