М.Г. Вахницкая | ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат педагогических наук, доцент;

доцент Приднестровского государственного университета

им.Т.Г. Шевченко

e-mail: minodora_grigori@mail.ru

 В статье рассматриваются особенности формирования гражданской идентичности у будущих учителей начальных классов в условиях Приднестровского государственного университета, представлено содержание интегрированных занятий, виды заданий при изучении творчества художников и писателей Приднестровья.

В современных научных исследованиях ученые все чаще обращаются к проблеме формирования гражданской идентичности. Обосновываются разные подходы к трактовке понятия «идентичность», а именно: идентификация себя с гражданами конкретного государства (гражданство); представление о народе, проживающем в государстве и о себе как представителе этого народа; членство, община, общество, нация [4]. В определении понятия «идентичность» актуализируется идея взаимосвязи общества, народа, нации.

В структуре идентичности выделяют, как правило, три компонента: знаниевый (когнитивный), включающий знания о географическом положении государства, об особенностях его экономического развития, о населяющем его народе; аксиологический, представляющий ценности – язык, культуру, историю, традиции, религию; эмоциональный, включающий ощущения, идеологию, политические идеи и мнения [3].

Следует отметить, что исследователи выделяют разные типы идентичности: национальную, гражданскую, этническую, культурную, языковую, религиозную и др. Таким образом, можем сделать вывод о том, что в широком смысле слова идентичность соотносится с такими понятиями, как язык, культура, гражданственность, этнос, нация, религия; рассматривается как длительный процесс; формируется под влиянием перечисленных факторов. Кроме того, идентичность развивается и, по большому счету, является продуктом социального обучения [2].

Исследуя проблему формирования гражданской идентичности в Приднестровском государственном университете, отметим, что жители региона представляют разные национальности, этносы и группы: молдаване, русские, украинцы, болгары, гагаузы, евреи, греки, армяне, немцы, поляки, цыгане и др. В этом аспекте исследователи говорят о приднестровской идентичности, то есть об общности людей по территориальному, культурному, гражданскому и другим признакам. Факторами, объединяющими всех, выступает территориальный признак и идеология, основанная на равноправии, равенстве, гражданственности, культурной идентичности. В системе образования соблюдается право граждан выбора языка обучения.

В последние годы в педагогических исследованиях все чаще поднимается проблема изучения учебных дисциплин в их взаимосвязи. При этом содержание образования ориентируется на установление прочных и последовательных межпредметных связей, на координацию и интеграцию изучаемых дисциплин. Такой подход повышает эффективность учебного процесса, ликвидирует дублирование материала в процессе изучения различных дисциплин, делает обучение более системным, компактным, и тем самым экономит время для самостоятельной работы обучаемых.

Интегрируемые учебные дисциплины (в нашем случае это «Родной язык и культура речи», «Официальный язык (русский)», «Литература родного края», «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе») должны иметь не только общие цели, но и общую содержательную основу, в качестве которой выступает речевая деятельность обучаемых, с одной стороны, а с другой – культурная идентичность, предполагающая познание студентами красоты и величия изобразительного искусства, художественных текстов в прозе и в стихах. Мы исходим из того, что занятия по русскому языку, изобразительному искусству и литературе открывают уникальные возможности не только для обучения речевой деятельности, но и для самоидентификации, воспитания гармонично развитой личности, для ознакомления обучаемых с достижениями в различных сферах человеческой деятельности: в науке, литературе, изобразительном искусстве, музыке и т. п. Поэтому представляется перспективным интеграция языковедческого и искусствоведческого материала.

В таком случае преподаватель преследует цели: описание методов и способов совершенствования культуры русской речи студентов на базе сведений об изобразительном искусстве, о творчестве писателей Приднестровья; совершенствование навыков восприятия и изображения действительности.

Реализуя коммуникативно-деятельностный подход к обучению, мы ставим задачу, предполагающую формирование у обучаемых прочных языковых, речеведческих знаний и на их основе – совершенствование продуктивной и непродуктивной речи в процессе ознакомления с произведениями искусства различных жанров (пейзаж, сюжетная картина, портрет, натюрморт, рисунок).

Интеграция занятий по русскому языку, методике изобразительного искусства и литературе родного края позволяет совершенствовать навыки рисования, построения форм и объемов предметов, частей тела человека, создания и описания композиции произведения.

Интегрированные занятия развивают умения оценивать произведение искусства как с точки зрения содержания, так и исполнения. Такой подход к обучению реализует идею гуманизации образования, формирует когнитивные и креативные навыки обучаемых, развивает в них гражданскую и культурную идентичность. В решении этих задач помогут такие типы упражнений и заданий:

— задания логического характера, направленные на выработку умений анализировать произведение искусства, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями действительности (например, прочитайте текст: перестройте его, установите логическую связь между предложениями; перескажите текст, соблюдая логику высказывания);

— задания коммуникативно-речевого характера, направленные на совершенствование умений последовательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, строить свою речь в соответствии с речевой ситуацией, (например, прочитайте высказывания великих людей об искусстве, прокомментируйте их; найдите главное предложение текста, выпишите его, перечислите условия формирования гражданской идентичности учащихся в процессе ознакомления с художественно-изобразительными произведениями, используйте вводные слова);

— задания рече-языкового характера, способствующие совершенствованию умений строить языковые единицы разных уровней, выявлять грамматические значения и категории, устанавливать их семантику и специфику сочетаемости, создавать тематические словари и пр. (например, знаете ли вы названия художественных красок, объясните значение этих терминов, укажите правильное значение слова; объясните значения слов и словосочетаний, составьте с ними предложения, где возможно, установите происхождение слов; подберите синонимы к следующим словам так, чтобы они указывали оттенки цвета; составьте связной лингвистический рассказ о тексте, если известно, что…);

— задания творческого характера, требующие проявления самостоятельности, поиска дополнительной литературы, владения различными приемами коммуникации и навыками рисования, построения предмета. Творческие задания включают как оценку словесной живописи мастеров слова (А. Пушкина, С. Есенина, К. Паустовского, В. Шукшина), так и самостоятельное создание произведений изобразительного и словесного искусства (например, составьте по алфавиту словарик искусствоведа, воспользуйтесь словарями; образуйте от названия видов изобразительного искусства названия специальностей художников; дополните текст сведениями о том, в каких видах человеческой деятельности применяется цвет; выявите эмоциональные и ассоциативные возможности цвета, создайте абстрактные композиции на темы; представьте себе, что вы – художник, вам нужно запечатлеть ненастный день поздней осени. Какие краски вы используете? Какие чувства попытаетесь передать? Опишите эту картину (мини-сочинение в 5-7 предложений);

— задания познавательного характера, которые способствуют формированию лингвистической и культуроведческой компетенции студентов (например, какого русского художника называют певцом русского леса? Какие музеи изобразительного искусства находятся в Санкт-Петербурге? Кто из приднестровских художников написал портрет А. Суворова? Кто из молдавских художников создал серию иллюстраций к поэме А. Пушкина «Цыганы»? и др.).

Как показывает практика реализации интегративного подхода, интересны задания на развитие тематического словаря обучаемых такого типа: составьте словарь настроений по представленным состояниям и чувствам – радость, таинственность, спокойствие, грусть, страх, восхищение, удивление и др.

При изучении темы «Искусство графики» развиваем умения составлять план текста в виде тезисов на основе прочитанного текста. Знакомим студентов с тем, что тезисы можно составлять по письменному тексту, а можно составлять тезисы для доклада, устного выступления. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Тезисы могут быть в виде цитат, выписанных из текста, или в собственной формулировке. Каждый тезис, в отличие от пункта плана, не просто называет часть текста, а кратко излагает содержание, заключенное в этой части текста.

Изучение творчества писателей и поэтов Приднестровья представляет широкие возможности для анализа литературных текстов разных функциональных типов: повествование, описание, рассуждение. При этом студенты выполняют такого рода задания, как: составление диалога и разыгрывание его в лицах; написание текста к кинофильму (например, по рассказу В.Шукшина «Солнце, старик и девушка»); составление тезисного плана текста, на основе тезисов – составление развернутого связного рассказа о жизни и творчестве приднестровского художника; развертывание информации предложения за счет введения однородных, обособленных членов, превращения простых предложений в сложные, в текст; рецензирование научных статей и др.

Промежуточный контроль знаний студентов показывает, что в результате изучения дисциплин на основе интегрированного подхода совершенствуется культура речи студентов, развиваются их знания в разных областях –  в нашем случае, художественно-изобразительном искусстве (графики, портретной живописи, пейзажа, натюрморта), литературного творчества (прозы, лирики). Кроме того, следует отметить высокий воспитательный потенциал текстов, способствующий воспитанию гражданской идентичности обучаемых.

Такой подход, на наш взгляд, позволит и преподавателю, и обучаемым выбрать для себя оптимальный вариант изучения культуры родного края на основе текстов искусствоведческого характера и совершенствовать свои художественно-изобразительные способности, развивать свою культурную, гражданскую идентичность как будущего учителя начальных классов.

 

Литература

  1. Вахницкая М.Г., Ушнурцева Н.Н. Развитие речи студентов при изучении творчества художников и писателей Приднестровья: учебно-методическое пособие / ГОУ «Приднестр. гос. университет им. Т.Г. Шевченко»; ФПП; [Текст]. – Тирасполь: Изд-во Приднест. ун-та, 2023. – 172 с.
  2. Войт И.А. Формирование приднестровского народа как процесс формирования приднестровской идентичности / И.А. Войт // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – №4 (93). – С. 32–34.
  3. Петухов В.В., Бараш Р.Э. Русские и «Русский мир»: исторический контекст и современное прочтение // Полис. Политические исследования. – 2014. – №6. – С. 83–101.
  4. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. – М.: Наука, 2005. – 396 с.

 

http://izvestia-ippo.ru/m-g-vakhnickaya-formirovanie-grazhdansk/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *