кандидат педагогических наук, доцент;
доцент Московского городского педагогического университета
E-mail:smirnovams@mgpu.ru
В статье рассматривается этнокультурный компонент предмета «Окружающий мир», предлагаются методические рекомендации по его реализации.
Проблема этнокультурного образования и воспитания детей младшего возраста достаточно широко представлена в педагогической и научно-методической литературе. Анализ литературы показывает заинтересованность педагогов изучением данной проблемы, однако их внимание акцентируется на рассмотрении значения этой проблемы для современных образовательных организаций. Нам представляется, что для учителей поиск методических путей реализации этнокультурного компонента различных предметных областей является более актуальной проблемой. Особое значение приобретает рассматриваемая проблема для учителей, работающих в крупных городах в условиях поликультурной школы.
В пояснительной записке к Федеральной рабочей программе начального общего образования (далее ФРП НОО) по предмету «Окружающий мир» термины «этнокультурный компонент», «этнокультурное образование» не упоминаются. Следует полагать, что этнокультурное содержание «вплетено» в контекст следующей цели образования: «духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определенному этносу» [1]. Этнокультурная составляющая предмета отражена в разделе «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир».
Изучение содержания программы позволяет определить перечень вопросов программы, связанных с темой нашего исследования («Семейные ценности», «Праздники», «…знакомство с декоративно-прикладным творчеством народов»). Однако спектр вопросов, в связи с которыми возможна реализация этнокультурного компонента предмета «Окружающий мир», шире.
К сожалению, содержание ФРП НОО не предусматривает знакомства с природой регионов России, в нем отсутствует географическая составляющая (связанная с культурно-географическим, и социокультурным содержанием), изучение которой создало бы условия для знакомства с культурой, бытом, образом жизни народов нашей страны.
Кроме того, «за кадром» программных документов и учебников остаются вопросы географии населения, которые могли бы познакомить обучающихся с основными расами мира, крупнейшими народами мира и России, жизнью сверстников в разных странах и регионах РФ.
Знакомство с УМК «Перспектива» показывает, что именно в нем наиболее ярко представлены материалы, при работе с которыми учитель имеет возможность реализовать этнокультурный компонент содержания предмета. Однако в настоящее время в образовательных организациях преимущественно используется УМК «Школа России», в котором этнокультурный компонент не «звучит», поэтому методическое сопровождение процесса его реализации представляется актуальным.
Каковы же возможные методические пути в работе учителя для реализации этнокультурного компонента?
Первый путь – это опора на межпредметные связи и интеграционный потенциал предмета «Окружающий мир».
Покажем некоторые возможности реализации этнокультурного компонента при изучении темы «Формы земной поверхности» (Раздел «Человек и природа», 4 класс). Знакомясь с горным рельефом, уместно показать особенности жизни, быта народов Северного Кавказа. Например, уникальными сооружениями являются башни Ингушетии (боевые, полубоевые и жилые), строение и планировка которых показывает «привязку» к рельефу местности и образу жизни населения.
При знакомстве с природой России, рассказывая о разнообразном климате страны, можно изучить особенности жилищ, ведь природа региона находит в них отражение. Например, на русском Севере изба состояла из двух этажей (на первом этаже, у печки, проживали в холодное время года, а на верхнем – летом) с маленькими окнами для минимизации потери тепла зимой.
При изучении вопроса о растениях можно представить материал об их отражении на гербах городов / субъектов РФ, а также в народном творчестве (песни, орнаменты). Ярким примером является Республика Калмыкия (лотос). На большинстве гербов субъектов РФ размещены изображения животных. Заметим, что коренное население всегда бережно относилось и относится к окружающей природе. Например, в Якутии некоторые птицы и звери считались покровителями рода, оберегами и сильной защитой. Это находит отражение в зооморфном национальном орнаменте.
Программа предусматривает изучение природных зон. При этом целесообразно акцентировать внимание школьников на особенностях образа жизни населения на той или иной территории. К сожалению, эта проблема, как правило, не рассматривается на уроках. При освоении темы обучающиеся должны знакомиться не только разнообразием природы нашей страны, но и с жизнью коренных народов, что позволит им представить «взаимоотношения» населения и природы.
Второй путь реализации этнокультурного содержания предмета – это использование современных педагогических технологий, активных методов обучения, проблемно-диалогового обучения.
В этой связи возникает проблема подготовки будущих учителей к реализации этнокультурного компонента (шире – образования) в поликультурной среде. Студенты бакалавриата не всегда подготовлены теоретически (недостаток знаний о национальном составе населения России, традициях, религии и пр.) к решению этой задачи. Изучение данного вопроса могло бы осуществляться в рамках факультатива или курса по выбору. Методическое мастерство учителя связано и с его кругозором, позволяющим устанавливать межпредметные связи, видеть «интеграционное поле» урока.
Очевидно, что процесс этнокультурного воспитания и образования обучающихся является сложным, тесно связанным с поликультурным образованием, этнопедагогикой, и требующим отдельного исследования.
Литература
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – Текст: электронный// Реестр примерных основных общеобразовательных программ: официальный сайт. – 2013. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 10.01.2024).
http://izvestia-ippo.ru/m-s-smirnova-yetnokulturnyy-komponen/