М.Г. Маликова | ОТРАЖЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЭТИКЕТНОМУ ДИАЛОГУ: ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ И УСТАНОВКИ ФГОС НОО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 4.7]

магистр, ассистент

 департамента методики обучения

Московского городского педагогического университета

mmalikova35@gmail.com

В статье получила освещение проблема повышения культуры диалогического общения младших школьников, их обучения этикетному диалогу в свете реализации стандартов третьего поколения. Автор обосновывает необходимость реализации в образовательном процессе начальной школы аксиологической идеи, что предполагает опору на принцип ориентации на идеал.

Российское образование сегодня находится на этапе перехода к новому стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов. Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство, что сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса.

Демократические процессы, происходящие в обществе, способствуют повышению интереса представителей различных научных областей (социологии, лингвистики, психологии, педагогики и др.) к диалогической речи. Это объясняется востребованностью обществом ответственной творческой личности, имеющей ценности, владеющей культурой диалогического общения, способной вступить в конструктивное, уважительное обсуждение возникающих в повседневной практике проблем, находить их адекватное решение.

Анализ нормативно-правовых документов позволил выявить общие установки в области исследуемой проблемы обучения младших школьников этикетному диалогу на основе принципа ориентации на риторический идеал.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения (далее – ФГОС НОО-3) отмечается его направленность на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, отражающих формирование ценностей многонационального российского общества. В их числе: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование эстетических потребностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Среди этих характеристик выделим значимую в рамках нашей темы: «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» [12: с. 47].

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования. В перечне предметных результатов обучения русскому языку выделим значимые в аспекте обучения этикетному диалогу на основе принципа ориентации на идеал. Таковыми являются: «понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [6: с. 47].

В стандарте третьего поколения отражено возрастание ценностного аспекта речевой культуры, применение умений вежливого общения не только в учебных ситуациях, но и в повседневном диалоге [12].

Раскрывая диалогический аспект, вслед за С.В. Брендихиной, мы считаем, что диалог, будучи естественной формой реализации коммуникативной функции языка, ребенку, носителю разговорной речи, более привычен, поэтому позволяет осуществлять обучение речи в контексте идеи К.Д. Ушинского о продолжении «материнской линии», учить «от диалога – к монологу» [3: с. 52].

Выявленные недочеты диалогической речи школьников помогают методистам обнаружить «зону ближайшего развития», рассматриваются в связи с поиском ответа на вопрос о содержании обучения диалогу (это важнейший вопрос методической науки «чему учить?»). Выделим позицию А.С. Львовой, которая рекомендует реализовать в образовательном процессе системный подход, осуществляя обучение по таким направлениям: обучение речевому этикету, формирование умений слушания, развитие интонационных умений, обучение аргументированию [8: с. 24]. Для нас важен факт выдвижения на первый план аспекта обучения речевому этикету, в чем проявляется признание приоритета вежливого общения как базы, основы, фундамента коммуникации.

Широкое освещение получил вопрос о выборе вида диалога, которому следует учить младших школьников. Нам представляется оправданным предложенный А.А. Соколовой подход, состоящий в выделении своего рода пропедевтического, подготовительного этапа, предназначенного для обучения детей различным диалогическим единствам: вопрос – ответ, пояснение и добавление, согласие и возражение, формулы речевого этикета и др.) [11: с. 21]. Первоначальные представления обучающихся о диалогическом единстве имеют общий характер, важны для овладения любым видом диалога, однако нам представляется целесообразным рассматривать диалогическое единство на материале формул речевого этикета.

Значительным потенциалом развития диалогической речи располагает технология риторизации [1: с. 42]. Л.В. Ассуирова считает, что эффективным условием формирования коммуникативной компетентности младших школьников (в том числе − в области диалогического общения) является не только возрождение школьной риторики в рамках одного предмета, но и риторизация всего образовательного процесса в начальной школе [1: с. 43].

Представляется, что риторизация образовательного процесса в начальной школе предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс методов и средств организации диалогического общения субъектов этого процесса, а также – путей и способов осмысления речевого поведения участников.

Проблема обучения этикетному диалогу представлена диссертационным исследованием И.Ф. Бродовой, выполненном на материале жанра «приглашение», применительно к средней школе [4: с. 178]. Актуальность проблемы обучения этикетному диалогу И.Ф. Бродова обосновывает такими причинами: ролью этикетного диалога в современном демократическом обществе, где имеет место усиление социальной потребности в эффективном контактном общении; спецификой коммуникативно-речевых этикетных умений, отвечающих за создание комфортных условий для гармоничного общения коммуникантов; низким уровнем сформированности этикетных умений у учащихся средней школы; недостаточной разработанностью данной проблемы в современной методической науке [4: с.165]. Значение умений этикетного диалога для развития личности обучающихся И.Ф. Бродова видит в следующем: овладение умением вести этикетный диалог необходимо для эффективной социализации обучающихся, для достижения успеха в повседневном общении, для более успешного решения задач, которые ставят перед собой собеседники в рамках акта коммуникации [4: с.115].

Выделим вопросы методики обучения речевому этикету, которые получили освещение в работах современных исследователей. Таковыми являются: обоснование необходимости обучения речевому этикету; выбор подходов и принципов обучения речевому этикету; обоснование условий, обеспечивающих эффективность формирования у школьников представлений и умений в области речевого этикета; указание целей и задач обучения речевому этикету; определение содержания обучения речевому этикету; выбор эффективных приемов обучения речевому этикету [5].

Вопрос обоснования необходимости обучения речевому этикету (важнейший вопрос методической науки «зачем учить?») поднимают многие методисты (А.А. Акишина, Т.И. Зиновьева, Е.А. Зырянова, Е.Ю. Никитина и др.). Выделим аргументы в пользу обучения речевому этикету, с которыми мы безоговорочно согласны: во-первых, изучая правила речевого этикета, ребенок присваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для среды проживания; во-вторых, овладение формулами речевого этикета оказывает безусловное положительное влияние на развитие личности ребенка – его речи, мышления, духовного мира; в-третьих, определенный уровень представлений и умений в области речевого этикета позволяет ребенку «мягко войти» в пространство культурного речевого взаимодействия людей, обеспечивает возможность нахождения в комфортном, эмоционально позитивно заряженном коммуникативном поле; наконец, овладевая речевым этикетом, обучающиеся приобретают способ выражения доброго отношения к людям, средством избегания конфликтов [9: с. 375].

Эффективность обучения находится в тесной взаимосвязи с вопросом определения ведущих подходов и принципов обучения, в ряду которых аксиологический и коммуникативный в их взаимодействии позволяет осуществлять воспитание у обучающихся ценностного отношения к категориям «уважительное отношение к людям», «вежливость», «речевой этикет» [7: с. 200]., «правила и нормы речевого поведения», «образцы речи» в процессе решения актуальных коммуникативно-речевых задач в области речевого этикета. Сказанное объясняет выдвижение в качестве важнейшего принципа обучения принципа ориентации на речевой идеал, который является одним из ключевых в духовно-нравственном воспитании, трактуется как идеал речевого поведения, общий образец, которому необходимо следовать. Внедрение данного принципа позволит выделить ряд способов, необходимых для решения коммуникативно-речевых задач, а также способ осознания ценности диалогического общения.

 

Литература

  1. Ассуирова Л.В. Процесс риторизации в школе / Л.В. Ассуирова // Пушкинское слово. Формирование филологической культуры: Сб. статей под ред. Л.В. Голубцовой. – М.: Департамент образования, 2015. – С. 42–48.
  2. Барышков, В.П. Аксиология: Учебное пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 65 с.
  3. Брендихина, С.В. Особенности детской речи, ее использование на уроках русского языка // Начальная школа. – №5. – 2001. – С. 52–57.
  4. Бродова И.Ф. Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка: Дис. … канд. пед. наук / Ирина Федоровна Бродова: 13.00.02: Москва, 1998. – 170 c.
  5. Зиновьева, Т.И., Антонова, Т.Н. Достижения методической науки в области обучения школьников диалогу: исторический аспект // Вестник ГУУ. 2013. – №9. – С. 275–283.
  6. Зиновьева, Т.И., Маликова, М.Г. Речевая культура педагога как ресурс социализации обучающихся поликультурной школы // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 9. – С. 38–40.
  7. Ильин, В.В.Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.
  8. Львова, А.С. Диалогическое общение: лингво-риторический и психолого-педагогический аспекты: Монография /А.С. Львова. – М., 2011. – 98с.
  9. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Издательство Юрайт, 2016. – 255 с.
  10. Михальская, А.К. Русский риторический идеал и современная публичная речь: к проблеме речевой агрессии // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. – 2012. – №1. – С. 12–28.
  11. Соколова, А.А. Методика обучения диалогу детей шести-семи лет: автореф. дис. … канд. пед. наук /Алевтина Анатольевна Соколова. – Екатеринбург, 2017. – 24 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / М-во просвещения Рос. Федерации. – М.: 2021. – 59 c.

http://izvestia-ippo.ru/m-g-malikova-otrazhenie-aksiologichesk/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *