Маликова М.Г. | АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ОРИЕНТАЦИИ НА РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

аспирант ГАОУ ВО МГПУ

email: mmalikova35@gmail.com

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА» 

Статья посвящена проблеме социализации личности обучающихся в поликультурной школе средствами реализации в образовательном процессе социокультурной цели, что предполагает развитие монологической и диалогической речи. В качестве пути достижения социокультурной цели обучения русскому языку автор выдвигает принцип ориентации на идеал.

Имеющие место в российской действительности процессы активного перемещения мигрантов обострили образовательный аспект их социальной защиты – проблему овладения языком страны проживания, то есть русским языком. Решение государством названной задачи позитивно скажется на социальной адаптации и интеграции мигрантов в общество, создаст приемлемые условия устойчивого взаимодействия мигрантов и принимающего сообщества.

Особый аспект указанной проблемы – овладение русским языком, речевой деятельностью детьми мигрантов, что осуществляется в системе российского образования, в полиэтнической / поликультурной школе [2].

Весьма распространенный ранее термин «полиэтническая школа», в значении которого выделяется этнический компонент, сегодня применяется редко, поскольку заменен термином «поликультурная школа»; в смысловом содержании этого термина преобладают иные компоненты, а именно: не этническая, а культурная и языковая принадлежность обучающихся. Современная ситуация отличается укреплением позиций именно поликультурной школы, в рамках которой поликультурность образовательной среды учреждения учитывается за счет внедрения принципа диалогизации учебно-воспитательного процесса [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования названы основные итоги обучения русскому языку: становление первоначальных знаний о многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения [6, с. 10].

Сказанное актуализирует задачу поиска путей достижения названных результатов языкового образования, осуществляемого в поликультурной среде.

Изучение трудов исследователей контингента современной поликультурной школы мегаполиса (В.П. Абрамова, Ю.А. Горячева, Л.Е. Курнешовой, Петрова С.И., Т.Ю. Уша и др.) показало: сегодня в образовательных учреждениях города Москвы получают образование более восьмидесяти тысяч детей мигрантов, являющихся представителями более чем тридцати этносов. Большая их часть русским языком в необходимой мере не владеют; ярко выраженная особенность контингента образовательных учреждений столичного региона состоит в его (контингента) малая устойчивость, что объясняется интенсивностью перемещения мигрантов; сегмент обучающихся-инофонов (для них русский язык не является родным) в составе класса значителен [2; 3].

Сказанное выявляет проблемы социализации детей мигрантов в стране проживания, интеграции в столичное общество, что обнаруживает потребность в принятии особых мер, в поиске адекватных решений обозначенных задач.

В статусе весьма значимой меры предстает реализация в обучении русскому языку его социокультурной цели, что предусматривает формирование коммуникативной компетенции обучающихся, развитие их монологической и диалогической речи [5].

Реализация в образовательном процессе социокультурной цели осуществляется в контексте достижения задач социализации личности (Ю.Е. Гусева, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.). По нашему мнению, актуальна трактовка анализируемого понятия как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [4].

Следует особо выделить мнение исследователей (С.А. Дружилова, А.М. Кондакова, С.А. Хазовой), рассматривающих сферу образования как некое упорядоченное собрание образцов, идеалов, эталонов, правил, норм [1].

Сопоставление разных точек зрения ученых относительно сущностного содержания понятия социализации выявляет в данном понятии ценностный компонент, поскольку механизм социализации личности «запускается», действует именно при помощи, посредством норм, традиций, образцов и др.

Сказанное позволяет нам позиционировать в качестве важнейшего ресурса социализации личности обучающихся принцип ориентации на идеал, который описан в «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», в «Программе духовно-нравственного воспитания и развития» [5, с. 19] и который мы интерпретируем как принцип ориентации на риторический идеал, что означает опору на образцы речевого поведения.

Задачу демонстрации образцов речевого поведения в рамках учебной и внеурочной деятельности выполняет сам учитель, так как именно он (из всех участников образовательного процесса) способен предъявить эталоны речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма), близкие традиционным представлениям о прекрасном. Подобная роль педагога актуализирует его коммуникативно-речевые компетенции: это готовность осуществлять конструктивное деловое и повседневное общение, устанавливать и поддерживать уважительные контакты с представителями иных культур и этносов в различных коммуникативно-речевых ситуациях; этическая корректность, предупредительность, позволяющие снизить напряжение в межкультурном общении, в поликультурном образовательном пространстве [2].

Сказанное позволяет заключить, что речевая культура педагога становится эффективным средством реализации в преподавании русского языка принципа ориентации на риторический идеал, следовательно, залогом успешной социализации личности обучающихся поликультурной школы.

 Литература

  1. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс развития // Актуальные проблемы современной науки – 2002. — №4. – С. 269–272.
  2. Зиновьева Т.И. Формирование у педагога компетенций ХХI века как социальный заказ // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. №1. С. 184–192.
  3. Зиновьева Т.И. Поликультурная школа современного российского мегаполиса // Известия ИППО. – – №1. – С. 38–47.
  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: РИОР: ИНФРА–М, 2014.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

http://izvestia-ippo.ru/malikova-m-g-aktualizaciya-sociokult/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *