Леднева А.А. | ВНЕУРОЧНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Леднева Анастасия АркадьевнаСтудентка бакалавриата Института педагогики и психологии образования  Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Е-mail: lednevaaa@mgpu.ru 

 

В данной статье рассматривается проблема конфликтного поведения младших школьников и решение её путём вовлечения учащихся начальной школы во внеурочную театральную деятельность. Исследуются такие понятия, как «конфликтное поведение», «театральная деятельность», «театральное искусство»; такие аспекты, как коллективная творческая работа и роль учителя в занятиях школьного театра. Статья рекомендована к прочтению родителям детей младшего школьного возраста, учителям начальных классов и студентам педагогического направления.

Целью современного образования является развитие гармоничной, творческой, активной личности ребёнка. ФГОС устанавливает требование к акцентированию внимания не только на развитие интеллектуальных и познавательных способностей, но и на создание творческой и социально развитой личности школьника.

Актуальность развития воспитания посредством приобщения к театральному искусству отражена в распоряжении Правительства РФ 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». «Развитие воспитания в системе образования предполагает развитие форм включения детей в творческую и художественно-эстетическую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы культуры» [3, c. 5]. «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных»  [3, c. 8]. Конфликтная ситуация — первый шаг к конфликту. При наличии активных действий с обеих сторон она может перерасти в конфликт.

«Конфликтное поведение — противоборство двух и более сторон, выраженное в поведенческих реакциях, оцениваемых окружающими как открытый конфликт» [2, c. 542].

Одной из возможных работ по профилактике конфликтного поведения младших школьников является активное вовлечение их в театральную деятельность.

Театр – вид искусства. Он включает в себя различные виды направлений: литературы, музыки, изобразительного искусства и другое. Именно этот факт раскрывает театральную деятельность как коллективное искусство, в котором младший школьник может раскрыться как личность и стать частью общества в целом. Одной из задач такой внеурочной творческой деятельности является возможность формирования у ребёнка умения предотвращать или выходить из конфликтной ситуации,  путём анализа произведений и участия в групповых театральных активностях. Ориентируясь на собственные интересы и возможности, ребенок может участвовать в создании спектакля будучи на месте гримера, костюмера, декоратора, звукорежиссёра, балетмейстера, сценариста, режиссера или актёра.

Рассматривая театр как форму воспитания детей, нельзя не упомянуть Я.А. Коменского. В своей научно-педагогической работе «Великой дидактике» он обосновал основную «конструкцию» современной школы, необходимость дополнения классно-урочной системы разнообразной внеурочной деятельностью. Именно «отец педагогики» ввел в школьное обучение театр, написал несколько школьных пьес и книгу «Школа-игра».

Интересен также опыт воспитания средствами театрального искусства детей, выработанный отечественным педагогом С.Т. Шацким. Выдающийся педагог рассматривал детские театрализованные постановки как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания детей, их приобщения к ценностям культуры. Трудовая школа-колония Шацкого «Бодрая жизнь» была основана на 5 принципах  работы с детьми: труд, игра, искусство, работа ума и детская социальная жизнь (статьи в журнале «На пути новой трудовой школы»).

«Внеурочная театральная деятельность может выступать средством профилактики конфликтного поведения младших школьников. В основе конфликтного поведения могут быть разнообразные причины: «напряжение, вызванное чувством одиночества или незащищенности»; «неудовлетворенность, разобщенностью детей» и отсутствие ощутимых дружеских связей, грубость в поведении и др.» [4, c. 148].

  1. Театральное искусство – это коллективная работа, направленная на улучшение социальных связей, коммуникаций. Вследствие того, что работа над театральной постановкой является групповым творчеством, в котором осуществляется деятельность совершенно по разным направлениям, ребёнок понимает важность существования коллектива как неразрывного и единого объекта в целом. Младший школьник осознаёт важность проявления уважения к каждому участнику процесса и учится поддерживать связь и конструктивно выходить из различных ситуаций, в том числе и конфликтных. На внеурочных занятиях уделяется особое внимание обучению и воспитанию в безопасной среде, что способствует минимизации травмирования чувств друг друга.

Ориентируясь на известного психолога К. Томаса, который в своей системе отмечает сотрудничество как наиболее эффективную стратегию поведения сторон в конфликтной ситуации, сделаем вывод, что важны активные и совместные действия для получения качественного продукта (подготовка  и реализация).  Как процесс (подготовка к спектаклю), так и результат (показ спектакля) возможны при полном взаимопонимании его участников. Вспомним знаменитую модифицированную крылатую фразу П. де Кубертена «Главное не победа, а участие».

Важно воспринимать внутригрупповой конфликт не как окончательный и непримиримый результат непонимания и продолжительной ссоры, а как возможность рассмотрения противоположных точек зрения на ситуацию и в итоге достойный способ разрешения конфликта.

Для детей 6-7 лет сложным является понимание группы как структуры. Именно формат театральной труппы может позволить на понятном примере привить ребятам умение ценить каждого участника команды, пытаться находить выходы из любых конфликтных ситуаций и стараться не допускать разжигание ненависти вовсе. К детям приходит понимание, что если кто-то один из творческого коллектива подведёт остальных (из-за неумения договариваться в том числе), то итоговый продукт не получится на столько качественным, каким бы он мог быть изначально. Соответственно, важно и нужно ценить отношения с любым человеком. Например, если школьный театр участвует во Всероссийском конкурсе “Школьный театр” в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика», то критериями оценки для получения призового места являются: «исполнительское мастерство (артистичность, эмоциональность, выразительность, техника речи, осмысленность действий); художественная и воспитательная ценность репертуара; степень самостоятельности и творческого личностного подхода; сценарное решение (актуальность и глубина раскрытия темы, оригинальность, нестандартность и новизна); зрелищность (костюмы, реквизит, декорации, звуковое, музыкальное или иное сопровождение)» [1]. То есть ценится роль каждого участника творческого процесса от декоратора до актера или сценариста.

  1. Театральная деятельность способствует повышению эмпатии, сочувствию, пониманию мотивов поступков героев через анализ литературы в том числе. За счет проработки героев произведений и подготовки сценария к выступлению школьнику представляется возможность и самостоятельно решить проблемы в обычной жизни. Детская литература в особенности способна духовно и морально-нравственно обогатить мировоззрение ученика, добавив ему жизненного опыта.

Во время театральной деятельности происходит анализ характера, жизненных ситуаций и, в следствии, понимание мотивов для поступков героев. Очень важно, что дети находят ответы на такие важные для своего умения предотвращать или решать конфликты вопросы. Такие, как: «Почему он так поступил? Правда ли он хотел меня обидеть? Не ухудшат ли мои резкие непродуманные действия наши отношения? Какое поведение в конфликте я выбираю: деструктивное агрессивное или эффективное, направленное на улучшение социальных отношений?».

Принятие морали и этики происходит также и через восприятие ребёнка (самого себя) с героем. Ролевая модель доброго, активного, понимающего, дружелюбного персонажа побуждает младшего школьника соответствовать ему.

  1. Как на репетициях, так и на сцене происходит мощный эмоциональный выплеск у участников театрального действия. Именно разгрузка психического состояния помогает не допустить неврозы, головную боль и перевозбуждение маленьких ребят, у которых постоянно не хватает возможностей выплеснуть эмоции во время урочной деятельности или дома. Формула здорового климата в школьном коллективе проста: чем более экспрессивно дети выражают свои эмоции друг к другу, находясь на сцене, тем менее болезненно происходит их общение вне стен занятий школьного театра.

2 и 3 пункт дополняют друг друга и в сумме дают представление «эмоционального интеллекта». Объясняется понятие как способность распознавать свои желания, намерения, мотивацию, эмоции и других людей. Дети с развитым EQ умеют договариваться с другими людьми и правильно реагировать на негативные ситуации, то есть умеют управлять своим конфликтным поведением без вмешательства взрослых или сверстников.

  1. Внеурочная театральная деятельность предполагает не только эмоциональную, но и достаточную физическую активность. Для детей младшего школьного возраста не свойственна усидчивость, необходимая в рамках школьного урока. Внеурочная деятельность предполагает расширение рамок преподавания школьного предмета в классе. Например,

— проведение занятий внутри школы, но вне учебного класса (в актовом зале, спортивном зале, на улице и так далее);

— проведение выездных занятий (экскурсии и посещения театра).

  1. Важно также отметить, что учитель в процессе внеурочной театральной детальности является лишь частью, а не основной фигурой. От учителя требуется:

— установить понятные правила и ожидания поведения во время проведения занятий. Отслеживать понимание установок и их соблюдение детьми. Нарушение норм и стандартов общения или соответствующие девиантные действия сами по себе предполагают проявление конфликтного поведения;

— поощрять хорошее отношение и уважение детей друг к другу. Подмечать результативность действий при активном взаимопонимании и желании помочь, а не навредить;

— моделировать положительное поведение. Учитель на собственном примере должен показывать детям, как он умеет сотрудничать. Стоит также постоянно прислушиваться к идеям учеников и принимать их предложения для улучшения процесса или результата. Ребёнок способен внести в спектакль новый и современный взгляд на сюжет классического литературного произведения;

— предлагать разный формат для работы. Учитель не только может проводить самостоятельно внеурочные занятия, но и приглашать уже практикующих актеров для проведения треннингов или мастер-классов, организовывать походы в действующие театры. Свой выбор лучше ориентировать на детские учреждения, где спектакли будут соответствовать возрасту.

Например, для жителей Москвы и Подмосковья актуальными будут: спектакль «Буратино» (Малый театр); музыкальный спектакль «Поколение Маугли» (МХТ им. Чехова), в котором большинство ролей традиционно исполняют дети и подростки; «Леди Совершенство» (Московский областной театр юного зрителя) и так далее. А в таких театрах, как Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н. Сац, Московский детский театр эстрады или Детский музыкальный театр юного актёра, можно найти не один хороший, подходящий по тематике спектакль, который точно сможет полноценно раскрыть для младших школьников театральное искусство как коллективный вид деятельности, направленный на раскрытие творческого подхода для решения бытовых конфликтных ситуаций.

Итак, благодаря театральным занятиям дети могут научиться лучше понимать других и сопереживать им, а также развить навыки конструктивного разрешения конфликтов. Кроме того, театральные представления могут помочь детям развить чувство общности и сопричастности, а также укрепить чувство доверия и уважения среди сверстников. Таким образом, внеклассные театральные мероприятия могут быть эффективным инструментом предотвращения конфликтного поведения у младших школьников и должны рассматриваться как действенный вариант для школ, стремящихся способствовать позитивному социальному взаимодействию среди своих учеников. Кроме того, театральная внеурочная деятельность также может предоставить детям возможность проявить свои творческие способности и воображение, а также развить большую признательность к искусству.

 

Список использованной литературы

  1. Всероссийский конкурс «Школьный театр», в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика» // Академия педагогических проектов Российской Федерации URL: https://педпроект.рф/конкурс-школьный-театр/ (дата обращения: 16.03.2023).
  2. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 544 с.
  3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № N 996-р // Официальный интернет-портал правовой информации. — 02.06.2015 г. — № 0001201506020017
  4. Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации. — Монография (Бутурлова В.В., Десяева Н.Д., Илюшина Н.Н., Колесникова Т.М., Новикова Н.Н., Павлова Л.А., Полякова Л.В., Сергеева И.С., Хазыкова Т.С., Якушева С.Д.). – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. – 196 c. – С. 137-171.

http://izvestia-ippo.ru/ledneva-a-a-vneurochnaya-teatralnaya-d/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *