Маляренко А. А. , Сергеева О. Ю. | ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Маляренко А. А.
студентка 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
E-mail: anya.malyarenko.98@mail.ru

Сергеева О. Ю.

студентка 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
E-mail: s862000@bk.ru

В данной статье рассматривается один из вариантов обучения младших школьников в контексте современного образования. В сложившейся школьной практике существует острая потребность актуализации иноязычного образования посредством поиска новых путей вовлечения младших школьников в образовательный процесс. С каждым годом растет популяризации игровых технологий, развитие интернет-ресурсов и ИКТ-технологий, а также создаются новые образовательные практики. Одной из таких практик является геймификация.

На наш взгляд, геймификация, как новая форма обучения, заслуживает особого внимания в методологическом аспекте. Многие преподаватели уже оценили потенциал данного направления в качестве дополнительного материала и в качестве способа расширения возможностей традиционного обучения. Некоторые современные исследователи обнаружили в данном методе огромный дидактический потенциал, поскольку он позволяет сместить акцент на социальное и интерактивное обучение, а не на традиционный образовательный формат, где учитель находится в центре «системы». Однако стоит отметить, что игровой подход является одной из основ геймификации, так как именно в нём: можно получить необходимый опыт; практиковаться и совершать ошибки; развивать организованность и командную работу.  Однако также важно дифференцировать понятия «дидактическая игра» и «геймификация». В данной статье подробно описываются различия этих подходов в образовательном процессе.

В современном педагогическом сообществе существует непонимание различий в значении слов: игра и геймификация. Но стоит разделять данные понятия. По мнению Льва Семёновича Выготского, игра — это особый вид деятельности, возникающий при нереализованных тенденциях, вследствие которых возникает общественный опыт. [2.с.203] А геймификация, по словам Ника Пеллинга, она же игровизация, — это использование игровых элементов в неигровых процессах. [1.с.36] Основное направление геймификации — достижение поставленной цели и результатов. Эта форма обучения использует естественную склонность человека к соревнованиям, достижениям, конкуренции и сотрудничеству. Этот приём мотивирует на достижение целей и повышает производительность.

Важно отметить, что цель данной формы обучения — применение на практике новейших образовательных технологий, чтобы привлечь внимание обучающихся к предмету, а также заинтересовать их в процессе познания, реализуемым непривычным для них способом. Соответственно, использование геймификации на уроках английского языка значительно повышает уровень мотивации к изучению данного языка. Данная система служит не только для привлечения внимания обучающихся, но и для удержания, и для контроля процесса обучения.

Рассмотрим более подробно педагогические механизмы данной системы. Она базируется на трёх основных принципах: мотивация, статус, вознаграждение. Разберём их более детально.

Первый принцип — принцип мотивации. Он упоминался нами в тексте статьи не один раз.  Любая игра содержит в себе мотивацию для её участников. Для чего это нужно? Чтобы двигаться дальше, а не бросить на каком-либо этапе прохождения. Перед человеком должна стоять четкая задача, которая будет давать ему стимул двигаться дальше, развиваться, узнавать что-то новое для себя. На наш взгляд мотивация является основным принципом, и она заложена в саму суть геймификации. Мотивацией могут служить как поощрения «бонусы», которые можно получить в ходе урока, так и некая система наказаний.

Второй принцип — принцип статуса. На протяжении всей игры у обучающихся развивается их «персонаж»/ «герой», они переходят на новые «уровни». Чем дальше они проходят, тем выше их статус, тем «сильнее становится их персонаж».  Младшим школьникам свойственно идентифицировать себя с игровым персонажем, что также позволяет им наращивать свой социальный статус среди сверстников. Поскольку школьники заинтересованы в сохранении данного статуса, они будут прикладывать больше усилий в его поддержании, что положительно отразится на успеваемости и уровне качества знаний.

Третий принцип — принцип вознаграждения. В большинстве современных игр после прохождения уровня есть какое-либо вознаграждение: золото, звёздочки, алмазы и многое другое. Чем труднее уровень, тем больше будет вознаграждение. Во время практики мы обратили внимание на то, что обычная похвала или отметка «5» перестают работать так, как это было раньше. Если во 2 классе это ещё работает как некий стимул, то в 3 и 4 классе данная система теряет свою актуальность. Обучающиеся понимают, что, если выполнят свою работу очень хорошо или же отлично — результат останется прежним. А дополнительное вознаграждение увеличивает интерес к обучению, к изучению новых знаний и даёт стимул действовать активнее. Главное не уйти в «крайность», не сделать эту систему либо очень легкой, либо практически невозможной в плане достижения. Важно также, чтобы обучающие не зацикливались только на «бонусах», а больше были ориентированы на процесс. Эту методическую задачу должен поддерживать учитель в процессе геймификации.

Выше уже были приведены определения, цели и принципы геймификации, осталось понять каким образом лучше использовать данную форму обучения на уроках английского языка. При его изучении учащиеся сталкиваются с множеством трудностей. Например, психологическими: кризис семи лет, социализация и так далее.  Также обучающиеся могут испытывать затруднения в понимании иностранного языка: фонетические особенности, новая, сложная и объёмная лексика, непростые грамматические правила и многое другое. Поэтому, на наш взгляд, на начальном этапе обучения иностранному языку одной из самых важных задач у учителя является преподнесение английского языка как чего-то интересного и увлекательного. На данном этапе происходит формирование мотивации и создание условий для дальнейшего изучения иностранного языка.

Другой особенностью данного процесса является то, что в начальных классах у детей часто встречается явление рассеянного внимания, им очень трудно долго концентрироваться на чём-то одном особенно, если они не заинтересованы в предмете. Также стоит отметить потребность младших школьников в смене деятельности и в необходимости осуществления двигательной активности. Каким образом тогда привить интерес к изучению английского языка, как сделать процесс обучения эффективнее и активировать познавательную деятельность? Ответ кроется в имплементации метода геймификации.

Согласно исследованию Соколовой Евы Рудольфовны, существует четыре основных способа применения геймификации:

  • адаптация оценок к получению очков опыта в процессе игры;
  • изменение коммуникации на занятиях;
  • изменение структуры самих занятий;
  • и изменение структуры учащихся класса.

Предлагаем рассмотреть конкретный пример того, как можно использовать геймификацию на уроках иностранного языка. Мы расписали небольшой план урока для 3 класса по программе Spotlight по теме: «In my lunch box!», на котором применили данную форму работы.

На этапе актуализации ранее полученных знаний, учитель и ученики попадают в вымышленный мир (например, «The Sims»), в котором они становятся персонажами. В ходе игры учащиеся будут получать “очки счастья”, которые они смогут обменять на бонусы: освобождение от 1 домашнего задания, возможность получить +1 балл к плохой оценке и т. д. Однако за нарушение дисциплины, опоздания отнимаются «очки счастья».

На этапе применение знаний и умений в новой ситуации проводится первая игра. Дети знают, что у персонажей Sims есть потребности, одна из них — “потребность в общении”, чтобы повысить её предлагается данная игра.  Она называется «Pronunciation». Необходимо расставить стулья по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Учитель объявляет «главный звук, например, [Ѳ]. Обучающиеся начинают ходить вокруг стульев, в то время как учитель медленно произносит любые слова на английском. Как только учитель называет слово со звуком [Ѳ], обучающиеся должны занять место на стульях. Можно усложнить игру, проверяя учеников: после того, как они заняли место, учитель предлагает одному из учеников назвать слово, из-за которого он занял место. В данной игре хорошо отрабатываются звуки, так как обучающиеся стараются внимательно слушать. Её можно использовать вместе с фонетической разминкой. Цель данной игры развитие фонетических и произносительных навыков. За каждый правильный звук даётся 1 «очко счастья».

Для того, чтобы ваши симы не умерли, им необходимо объединиться в команды (учитель заранее распределяет детей на равные по силе команды) и «добыть еду». В этом нам поможет вторая игра, которая называется «Look and remember». Правила игры очень просты. Перед учащимися на некоторое время появляются карточки с изученной лексикой. На половине из них написаны слова на английском языке, а на второй половине либо картинка (лучше использовать во 2 классе и в начале 3), либо перевод на русский язык. Задача детей запомнить как можно больше пар карточек, чтобы потом по очереди открывать их. Перед игрой лучше всего разбить детей на несколько команд, например по рядам, чтобы был некий соревновательный эффект. За каждую правильно сопоставленную пару карточек начисляются «очки счастья». Какая команда набрала наибольшее количество баллов, та и победила. Цель данной игры отработать и закрепить новую лексику.

На этапе контроля знаний ученики подняли уже несколько потребностей. Осталось совсем немного. Персонажам необходимо «поднять досуг». На этапе закрепления материала даём детям третью игру, которая называется «What do you like?». Задачей учащихся является выяснение у собеседников путем расспроса, что они любят. Данная игра направлена на повторение Present Simple Tense.

В конце урока учитель выводит на электронную доску количество заработанных «очков счастья». Если учащийся заработал n количество очков, то он сможет обменять их на вышеперечисленные бонусы.

Также стоит сказать о положительных и отрицательных сторонах геймификации. Как мы могли убедиться, данная форма работы на уроке имеет достаточно преимуществ таких как: непринуждённая атмосфера, в которой учащимся комфортнее получать знания; дополнительная мотивация к изучению иностранного языка, учитель превращает скучную тему в увлекательное путешествие; спокойное отношение к ошибкам, ведь можно всегда попробовать снова; прогресс обучающихся становится заметнее для них самих, так как они могут почувствовать себя другими людьми, использовать различные учебные стратегии и увидеть необычное в привычном обучении.

Что же касается отрицательных сторон. Учениками хуже воспринимаются традиционные формы работы. Им может стать трудно концентрироваться на предмете без постоянного добавления «бонусов». Может ухудшиться атмосфера в классе: конкуренция может привести к агрессии и конфликтным ситуациям. Педагогу необходимо уметь распознавать, когда конкуренция является здоровой, а когда выходит за рамки дозволенного. Ещё одним минусом может стать снижение мотивации. Да, мы много раз упоминали, что геймификация создаёт дополнительную мотивацию, но может произойти и обратное из-за постоянного ожидания вознаграждения. Ученики могут просто не захотеть делать что-то просто так. И последнее, о чём стоит упомянуть, это отсутствие времени на уроке. В теории данная форма работы очень простая и эффективная, на практике же одна игровая технология может растянуться минут на 10–15, что является большим минусом.

В заключении хочется отметить, что, благодаря Нику Пеллингу, появилось определение «геймификация», которое изначально использовалось для привлечения аудитории в сфере бизнеса. Но спустя 6 лет данное направление стали использовать при изучении английского языка. Авторы статьи приходят к выводу о том, что геймификация — очень интересная, необычная и эффективная методика, особенно актуальная в начальной школе. При грамотном комбинировании геймификации и традиционного обучения, можно повысить эффективность процесса изучения иностранного языка, создать дополнительную мотивацию у обучающихся.

 

Литература

  1. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и Властвуй/ Вербах К., Хантер Д.// Геймифи-что? М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015. С. 35-39
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка// Игра и её роль в психологии развитии ребёнка М.: «Смысл» 2004. С. 200-223
  3. Дымова Т.Е. Геймификация в образовании/ Т.Е. Дымова Российский учебник // Российский учебник [Электронный ресурс] URL: https://rosuchebnik.ru/material/gejmifikacija-v-obrazovanii/? (Дата доступа 27.02.2018)
  4. Карасева Л. Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе/ РКБ. Тренды [Электронный ресурс] URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994 (Дата доступа 03.2021)
  5. Кузнецова А. Геймификация процесса обучения в школе: как игровые методы применяются в школе, метод геймификации / А. Кузнецова, А. Насырова Фоксфорд// Фоксфорд [Электронный ресурс] URL: https://media.foxford.ru/gejmifikaciya-processa-obucheniya-v-shkole/ (Дата доступа 06.09.2021)

Abstract. This article discusses one of the options for teaching younger schoolchildren in the context of modern education. In the current school practice, there is an urgent need to actualize foreign language education by searching for new ways to involve younger students in the educational process. The popularization of gaming technologies, the development of Internet resources and ICT technologies is growing every year, as well as new educational practices are being created. One of these practices is gamification.

In our opinion, gamification, as a new form of learning, deserves special attention in the methodological aspect. Many teachers have already appreciated the potential of this direction as an additional material and as a way to expand the possibilities of traditional learning. Some modern researchers have discovered a huge didactic potential in this method, since it allows you to shift the focus to social and interactive learning, rather than to the traditional educational format, where the teacher is at the center of the «system». However, it is worth noting that the gaming approach is one of the foundations of gamification, since it is in it: you can get the necessary experience; practice and make mistakes; develop organization and teamwork.  However, it is also important to differentiate the concepts of «didactic game» and «gamification». This article describes in detail the differences between these approaches in the educational process.

Key words: gamification, game, motivation, primary school students.

http://izvestia-ippo.ru/malyarenko-a-a-sergeeva-o-yu-geymifika/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *