Макеева А.М. | УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

anastasya.mackeeva2016@yandex.ru

В статье представлены история об игровых технологиях в школах от древности до XX века и классификация игровых технологий Г.К. Селевко, учёного XXI века, рассмотрены некоторые представленные им игровые технологии и примеры их применения. Также продемонстрировано применение компьютерных технологий в игровой и познавательной форме для совершенствования речевых и коммуникативных способностей учащихся начальных классов.

Обучение в форме игры проводилось ещё в древности. Зачатки использования данного метода были замечены в Афинах около VI-IV века до н.э. Дети и подростки соревновались в танцах, гимнастике, дебатах и играх, направленных на развитие тактики, стратегии и боевого потенциала в подростке. Таким образом, младшее поколение могло продемонстрировать старшему и более опытному поколению свои навыки, знания, умения и лучшие качества.

Многие философы прошлых веков утверждали, что игра должна присутствовать как метод обучения в образовательном процессе.

Томмазо Кампанелла, итальянский философ XVI века, призывал, чтобы молодое поколение – дети и подростки – изучали различные научные дисциплины с помощью игры, по своему собственному желанию и на добровольной воле.

Джон Локк, английский философ и педагог, считал, что игры должны быть частью образовательного процесса. Он придумал новый метод обучения, который назвал “мягким”, который ориентировался на интересы и настроение ребёнка, так как он был против зубрёжки и догматики в школах. Целью создания этих методов было стремление преобразовать занятия, сделать их более интересными и познавательными для детей. Чтобы это осуществилось, нужны игровые моменты на уроках, применение картинок, использование практики для закрепления материала.

Жан-Жак Руссо – создатель теории “естественного воспитания”. В данной теории внимание уделяется естественному развитию ребёнка, его способностей с учетом его возраста. Руссо был уверен, что не стоит спешить с развитием ребёнка, главное – это естественное развитие ребёнка.

Также известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель утверждал, что образовательный процесс должен протекать через игры. Он был уверен, что игры содействуют развитию воображения и фантазии у ребёнка.

Л.С. Выготский был уверен, что “игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития”.

В своем исследовании Богданова А.В. и Чистик А.А. отмечают, что формирование социокультурной компетенции учеников начальной школы также проходит максимально продуктивно в процессе игровой деятельности [3, c. 247].

Игровой метод обучения английскому языку является самым интересным и увлекательным для учащихся начальных классов. Хотя учащиеся вовлечены в дидактические игры на уроке, учебная деятельность является приоритетной.

Е.А. Степанова отмечала, что игра является мощным стимулом к изучению иностранного языка. В процессе игры учащиеся используют грамматику и лексику, которую изучают на уроках английского языка вместе со своими одноклассниками.

Г.К. Селевко классифицировал игровые технологии на ролевые, сюжетные, творческие игры и драматизацию [2].

По Лисициной С.Г., ситуативные (ролевые) игры – это один из дидактических приемов, помогающий сформировать “речевые умения, позволяющие реализовать максимум коммуникативных намерений при максимуме прочности и гибкости навыков использования языкового материала” [6].

На занятиях, которые подразумевает ролевую игру, дети используют лексику и грамматику, которую они до этого изучили. Они могут общаться на различные темы со своими одноклассниками или, может, со своим учителем. Тематика диалога может быть разной, её задаёт учитель.

Как примером организации ситуативной игры на уроках английского языка в начальной школе может служить постановка сказки “Теремок”.

Например, можно в процессе нескольких уроков подготовить спектакль по сказке “Теремок”. Учащиеся могут разделить на роли (Лягушка, Петух, Заяц, Лиса, Мышка, рассказчик). Кто-то будет делать декорации, а кто-то почувствует себя в роли режиссёра и сценариста. Ученики не только постоянно читают текст сказки на иностранном языке, но и учат слова.

Такие занятия содержат в себе несколько этапов:

Первый этап – разучивание основных фраз.

На данном этапе можно использовать упражнение пальчиковой игры, т.е. учащиеся играют за своего персонажа пальчиками, могут говорить голосом своего животного и показать характер своего персонажа.

Второй этап – постановка сказки.

На данном этапе учитель может следить за уроком и помогать по возможности ученикам, а может стать автором (рассказчиком). Чтобы каждый участвовал в создании мероприятия, учитель может одной группе детей устроить спектакль на пальчиках, а другим помочь подготовиться выступать на сцене. Если ученикам не хватает ролей, то учитель может придумать для них роль. А если учащийся хочет попробовать другую роль, нынешняя ему не нравится, то учитель может поменять детей ролями.

Третий этап – изготовление костюмов и декораций.

На данном этапе могут быть задействованы родители, так как декорации делаются не в классе, а дома.

Четвёртый этап – показ сказки.

Учащиеся показывают свою сказку как внеклассное мероприятие во время урока, или классного часа, или родительского часа. В данном событии участие принимают все: родители, дети, учитель. Обязательно в конце сценки родители должны похвалить учеников аплодисментами, тёплыми словами, улыбками для того, чтобы мотивировать детей изучать иностранный язык дальше и принимать участие в таких развлекательных и познавательных мероприятиях.

Необходимо принять во внимание, пишет в своем исследовании Апарина Ю.И. такое мощное дидактическое средство как адаптивная речь учителя, которое способствует организации учебной деятельности младших школьников [1, c. 79].

Соревновательные игры можно отнести к сюжетным играм по классификации Селевко, сюжет – соревнование. Они любят соревноваться, титул “победитель” и поощрения со стороны учителя и сверстников их всегда мотивирует. В данных играх учащиеся так же, как и в ролевых играх, развивают свои навыки общения на иностранном языке.

К примеру, можно использовать игру “Строители”. Учащиеся должны разделиться на две команды, и после этого они получают набор карточек с буквами из алфавита иностранного языка. Потом дети выстраиваются в шеренгу напротив учителя. Учитель задаёт вопрос, на который должен получить ответ (слово), или говорит слово на русском языке, а дети должны из своих карточек составить это слово на английском. Побеждает та команда, которая оставит слово из карточек правильно и быстрее.

Или игра “Рассказ-эстафета”. На доске в школьном кабинете висит картинка (много людей разных возрастов проводят своё свободное время в парке), и дети по очереди должны описать картинку, не повторяясь. Проигрывает тот ученик, который сказал меньше предложений или вообще ничего не сказал, а выиграл тот ученик, который сказал больше всех предложений.

На уроках, подразумевающих применение творческих игр и драматизацию, учащиеся могут разыграть какую-нибудь сценку, сюжет которой будет написан в учебнике, рассказать отрывок из знаменитых сказок или продемонстрировать свою собственную сказку, которую они могут придумать сами. В последнем случае мы задействуем воображение учащихся, они придумают свой сценарий, персонажей, их характеры. Благодаря этому учителю удастся мотивировать детей к изучению новой лексики и участию в постановке. Таким образом, мы можем формировать не только лингвистические способности учащегося, но и воздействовать на когнитивную сферу, стимулируя развитие воображения, креативности, произвольной памяти. По мнению Н.Е. Колчановой, драматизация способствует расширению кругозора ребёнка, развитию памяти и воображения ребёнка, его познавательных, коммуникативных и творческих навыков, которые, возможно, в учащемся только-только начали развиваться, развивает внимательность учащегося. Она поддерживает интерес ребёнка к школьному предмету, что является главной целью нашей работы. Благодаря сказкам процесс урока превращается в весёлую игру, в которой каждый ребёнок может поучаствовать и показать свои способности в английском языке. [5]

Примером организации творческой игры может служить сказка “Теремок”, стихотворения, воспроизводимые под любой ритм, если он не предусмотрен с самого начала, и песни с изученной грамматической конструкцией.

В своей статье С.Х. Задыкян указывает, что урок с учениками начальных классов можно разнообразить, добавив в него использование интерактивных технологий. Учащиеся делятся на группы и начинают действовать по “вариантам путевых листов”.

Варианты путевых листов микрогрупп:

  1. Учитель → группа → компьютер;
  2. Группа → компьютер → учитель;
  3. Компьютер → учитель → группа.

Один из возможных сценариев урока, который нам описывает автор, статьи связан со стихотворением «What does the bee do?» Учащиеся сначала делятся на группы (4-6 человек), потом садятся за компьютеры, открывают специальную программу Clicker 5 (Кликер 5), выполняют в ней задания, которые сопровождаются “встроенным голосовыми комментарием «try again», «well done», «wonderful» и пр.” [4, с. 36] После выполнения всех заданий учащиеся могут записать свой вариант прочтения стихотворения. После работы с ПК начинается работа в группах, когда учащиеся делятся своими впечатлениями от прочитанного стихотворения, а после от перевода стихотворения, которое им прочитает учитель. В конце урока учащиеся знакомятся с самим стихотворением К. Россетти и его переводом на русский язык.

Познакомившись с текстом стихотворения на иностранном и русском языках, детям задаётся вопрос: от чьего лица ведётся повествование в английской и русской версиях. И возможно, дети заметят, что в русской версии повествование идёт от лица ребёнка, а в английской – от третьего лица.

Также дети могут работать в группах. Они могут сделать инсценировку стихотворения на английском языке, записав видео. В работе автора присутствует примерная инструкция для групповых работ, которую должны использовать ученики при записи видео.

В начальной школе использование игрового метода на уроках с учениками очень важно, так как через игры они могут легче воспринимать, обрабатывать и применять полученную от учителя информацию. Игровой метод можно использовать при изучении любого школьного предмета, в частности при изучении английского языка. Учёные уверены в эффективности игровой методики на уроках английского языка, так как учащиеся могут раскрыть различные способности, такие как актёрские, лингвистические, лидерские.

 

Литература

  1. Апарина, Ю.И. Педагогические условия формирования адаптивной речи студентов – будущих учителей начальных классов и иностранного языка / Ю.И. Апарина: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва. – 2006. – 216 c.
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  3. Богданова, А.В., Чистик, А.А Формирование у школьников социокультурной компетенции в процессе обучения этикетным речевым жанрам / А.В. Богданова, А.А. Чистик // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности: Материалы межд. науч.-практ. конф. – М.: Экон-Информ, 2018. – С. 246 – 250.
  4. Задыкян, С.Х. Использование стихотворений на языке оригинала и в русских переводах при смешанном обучении английскому языку в начальной школе / С.Х. Задыкян // Начальная школа. – 2017. – № 2. – С. 35 – 38.
  5. Колчанова, Н.Е. Драматизация как средство обучения английскому языку на начальном этапе. 2017. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/dramatizaciya-kak-sredstvo-obucheniya-angliyskomu-yaziku-na-nachalnom-etape-3862446.html (дата обращения 08.03.2021).
  6. Лисицына, С.Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. 2013. [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4366/ (дата обращения: 16.03.2021).

 

http://izvestia-ippo.ru/makeeva-a-m-urok-angliyskogo-yazyka-v-n/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *