магистрант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E—mail: kcenyamak@mail.ru
Научный руководитель:
Цаплина О. В., кандидат педагогических наук, доцент, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»
В статье рассмотрены преимущества применения метода игрофикации в обучении, основные особенности метода игрофикации, этапы разработки игровой системы. Игрофикация рассматривается как средство мотивации и раскрытия творческого потенциала.
Благодаря информационным технологиям у современных учащихся появилось огромное количество различных источников информации, на просторах интернета можно найти всевозможные материалы по любой тематике, прослушать курс лекций ведущих специалистов и даже пройти обучение в лучших университетах, не выходя из дома. Но несмотря на это степень мотивации не достигает желаемого уровня, особенно это касается традиционно сложных дисциплин.
Педагогу необходимо так выстроить работу с обучающимися, чтобы оказать поддержку талантливым ребятами, сделать акцент на развивающие возможности учебного материала. В своих работах Л. И. Ларионова характеризует одаренность как динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях [2].
Одаренные дети тонко чувствуют все, что происходит вокруг и смотрят на мир широко открытыми глазами, их мозг постоянно занят активной мыслительной деятельностью. Они не боятся браться за решение сложных задач и часто выбирают необычные, порой совершенно новые решения. У многих одаренных детей хорошо развито математическое мышление, что позволяет им эффективно анализировать информацию и работать с ней. Одаренные дети обладают высокой чувствительностью по отношению к предметному и социальному окружению, часто фантазируют, и получают удовольствие от игровой деятельности [5, 6].
Игра является одним из рычагов повышения мотивации. По словам А. М. Горького: «игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Существует бесконечное разнообразие игр, игры могут быть интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные; групповые, подгрупповые, индивидуальные. Для систематизации и обобщения знаний, полученных на уроках, наиболее эффективными и популярными являются интеллектуальные игры. Б.Р. Мандель предлагает психолого-педагогическое определение данного вида игр, в котором «интеллектуальная игра представлена, как игра, в полной мере задействующая мышление и память, и направляющая умственные операции участников-игроков на опознание и понимание предъявленного материала. Это игра, имеющая конвергентную (поиск в одном направлении при получении одного единственного правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность с целью получить оцененное суждение о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения» [4]. Таким образом, в игровом взаимодействии скрыт огромный потенциал образовательной и воспитательной деятельности.
Возникает вопрос, является ли метод игрофикации фактором, улучшающим процесс развития математических способностей младшего подростка или не влияющим на данный процесс?
Цель исследования: определить возможность развития математической способностей младших подростков с помощью метода игрофикации.
Задачи исследования:
- Проанализировать литературу по вопросу развития математических способностей младших подростков.
- Разработать программу развития математических способностей младших подростков на основе метода игрофикации и экспериментально проверить ее эффективность.
- Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию математических способностей младших подростков с помощью метода игрофикации.
Объект исследования: математические способности подростков.
Предмет исследования: развитие математических способностей младших подростков с помощью метода игрофикации.
Гипотеза исследования: использование системы интеллектуальных игр может повысить уровень математических способностей учащихся за счет усиления мотивационного компонента.
Игрофикация – это применение игровых подходов в неигровых ситуациях ради привлечения участников, включение их в решение прикладных задач. У каждого из нас есть рутинные, неинтересные задачи, которые мы никак не можем заставить себя делать, игрофикация помогает поменять отношение к их решению и перестроить свое привычное поведение [1].
Метод игрофикации имеет ряд отличий от традиционных методов обучения [7]. Во-первых, в процессе игры учащимся легче ощущать свой прогресс, как правило, на уроках дети могут отследить свой успех по оценкам за самостоятельные и контрольные работы, но как показывает практика, в такой обратной связи они нуждаются гораздо чаще, буквально каждый день. Ученика волнуют вопросы: «На сколько я продвинулся сегодня? Что изменилось по сравнению со вчерашним днем и что я буду делать завтра?». В игровом взаимодействии учащиеся понимают, на каком отрезке пути они находятся, воодушевляются тем, сколько они уже прошли и видят, какой путь еще предстоит.
Хотя на первый взгляд кажется, что игра — это процесс несерьезный, но, если посмотреть глубже, игра помогает ставить не абстрактные цели, интерес к которым быстро теряется, а четкие, конкретные задачи, которые понятны и наглядны. Игры включают в себя элементы учебной деятельности, такие как формулировка понятий, анализ, синтез, классификация, активизация теоретического мышления.
Также значимым фактором является возможность работать в команде, что повышает интерес к процессу изучения материала. Ход урока можно построить таким образом, чтобы ребята перестают быть безынициативными слушателями, а активно участвуют в учебном процессе, включаются в изучение материала.
Использование интеллектуальных игр в образовательном процессе отвечает главному принципу современного обучения – формирование метакогнитивных умений. Данный вид игр позволяет задействовать весь спектр метакогнитивных умений в непосредственном плане, не обременяя ребенка немотивированной, скучной деятельностью. Ребенок без принуждения, погружаясь в игровую деятельность, приобретает способность планировать собственные действия, учится проводить самоанализ и самооценку, формирует способность к самообразованию [7].
Освоение метакогнитивных умений в интеллектуальных играх происходит как условие достижения игровой цели, решения игровой задачи, при этом усвоение проходит в увлекательной форме, выступая для ребенка в виде осознания, что он научился играть в ту или иную игру [8].
Педагог, в процессе игры выступает в важной роли, в первую очередь ему необходимо ввести обучающихся в игру, разбудить их творческую активность. На следующих этапах учитель постоянно наблюдает за игрой, в его силах усложнить или наоборот облегчить задания, ввести новый сюжетный поворот или обратить внимание обучающихся на важные детали.
В интеллектуальных играх заложена определенная цель, и общие правила для всех участников. Такие игры находят применение на любом уроке, будь то изучение нового материала или углубление полученных ранее знаний, они также способствуют расширению кругозора, позволяют выходить за пределы учебника.
Важно понимать, что игра – это не просто набор заданий, к ее созданию нужно подходить ответственно. Прежде всего, необходимо определиться с форматом и правилами игры. Следующий шаг – это постановка целей, чтобы определиться, как игровая система будет работать, и какие положительные результаты она принесет. Далее необходимо создать увлекательный сюжет игры и выбрать игровые элементы, которые будут использованы. Они делятся на динамики, механики и компоненты.
Динамики игры – это общие нюансы игровой системы, на которые нужно обратить внимание, к ним относятся ограничения, эмоциональные составляющие (любознательность, соперничество, счастье), линия повествования, продвижение каждого игрока (его развитие).
Механики игры – это процессы, которые отвечают за вовлеченность в игру, то есть сами задания, элементы соперничества и сотрудничества, обратная связь, поощрения и наказания. Компоненты игры – это конкретная форма, которую принимают динамики и механики: визуализация достижений, наглядность прогресса, набранные очки.
Если грамотно подойти к созданию игры и продумать все детали, она никогда не оставит учащихся равнодушными. При определении детской одаренности часто выделяют такие компоненты, как мотивация, интеллект и креативность. Применение метода игрофикации позволяет развивать каждый из этих компонентов. В процессе игры учащиеся планируют свою деятельность, учатся оценивать свои и чужие результаты.
К. Д. Ушинский утверждал, что игры не только помогают проявлять способности и наклонности, но и совершенствовать их, так как в ходе интеллектуальной игры учащиеся находятся в умственном напряжении, настойчиво и терпеливо ищут ответы. Игра является хорошо известной и привычной формой деятельности для людей любых возрастов, поэтому она является эффективным средством активизации умственных способностей, позволяет легче преодолевать трудности и меняет отношение к ошибкам. По своей природе игра вызывает у учащихся инициативу, позволяет проявить творческий подход, а главное – мотивирует.
Список литературы
- Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. – Том 6. – № 6. Часть 2. 2014. – С.314-317.
- Ларионова Л. И. Проблема обучения одаренных детей // Одаренный ребенок. – – № 6. – С.122.
- Майстровский Ю. Р. Интеллектуальные игры для школьников: методическое пособие. – Самара: Информационно-издательская служба СГМЦДиЮТ. 1997. – 41 с.
- Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) // Современные проблемы науки и образования. – – №2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1079.
- Савенков А. И., Поставнев В. М., Воропаев М. В. Игра и игрушка как факторы развития исследовательского поведения ребенка // Игровая культура современного детства: сб. статей II Международной научно-практической конференции; под ред. Орловой И. А., Нисской А. К. и др. – М.: НАИР, 2018. – С. 35-39.
- Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования; под науч. ред. А. И. Савенкова. – М.: Юрайт, 2020. – 339 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12667-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/447961 (дата обращения: 04.02.2020).
- Цаплина О. В. Игровые технологии в образовательном процессе // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. 2020. – С.80-85.
- Цаплина О. В. Интеллектуальные игры как фактор когнитивного развития личности // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, Институт психологии РАН, 26–27 сентября 2020 г. – С.173-175.
The article discusses the advantages of using the gamification method in teaching, the main features of the gamification method, the stages of developing a gaming system. Gamification is seen as a means of motivating and unleashing creativity.
Keywords: gamification; training; giftedness; gamification tools; components; speakers; gamification mechanics.
http://izvestia-ippo.ru/makarova-k-i-primenenie-metoda-igrofi/