Студент бакалавриата ГАОУ ВО МГПУ ИППО,
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития изобразительного творчества детей младшего возраста в процессе использования неклассических изобразительных техник, представлено содержание опытного обучения и его результаты.
This article discusses the problem of developing the visual creativity of young children in the process of using non-classical visual techniques, presents the content of experimental training and its results.
Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст – наиболее активный период развития творческих качеств и приобретения опыта, осуществления творческой деятельности. В требованиях ФГОС НОО подчёркивается важность и необходимость создания условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитии его творческих способностей, формирования умений и навыков, необходимых для его самореализации [3; 5].
Теории и концепции развития творчества и творческих способностей широко рассмотрены в трудах отечественных исследователей В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, Л.C. Выготского, Е.А. Дадаян, Т.А. Кочемасовой, Е.С. Лытякова, С.В. Погодиной, Ю.Р. Рахимовой, А.М. Руденко. Необходимость творческого развития детей младшего школьного возраста была доказана в работах В.М. Булгаковой, Н.П. Коробковой, Н.С. Полищук, Б.В. Сергеевой [1].
Методические основы развития изобразительного творчества детей на ступени начального общего образования представлены в трудах, программах и методиках обучения Е.Г. Благославской, Н.А. Карпенко, Т.А. Копцевой, Н.П. Коробковой, Е.А. Прыскиной, Т.Г. Русаковой, Б.В. Сергеевой, Н.В. Шайдуровой, и др. Значительный вклад в разработку методических подходов развития изобразительного творчества детей средствами неклассических изобразительных техник внесли И.А. Лыкова, С.В. Погодина и другие [2].
Анализ научных публикаций позволил выявить противоречие между необходимостью развития изобразительного творчества детей и недостаточной разработанностью условий решения данной проблемы средствами неклассических изобразительных техник в работе с младшими школьниками [4].
Цель исследования заключалась в определении и проверке опытном путем
педагогических условий, способствующих развитию изобразительного творчества младших школьников в процессе использования неклассических изобразительных техник.
Согласно гипотезе исследования организация предметной-развивающей среды и проведение обучающих мастер-классов по ознакомлению обучающихся с разнообразными неклассическими художественными техниками будут способствовать развитию изобразительного творчества детей младшего школьного возраста.
Опираясь на выдвинутую гипотезу, мы разработали план опытно- экспериментальной работы. Ее цель заключалась в проверке педагогических условий развития изобразительного творчества младших школьников в процессе использования неклассических изобразительных техник. Исследование осуществлялась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «школа №1272». Экспериментальным исследованием было охвачено 60 учеников первых классов. Нами были сформированы 2 группы – экспериментальная и контрольная – по 30 человек в каждой. Опытно-экспериментальная работа включала в себя 3 этапа и проводилась в период с сентября 2023 по декабрь 2023 года.
На констатирующем этапе, с целью выявления уровня изобразительного творчества младших школьников, был разработан диагностический инструментарий, включающий оценочные критерии уровня развития изобразительного творчества младших школьников (беглость – продуктивность изобразительной деятельности, количество задействованных элементов; разработанность – количество значимых деталей в рисунке; оригинальность образа), а также диагностические методики (методика Н.В. Шайдуровой; методика «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова)
Сравнение результатов контрольного среза уровня изобразительного творчества обучающихся не выявило значительных расхождений в экспериментальной и контрольной группах (рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа исследования
По итогам первичной диагностики мы пришли к выводу о том, что все три показателя (прогрессивный, базовый и начальный) являются примерно одинаковыми как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Полученные результаты обусловлены отсутствием в ЭГ и КГ оборудованной предметной пространственной среды и применением в обучение неклассических изобразительных техник. Полученные данные свидетельствовали об актуальности развития изобразительного творчества детей младшего возраста в процессе использования неклассических изобразительных техник.
В рамках формирующего эксперимента мы разработали комплекс мастер-классов, направленных на развитие изобразительного творчества в процессе использования неклассических изобразительных техник: Мастер-класс 1 монотипия «Горный пейзаж», «Бабочка»; Мастер-класс 2 Ниткография
Мастер-класс «Птичка», Мастер-класс «Ягодки вкусненькие»; Граттаж Мастер-класс «Рыбка», Мастер-класс «Черепаха»; Рисование солью Мастер-класс «Зимний пейзаж», Мастер-класс «Морские животные».
Следует отметить, что все работы с использованием неклассических изобразительных техник, проводимых в формате мастер-классов, максимально эффективно способствовали проявлению творческой индивидуальности у детей. Это достигалось следующим: возможностью передать оригинальность рисунка; наличием отсутствия ограничений в выборе цветовой гаммы; возможностью эмоциональной рефлексии. Кроме того, дети, создавая рисунок, полностью поглощены процессом деятельности.
На примере выполнения работы «Бабочка» в технике монотипия опишем реализацию второго положения гипотезы. В процессе выполнения работы обучающимся нужно было нанести от руки красками рисунок на гладкую поверхность и посредствам надавливания перенести изображение на лист бумаги. Полученный при этом оттиск создает иллюзию пейзажей с облаками, линиями горизонта и пр. и является всегда уникальным и не повторимым. Обучающимся предстояло нанести фон мазками в светлых оттенках и затем быстро растереть все салфеткой. Далее детям предлагалось согнуть лист бумаги и плотно сжать его, чтобы получить отпечаток. Затем младшие школьники прорисовывали контур и детали, после чего рисунок заново сложили и развернули. По готовности обеих крыльев, дети наносили на бумагу другие части тела – голову, усики, тельце. Изображение бабочки готово! Неотъемлемым атрибутом завершения работы была выставка созданных изображений, с непременным рассказом каждого ученика о том, какую и как он изобразил бабочку. Важно отметить эмоциональную составляющую такого подхода к изображению – дети были под впечатлением и придумывали истории про своих бабочек.
Описанный мастер-класс позволил детям не просто научиться рисовать бабочку необычным способом, он предоставил возможность для развития всех компонентов творчества – чувство цвета, аккуратность, воображение, рефлексию.
В ходе формирующего эксперимента в ЭГ и сравнения его результатов с результатами КГ мы отмечали, что применение нетрадиционных изобразительных техник в специально сформированных педагогических условиях способствовало значительному качественному изменению уровня изобразительного творчества детей младшего школьного возраста.
С целью подтверждения эффективности выбранных педагогических условий и оценки результативности опытно-экспериментальной работы был проведён контрольный эксперимент в КГ и ЭГ.
Обработка результатов контрольного среза и сравнение их с результатами констатирующего позволили нам выявить положительную динамику в развития изобразительного творчества обучающихся ЭГ и КГ. На основе выявленных количественных результатов мы сделали вывод о том, что в ЭГ положительная динамика выражена более ярко (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика развития изобразительного творчества обучающихся ЭГ и КГ
Таким образом, полученные данные на экспериментальном уровне подтвердили состоятельность выдвинутой гипотезы и утвердили нас в мнении, что используемый комплекс педагогических условий оказывает положительное влияние на развитие изобразительного творчества детей младшего возраста.
Литература:
- Исторический анализ отраслевого становления педагогической психологии / Лукина Е.В., Семенюк Н.М., Семёнова Д.А., Бадулина О.И., Борисова М.М., Муртазина Н.А. // Вопросы истории. 2022. № 2-2. С. 161-166.
- Погодина С.В. Детское изобразительное творчество через призму художественных эталонов и концепции трансформируемых эстетических архетипов: монография. 2-е издание, стереотипное. М., 2017. 158 с.
- Проблемы систематизации учебно-методического контента МЭШ и пути ее решения (на примере предмета «Музыка») / Семенюк Н.М., Лукина Е.В. / В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. 2020. С. 410-417.
- Сетевые уроки в начальной школе; методический путеводитель / Афанасьева Ж.В., Богданова А.В., Борисова М.М., Валикжанина С.В., Гернет И.Н., Зиновьева Т.И., Калинченко А.В., Калинченко Д.Ю., Лихачева Т.С., Пушкина В.Н., Романова М.А., Семенюк Н.М., Смирнова М.С., Филиппова Л.С. Сер. Образование в цифровом обществе. М., 2022. 160 с.: ил.
- Социально-коммуникативное воспитание дошкольников в совместной досуговой деятельности / Афонина И.А., Семенюк Н.М. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. №3. С. 69-74.
http://izvestia-ippo.ru/maksimova-s-d-razvitie-izobraziteln/