Студентка бакалавриата Росбиотеха, Москва
В статье рассказывается о важности аналитического мышления в современном мире, методах его развития и найденной закономерности между наличием навыков игры на музыкальных инструментах и развитостью аналитического мышления.
The article talks about the importance of analytical thinking in the modern world, methods of its development and the found pattern between the presence of skills in playing musical instruments and the development of analytical thinking.
В современном информационном мире аналитическое мышление требуется человеку всё более и более для того, чтобы пользоваться цифровыми технологиями, ориентироваться в сложном многоуровневом пространстве жизни человека, находить контакты и пути общения с другими людьми с целью социализации и достижения успеха среди людей. В настоящее время, когда в обществе идёт процесс гуманизации, происходят изменения в системе образования, а именно переход от формирования знаний как самоцели к овладению применимыми компетенциями, обучающимся требуется аналитическое мышление для успешного решения разноплановых задач, которые задает человеку жизнь. Цель настоящей статьи – изучить, насколько практическое и теоретическое изучение музыки способно формировать применимое на практике аналитическое мышление.
Теоретические подходы к формированию аналитического мышления.
Среди известных стилей учения исследователей в настоящем исследовании важен «ассимилятивный». Он предполагает, что обучающиеся «высоко ценят логику и последовательное мышление… учатся посредством изучения идей, имеют хорошие способности в планировании собственной деятельности» [5, с. 160]. В конечном счете, следует говорить не о четырех, а всего лишь о двух стилях учения, одним из которых и является аналитический, ориентируемый на логический анализ и теоретическое обоснование [5]. «А поскольку современная наука, безусловно, доверяет логике и признает приоритет аналитического мышления, то, желая развивать общие умственные способности ребенка, нам, в первую очередь, следует обучать его специальным приемам логического, аналитического мышления» [5, с. 80]. Таким образом развитие логического мышление предполагает развитие мышления аналитического.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.
Самым ярким и общеизвестным примером развития аналитического мышления является изучение математики. Как пишет Айвазян, Н. С., индукция, широко применяемая в учебном процессе основной и старшей школы в системе образования, формирует и развивает аналитическое мышление. В особенности этому способствует стремление учащихся к самостоятельному размышлению, творческому подходу к различным задачам, стимулирование умственных способностей учащегося, моделирование различных явлений повседневной жизни, развитие знаний, умений и навыков выносить здравые суждения [1].
Такие умения требуют достаточного развития мышления. «Умственное действие формируется в шесть этапов: 1) мотивация, 2) схема действия, 3) реальное действие, 4) проговаривание вслух, 5) проговаривание «про себя» 6) автоматизация» [3, с. 203]. Аналитическое мышление включает их все, и все они востребованы в музыкальном образовании.
Возможности развития аналитического мышления в общем образовании.
Однако нет специального учебного предмета, который учил бы аналитическому мышлению. Разумеется, есть традиционные способы обучения аналитическому мышлению, например, изучение математики, в частности, решение геометрических задач. Но в математике есть и общие для всех людей методы, которые можно назвать «методом рассуждений». И как правило они не требуют от учеников особых способностей к логическому мышлению (хотя встречаются и исключения). Но даже если обучающиеся овладеют таким методом рассуждений, это не значит, что они смогут решать практические задачи, требующие аналитического мышления. Следует учитывать, что аналитическое мышление, сформированное путем решения геометрических задач, будет теоретическим, отделённым от практической деятельности, от навыков конкретного общения с миром.
В традиционном школьном образовании, начиная со средних веков и заканчивая началом ХХ века за формирование аналитического мышления отвечал специальный предмет о законах мышления, носящий со времен Античности название «логика». В современной отечественной школе в рамках предмета «Обществознание» данная область знаний представлена лекциями по теме «Теория познания», «Этика» и «Право». В этой части предметом изучения в обществознании является анализ методов формирования понятия и анализа.
Пути развития аналитического мышления в музыкальном образовании.
Формирование музыкального слуха часто представляют себе как процесс иррациональный, не подчиняющийся законам мышления: «чувство юмора (…) в себе надо развивать, пусть это будет даже сложнее, чем формировать музыкальный слух» [3, с 422]. Однако он развивается рациональными методами: путём изучения сольфеджио и практического разучивания музыкальных партий.
Эта интеллектуальная деятельность необходима и для освоения игры на музыкальном инструменте, которая невозможна без изучения теории музыки, ее понятий, анализа музыкального текста. Музыкально-теоретические знания, приобретенные в начальной школе, помогают обучающимся в дальнейшем овладеть игрой на музыкальном инструменте, что является непременным условием успешной профессиональной деятельности. В процессе обучения игре на фортепиано (базовый инструмент обязательный для всех специальностей) в младших классах у детей вырабатываются навыки, необходимые для восприятия и исполнения произведений различных жанров и стилей. У обучающихся развивается музыкальная память, восприятие и мышление, формируется художественный вкус, исполнительские умения и навыки.
Из всего этого многообразия в настоящей статье выбрано в качестве предмета исследования аналитическое мышление. Игра на музыкальном инструменте не меньше геометрии требует учёта различных уровней теории, понимания соотношений величин, гармоний. «По степени оригинальности производимого школьником (…) материала все задания можно разделить на творческие и репродуктивные». В музыкальной школе обучающиеся овладевают репродуктивной деятельностью – исполнением произведений. Однако даже на этом уровне заметно существенное различие с геометрией: требуется не теоретический ответ, а практический результат – качественное исполнение. Это побуждает прилагать аналитическое мышление к практике [2, с.7].
Для развития аналитического мышления важно формировать умения:
- Опознавать и устанавливать причинно-следственные связи.
- Обобщать, классифицировать.
- Осуществлять логические операции с целью получения нового знания и решения проблем.
- Выделять главное, существенное.
- Составлять план действий.
- Формулировать вопросы.
- Делать выводы.
- Соотносить теорию с практикой.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Извлекать информацию из текстов.
- Использовать в речи научные термины.
- Анализировать текст и проводить его сравнение.
Аналитическое мышление у человека, как и многие другие способности, наиболее быстро и качественно развивается в детстве и юношестве. Поэтому многие исследователи предлагают различные методы развития аналитического мышления у школьников.
Методы обучения аналитическому мышлению.
- Привычка к аналитическому мышлению складывается, когда обучаемый начинает с детства учиться думать и размышлять над тем, что он делает и делает ли это правильно. В этом ему помогает педагог. Например, если обучающийся в школе начинает ошибаться, то учитель должен сразу же об этом сказать. Этот метод прост и понятен, его можно назвать непосредственным объяснением.
- Следующий метод получил название «мозговая атака». Он основан на том, что человек, будучи очень активным, при решении проблемы должен максимально осознанно использовать все свои возможности. Например, в начале урока обучающийся должен попытаться решить задачу, взяв за основу изученные понятия. В частности, если он уже знает, что такое синус, то должен при решении задачи учесть его. Однако, на практике этот метод не всегда эффективен.
- Классический стиль обучения, или так называемый метод «от простого к сложному». Суть его заключается в том, что сначала ученики изучают самые простые понятия, а затем постепенно переходят к более сложным. При этом необходимо учитывать, что детям в возрасте от 6 до 10 лет свойственно поверхностное усвоение информации. То есть они могут усвоить какой-то один аспект вопроса, но не смогут его обобщить.
Описание эксперимента.
В условиях отсутствия экспериментов на тему настоящего исследования, был проведён опрос среди учащихся школы «Свиблово», студентов «РОСБИОТЕХА», студентов МГПУ. В опросе принимали участие более 50 человек. Для этого был составлен опросник, включающий вопросы о наличии навыка игры на музыкальных инструментах, форме обучения музыке и вопрос, помогающий предварительно оценить уровень музыкальных знаний, а также небольшой тест на аналитическое мышление. Несмотря на нестрогость такого исследования, оно способно дать начальное понимание изучаемого вопроса.
Опрос показал, что большинство из тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах, знает нотную грамоту. В результате опроса выяснилось, что играющие на музыкальных инструментах меньше ошибались в тесте на аналитическое мышление, чем неумеющие играть. Ошибочно ответили на вопросы лишь 16% респондентов с музыкальным образованием. Среди тех, кто не получил музыкальное образование с ошибками прошли тест на аналитическое мышление почти треть.
Такие результаты позволяют обосновать следующие рекомендации.
- Существующие школы искусств должны проводить концерты, открытые для школьников общеобразовательных школ, конкурсные выступления, мастер-классы и уроки обучения игре на музыкальном инструменте с целью ее популяризации.
- Общеобразовательным школам целесообразно будет организовать посещение школьниками мероприятий в школах искусств с заданной регулярностью, например, не реже одного раза за полугодие. Ответственный за сопровождение должен обеспечить дисциплину, для чего у него должны иметься юридические полномочия для применения некоторых стимулов.
- Устав общеобразовательной школы должен включать пункты, требующие от учащихся дисциплинированного выполнения программы посещения внеурочных мероприятий в школах искусств и предусматривающие нормы отчетности за выполнение этих правил.
- Общеобразовательная школа должна стимулировать проведение праздничных концертов с музыкальными инструментальными номерами, предоставляя доступные музыкальные инструменты (в частности: народные), и вводя нормы отчетности за участия во внеурочной жизни школы и общественной жизни молодёжи.
- Детским и подростковым общественным организациям, например «Российскому Союзу Молодежи» и другим патриотическим организациям, целесообразно включать в свои атрибуты звуковые сигналы на музыкальных инструментах: малом барабане, горне и др.
- Культурные и досуговые центры должны предоставлять возможность обучаться по программам любительской игры на музыкальных инструментах, в том числе в нетрадиционных молодежных стилях и жанрах: рок, поп, реп.
- В программу всех гуманитарных предметов необходимо включить информацию о музыкальной культуре: на уроках чтения и литературы произведения о музыкантах, на истории — сведения из истории музыки и музыкальных инструментов, на уроках рисования — изображение музыкальных инструментов, на уроках русского языка — сочинения-описания с объектом — музыкальным инструментом, требующие знания музыкальной лексики, в частности названия частей инструментов.
- В программу уроков музыки ввести знакомство с музыкальными инструментами, в том числе и тактильное. Разработать простейшие пьесы (например, колокольные звоны) для изучения и коллективного исполнения на уроках музыки.
- Проведение в общеобразовательных школах мастер классов музыкальных педагогов-инструменталистов, включая не только учителей школ искусств, ни и музыкальных блогеров.
Литература
- Айвазян, Н. С. Применение индукции в школьной программе по математике / Н. С. Айвазян // Научные вести. – 2020. – № 12(29). – С. 18-25.
- Лихачев, С. В. Конспектирование с листа как новый прием обучения младшего школьника письменной речи / С. В. Лихачев // Современные тенденции развития начального и эстетического образования: Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Могилев: Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, 2019. – С. 7-9.
- Лихачев, С. В. Подготовка к сжатому изложению научного текста на основе свертывания умственного действия / С. В. Лихачев // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : материалы научно-практической конференции / Отв. Ред.: А.И. Савенков. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2019. – С. 202-207.
- Лихачев, С. В. Использование комического в речи учителя / С. В. Лихачев // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. – С. 418-422.
- Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2-х ч.: учебник для среднего профессионального образования. Ч. 2 / А. И. Савенков. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 186 с.
http://izvestia-ippo.ru/likhacheva-olga-sergeevna-razvitie-an/