Маликова М.Г. | ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

аспирант ГАОУ ВО МГПУ

mmalikova35@gmail.com

Статья посвящена проблеме воспитания человека культуры в условиях полиэтнической среды современной начальной школы. По мнению автора, идея гармонизации образовательной среды реализуется посредством построения образовательного процесса на основе принципов диалогического общения и ориентации на речевой идеал.

Особенности образовательной среды современной школы в многом объясняются активизацией миграционных процессов, придающих социуму в целом, прежде всего столичного региона полиэтнический характер.

Исследователи поликультурного состава школ города Москвы констатируют: в 98% школ обучаются школьники-инофоны, как правило, дети мигрантов; в 33% столичных школ количество детей, для которых русский язык не является родным, во многих классах составляет четвертую часть списочного состава; дети мигрантов являются носителями тридцати различных языков; поликультурный состав класса не является стабильным, в течение учебного года постоянно меняется. Сказанное позволяет заключить: «поликультурная среда современной московской школы имеет мозаичный характер, «составлена» языками и культурами разных этносов» [5, с. 12].

Названные особенности поликультурного состава школы негативно сказываются на уровне культуры речевого поведения молодежи, детей, что объясняет необходимость осуществления педагогической деятельности по воспитанию человека культуры, что обеспечит «гармоничное сосуществование представителей разных культур. Со стороны школьников, являющихся носителями русского родного языка, русской культуры – стремление помочь сверстникам в освоении учебного и культурного пространства языка, литературы, истории. Со стороны школьников, являющихся представителями иной культуры – желание познать новую для них языковую жизнь, литературное богатство, реалии страны проживания» [1, с. 67].

Идея гармонизации образовательной среды обращает разработчика к установкам нормативных документов с целью выявления основ проектируемой программы повышения культуры общения. Во ФГОС НОО мы выделяем принцип диалогического общения и принцип ориентации на речевой идеал, реализация которых позволяет, во-первых, удовлетворить потребность детей в диалогическом общении, во-вторых, обеспечивает опору на речевые образцы.

Проанализируем возможности внедрения названных принципов в образовательный процесс современной поликультурной начальной школы.

Собственный педагогический опыт, изучение взглядов методистов (Т.Н. Антоновой, А.В. Богдановой, А.С. Львовой и др.) позволяют утверждать, что общение младших школьников в образовательном процессе затруднено недостатками создаваемых ими диалогов, в их числе: отсутствие уместного обращения к собеседнику; «отход» от темы беседы; неумение участников диалога использовать невербальные средства общения; «разговорно-бытовой, ситуативный характер диалогической речи; «пограничный» с жанром ссоры характер дискуссионной диалогической речи школьников» [2, с. 279].

Важнейшее направление в работе по воспитанию человека культуры – обучение этикетному (вежливому) диалогическому общению, что, прежде всего выявляет диалогический аспект обучения.  Это предполагает практическое усвоение обучающимися следующих понятий: диалог, монолог, структура диалога, культура диалога. Обучение диалогу должно быть ориентировано на формирование представлений и умений в области диалога: представление о диалоге и монологе; умение распознавать монолог и диалог в устной и письменной формах; умение вести в паре мини-диалог по заданной теме; умение составлять реплики-вопросы и реплики-ответы в соответствии с речевой ситуацией; умение определять вид диалога и использовать тот или иной вид диалога в зависимости от ситуации общения; умение оценивать уместность выбора вида диалога. Продуктивен подход, предполагающий следующую типологию умений: «согласно речевым ролям собеседников: роли говорящего (вступать в общение; планировать высказывание с учетом ситуации; отбирать материал и оформлять его в речи; использовать средства воздействия); роли слушающего (выслушивать и понимать собеседника; осознавать свое коммуникативное намерение; понимать задачу)» [3, с. 86].

Особо выделяется аспект обучения речевому этикету, позволяющий ребенку-инофону овладевать эталонами коммуникации, свойственными среде проживания, изучать правила эффективного общения, овладеть добрым отношением к людям и способами выражения этого отношения. Сказанное объясняет необходимость обеспечения осведомленности детей в области речевого этикета: знания формул речевого этикета и умений их использовать.

Согласно взглядам современных исследователей проблем обучения речевому этикету (И.Н. Курочкиной, Т.А. Ладыженской, Н.И. Формановской и др.), результатом этой работы должно стать  «формирование у школьников умений адекватного использования единиц речевого этикета в различных ситуациях общения для достижения целей коммуникации» [6, с. 232]. Названная цель определяет основные задачи обучения речевому этикету: становление коммуникативной грамотности школьников, обучение ответственному речевому поведению и уместному использованию единиц речевого этикета в различных ситуациях общения.

При разработке программы и содержания обучения речевому этикету педагог должен учитывать, что речевой этикет проявляется на разных уровнях языка (лексическом и фразеологическом, грамматическом, стилистическом, произносительном, организационно-коммуникативном), поэтому работа должна быть организована на всех уровнях, с учетом их специфики.  Так, на лексическом уровне используются особые слова: «простите», «позвольте», «товарищи», «друзья»; на грамматическом уровне – особые словосочетания, выражения («Простите, Вы выходите?»); на стилистическом уровне имеет место запрет на использование сниженных языковых единиц; на произносительном уровне реализуется уважительная интонация, отчетливая дикция; «на организационно-коммуникативном уровне имеют место запреты – нельзя перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор» [6, с. 230].

Воспитание человека культуры предполагает работу по следующим направлениям: «формирование ценностных ориентиров в области человеческого общения (уважение достоинства человека, толерантность, вежливость); формирование представлений о речевом этикете как средстве уважительного отношения к людям; совершенствование, обогащение словарного запаса в области речевого этикета; обучение выбору уместной речевой единицы с учетом речевой ситуации, цели общения, обстоятельств коммуникации); обучение разворачиванию и сворачиванию единицы речевого этикета с учетом условий общения» [6, с. 232–233].

В работе по привитию младшим школьникам умений этикетного диалога следует применять наиболее эффективные способы и приемы обучения: сообщение исторических справок о культуре общения; восприятие представленных в литературных произведениях эталонов речевого поведения, их анализ; беседы этического характера; создание и анализ типовых речевых ситуаций; составление диалогов по картинке, по речевой ситуации; разыгрывание сценок и др.  Данная работа проводится по тематическим группам речевого этикета, на основе типовых ситуаций поведения («в метро», «с друзьями во дворе», «вечером в семье», «на уроке», «у доктора» и др.). В процессе анализа речевых ситуаций обучающиеся «выводят» правила уместного выбора единиц речевого этикета, что возможно лишь при условии определенного запаса в словаре ребенка формул речевого этикета. Сказанное объясняет необходимость пополнения словаря ребенка единицами речевого этикета, уточнения значений, активизации и систематизации «вежливых» слов. Решение этих задач осуществляется в специальных ситуациях, а также в широком контексте образовательного процесса поликультурной школы.

Вслед за современными методистами (И.Н. Курочкиной, Т.А. Ладыженской и др.), мы выделяем условия эффективного обучения младших школьников речевому этикету: овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия; ориентация обучающихся на толерантное общение с представителями иных культур; овладение характеристиками вежливого общения (гибкость, эмпатийность, толерантность, некатегоричность суждений при высказывании мнения) и др. [6, с. 231].

В условиях культурного многообразия актуален вопрос определения подходов к организации целенаправленного обучения речевому этикету. Так, аксиологический подход предполагает воспитание у обучающихся уважительного отношения к людям; лингводидактический подход содействует осознанию ребенком себя субъектом поликультурного общества; функциональный подход предполагает практическое усвоение школьниками функций речевого этикета; партисипативный подход обеспечивает выбор ребенком собственной «стратегии межличностного общения» [6, с. 231].

В достижении положительного результата в процессе формирования человека культуры первостепенную роль играет потенциал самого педагога как коммуникативного лидера, который представляет обучающимся эталоны коммуникации, в полной мере согласующиеся со сформировавшимися в русской культуре образами прекрасного, то есть выполняет «миссию предъявления идеала речевого поведения в образовательном процессе» [4, c. 39].

Литература

  1. Зиновьева Т.И. Готовность учителя к воспитанию ребенка как человека культуры в условиях языкового многообразия школы // Начальная школа. – – №9. – С. 65–69.
  2. Зиновьева Т.И., Антонова Т.Н. Достижения методической науки в области обучения школьников диалогу: исторический аспект // Вестник ГУУ. 2013. – №9. – С. 275–283.
  3. Зиновьева Т.И., Богданова А.В. Вопросы развития интонационной выразительности диалогической речи младших школьников в методической науке // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №3 (21). С. 84-94.
  4. Зиновьева Т.И., Маликова М.Г. Речевая культура педагога как ресурс социализации обучающихся поликультурной школы // Среднее профессиональное образование. – – №9. – С. 38–40
  5. Комплексная система обучения детей мигрантов русскому языку и русской культуре в поликультурной начальной школе города Москвы: коллективная монография. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 231 с.
  6. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебник и практикум для академического бакалавриата /Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Сильченкова, Л.С. Трегубова; под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 255 с.

The article is devoted to the problem of culture education in the conditions of polyethnic environment of modern primary school. According to the author, the idea of harmonization of the educational environment is implemented through the construction of the educational process on the basis of the principles of dialogue and orientation to the speech ideal.

Key words: polyethnic environment, person of culture, dialogue, speech etiquette, the principle of dialogical communication, the principle of orientation to the ideal.

http://izvestia-ippo.ru/malikova-m-g-yetiketnyy-dialog-v-siste/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *