Лисицина А.Е. | ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

режиссер-педагог, руководитель клубных программ Российского академического молодежного театра, преподаватель кафедры «Техника речи» Московского государственного психолого-педагогического университета, alla.lisitsina@inbox.ru

В статье описан опыт реализации технологий театральных методик в работе учителей общеобразовательной школы.

На сегодняшний день учитель может делегировать свои функции ученикам, предоставляя им возможность самостоятельно организовывать учебный процесс, и стать не столько наставником, сколько партнером ученика.  А кроме этого организовать урок таким образом, чтобы все ученики были вовлечены и активны в течение всего этого урока.  В наше время электронных технологий дети перестают общаться друг с другом, мало читают книг на бумажных носителях, с трудом социализируются и не умеют формулировать свои мысли.

Я предлагаю нетривиальное решение – привлечь театральные игровые методики в учебный процесс.  Не могу сказать, что эта мысль новая. Психологи и учителя иностранных языков, особенно в высших учебных заведениях,  пользуются  такой методикой вполне успешно,  но и в школе очень много предметов, где можно практиковать их с не меньшим успехом.

Театральные технологии направлены на то, чтобы в играх тренировать такие качества как память, логику, концентрацию внимания, фантазию, умение слышать и слушать,  говорить, быть партнером, подчиняться и лидировать, а также в полной мере использовать умственные способности в связке с эмоциональной сферой. Никто не станет отрицать, что взгляд на проблему с неожиданной стороны может привести к впечатляющим результатам. В  конечном итоге в играх формируются  новые связи между правым и левым полушариями головного мозга.

В Российском академическом молодежном театре (РАМТ) много лет существуют программы по воспитанию зрительской культуры, где в полной мере используются театральные игровые методики. А с сезона 2016 — 17г.г. появился Учительский клуб, который должен был стать проводником зрительской культуры среди учеников. Что же театр может дать школе как образовательному учреждению?

В 2018 г. вышло первое методическое пособие по использованию приемов театральных технологий в помощь учителям естественных наук (физика, химия, биология). Игровые приемы из этого пособия были апробированы на учителях г. Казани в рамках семинара по театральной педагогике и в РАМТе.

Сферы применения театральных технологий следующие:

  • на этапе знакомства с новым материалом;
  • на этапе проверки усвоенного материала;
  • на этапе повторения пройденного материала;
  • для презентации и проектной деятельности.

Рассмотрим первые три группы технологий.

1) Знакомство с новым материалом.

Когда ученики еще ничего не знают о новом материале, им предлагается, используя логику и фантазию «сочинить» этот новый  материал  или правило. Приведу очень простой  пример.

Игра «Собери фразу».

Игра проводится в парах.

Изучаемое правило: Чтобы узнать скорость объекта, нужно расстояние разделить на время, за которое это расстояние пройдено.

Фраза разрезается на отдельные слова и предлоги. Комплектов столько, сколько пар (или парт) в классе. Каждая пара, получив комплект слов, должна логически  собрать фразу в течение, например, 30 секунд. Для усложнения можно добавить «лишние» слова. Тогда оговаривается, сколько слов должно быть в правиле. Когда задание выполнено, ученики в парах берутся за руки. Учителю это сигнал, что задание выполнено. По окончании зачитывается правильный вариант.

2) Проверка усвоенного материала.

Игра «Вопросы».

Учитель задает тему игры, например, «Электромагнитное поле». В руках у него мяч. Мяч передается одному из учеников. Условие — говорить может только тот ученик, в руки которого попал мяч. Ученик, получив мяч, должен задать вопрос по теме и передать мяч другому ученику. Мяч путешествует, пока в вопросах не прозвучат все важные моменты, раскрывающие тему. Правильно заданный вопрос говорит о знании материала. Как вариант можно передавать мяч тому ученику, который знает ответ на вопрос (по заранее оговоренным условиям)

Игра «Ответ на всех».

Учитель предлагает раскрыть тему урока, например, «Металлы в таблице Менделеева».

Те, кто знает, встают. Первым отвечает ученик по выбору учителя ( по считалочке, по букве фамилии и т.п.). Ученики, услышавшие «свой» ответ, садятся. Те, кто может что- либо добавить, продолжают стоять. Игра идет до тех пор, пока не останется ни одного стоящего. Учитель или экспертный совет из учеников определяют лучший ответ.

3) На этапе повторения пройденного материала.

3.1. Игра «Краткость – сестра таланта».

Выбирается тема, например, «Класс Млекопитающие». Учитель предлагает объединиться в группы по 4 человека. На обсуждение дается до 5 мин. Ученики должны раскрыть тему, используя наименьшее количество слов и сформулировать ответ в пяти предложениях. Задание может даваться в виде карточек всему классу или двум-трем группам, или каждой группе можно дать свою тему.

3.2. Игра «Угадай-ка».

Вариант 1.

Учитель раздает по партам карточки с написанными на них понятиями, вручая их только одному из пары. Получивший карточку ученик начинает рассказывать соседу о своем понятии маленькие детали. Если его товарищ не догадывается, о чем идет речь, детали обрастают подробностями до тех пор, пока он произнесет написанное на карточке слово.

Примеры приводимых деталей к слову «туман»:

  1. Если туда попасть, то ничего не станет видно, хоть и не темно.
  2. Похоже на сугробы, только взять в руки никак нельзя.
  3. Босые ноги в нем сразу становятся мокрыми.
  4. Чаще всего его можно увидеть утром.
  5. Днем, как правило, исчезает бесследно, но может опять появиться вечером.
  6. Очень похоже на облака, которые почему-то опустились на землю.

Вариант 2.

Все подсказки приводит учитель. Ученики, понявшие о чем идет речь, встают. Когда их наберется 5-6 человек, учитель предлагает показать явление используя пластику тела. Если явление будет угадано, ученики получают баллы или оценку.

3.3. Запоминание правил и законов.

Игра «Пишущая машинка» (отличная форма работы для развития способности работать в едином режиме, объединяя усилия).

Берется любое определение, например: «Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях». Каждый ученик присваивает себе букву алфавита (по порядку). Игроки договариваются, что при произнесении заглавной буквы все встают. При произнесении «своей» буквы встает только ее «владелец». По окончании слова – все делают хлопок. При тире – два хлопка, при запятой- щелчок пальцами. На точке – все топают ногой. После каждой ошибки все начинают «печатать» заново.

Итак, первый ученик произносит: «Х», – все встают и снова садятся. Второй человек, вставая, произносит: «И», – и садится. Произнося «М», встает третий человек, садится. На «И» встает и садится четвертый человек. На «Я» – пятый. Потом все хлопают один раз (окончание слова), еще два раза (на тире) и так далее до точки, когда все топают один раз.

Как правило, с первого раза «напечатать» все определение не получается. Чтобы довести дело до конца, игру придется начинать 5-6 раз.

3.4. Запоминание количественного материала.

Игра «Снежный ком».

Ученики сидят за партами, составив их в круг или в квадрат – так, чтобы каждому было видно каждого. Учитель предлагает вспомнить, например, посуду и предметы химической лаборатории. Первый ученик говорит ПРОБИРКА, второй произносит уже названное слово и добавляет к нему свое – ПРОБИРКА, ШТАТИВ, третий действует по принципу второго – ПРОБИРКА, ШТАТИВ, КОЛБА, четвертый – ПРОБИРКА, ШТАТИВ, КОЛБА, РЕТОРТА и т.д. «Снежный ком» нарастает, предметы повторяются по нескольку раз и запоминаются в игре без напряжения. Так же можно запоминать, например, органоиды клетки.

Если в процессе игры кто-то не может вспомнить названный предмет, ему можно подсказывать любым способом, кроме вербального.

Все эти игры можно использовать на любом предмете. Я предлагаю еще несколько игр, соответствующих определенным предметам.

Биология.

Тема: «Способы передвижения живых организмов»

Игра «Жизнь в движении» (на закрепление материала)

Ученики по случайному признаку (например, у кого в фамилии есть буква Д, Н или Л) объединяются в команды. Учитель называет командам организм (или животное) с определенным способом перемещения в пространстве. Например: амебы, жгутиконосцы, инфузории. Каждая из команд показывает пластически особенности движения организма. Ученики, не участвующие в показе, должны узнать этот организм. Наиболее удавшаяся работа определяется при помощи аплодисментов. Каждая команда набирает очки или получает оценку.

Химия

Тема: «Виды реакций»

Класс объединяется в группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с видом реакции, например, разложения. Используя схему строения драмы: завязка – развитие – кульминация – развязка, необходимо сочинить произвольную истории или сказку, соответствующую типу реакции.

Например,  пример сказки, иллюстрирующей реакцию разложения: 2Hg₂O → 2H₂↑ + O₂↑ ( при воздействии электрического разряда).

Завязка. Жили-были два брата. Они были неразлучны, всегда и везде находились рядом и были счастливы. Все вокруг удивлялись, какими дружными они были.

Развитие. И вот однажды братья пошли в лес заготавливать дрова на зиму. Откуда ни возьмись, налетели тучи, и началась страшная гроза! Братья побежали и спрятались под дерево.

Кульминация. Не успели они друг на друга посмотреть, как в дерево ударила молния. Удар был такой силы, что братья разлетелись в разные стороны на огромное расстояние.

Развязка. Когда закончилась гроза, они поняли, что стали другими, и теперь им придется жить поодиночке.

Физика

Тема: «Электрические цепи, последовательное соединение»

Игра «Механизмы» (на повторение материала).

Раздаточный материал – разрезные картинки со схемами бытовых приборов (лампочка, вентилятор, люстра, ночник, фен, утюг, кофемолка, электрочайник). Каждый ученик класса получает фрагмент одной из картинок и ищет среди остальных учеников тех, кому достались фрагменты этой же картинки. Команда формируется из владельцев фрагментов одной картинки. (Если фрагментов больше, чем учеников, то оставшиеся карточки выкладываются отдельно, откуда команда может добрать недостающие).

Далее ученики каждой команды пластически показывают работу последовательной электрической цепи того прибора, который нарисован на картинке. Не участвующие в показе команды, должны догадаться, какой бытовой прибор показан. Самая удачная работа  оценивается баллами или оценкой.

Примеры театральных игр, вошедшие в методические рекомендации «Театральные технологии в помощь учителю. Естественные науки» могут быть интересны педагогам, которые хотят сделать свои уроки неожиданными и не скучными.

Литература

  1. Уроки театра на уроках в школе / Сост. Ершова А. П. — М., 1992.
  2. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды .М.: АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 .
  3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. М.: Речь, 2002 .
  4. Кнебель М. Поэзия педагогики. М. :Всероссийское театральное общество, 1984.
  5. Чехов М. Тайна актерского мастерства. Путь актера. М.:АСТ, 2009.

Theatre technologies to help the teacher of secondary school

Lissitsina Alla Evgenievna, Director-teacher, head of club programs of The Russian academic youth theater, teacher of the Department of «Speech Technique» of the Moscow state University of psychology and education, alla.lisitsina@inbox.ru

The article describes the experience of implementing technologies of theatrical techniques in the work of teachers of secondary school.

Keywords: theater techniques, the educational games, the development of creativity.

http://izvestia-ippo.ru/lisicina-a-e-teatralnye-tekhnologii-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *