Лазарева С.В. | РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 4]

зав.кафедрой ИЯ лицея, учитель английского языка, МАОУ лицей №7, Томск

E-mail: super.lazarevasv@yandex.ru

 

 

В статье описывается практический опыт формирования функциональной грамотности школьников в соответствии с требованиями обновленных федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Автор представляет собственный положительный опыт организации образовательного процесса, направленный на развитие одного из ключевых компонентов функциональной грамотности, креативного мышления. В статье описывается практика создания и применения в учебном процессе открытых задач, заданий открытого типа; практика проведения уроков с применением технологии ТРИЗ, рефлексивно-сотворческих практик педагогики сотворчества, таких как социоимпровизация, метод рефлексивных инверсий.

Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития современного образования является создание модели выпускника, обладающего развитыми познавательными потребностями, стремящемуся к саморазвитию и самореализации, умеющего использовать полученные знания на практике и ориентироваться в современном информационном пространстве. В новых ФГОС особое место отводится «созданию условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.» [1, с.29]

Под функциональной грамотностью понимают способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.[2] Основными компонентами функциональной грамотности являются математическая, финансовая, естественнонаучная, читательская грамотности, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Креативное мышление — это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше, т.е. способность к продуктивному творческому подходу. [3] Согласно требованиям ФГОС педагогу необходимо создавать условия для развития креативного мышления. Обычно, для решения проблемы в реальной жизни, мы обращаемся либо к известному способу, либо к своему жизненному опыту, либо создаем что-то новое. Для применения двух последних способов нужно уметь наблюдать, и анализировать все то, что было увидено, услышано ранее. Педагогов-практиков интересует, как и что конкретно можно сделать на своих уроках, чтобы развивать креативное мышление учеников. Обобщая свой положительный опыт педагога-практика, а также проанализировав данные, совместных с психологами лицея исследований динамики развития креативности обучающихся, я пришла к выводу, что для развития креативного мышления необходимо использовать открытые задачи и задания открытого типа, применять рефлексивно-сотворческие практики и нестандартные приемы работы с информацией.

Задания открытого типа следует отличать от открытых задач. К заданиям открытого типа относятся задания дополнения, когда ученику нужно добавить слово или фразу, и задания свободного изложения, представляющие собой формат рассуждения, рассказа, эссе. Открытые задачи — это проблемные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Для их решения необходимо самостоятельно осмыслить, сформулировать условие задачи, найти дополнительную информацию для ее решения. Под открытыми задачами понимают «задачи, у которых нет, и не может быть заранее известных решений или ответов». [4, с.123] К сожалению, в современных УМК предлагается недостаточное количество открытых задач, что требует от педагога умения подобные задачи составлять самостоятельно. Показателем качества сформированности функциональной грамотности является международное исследование PISA, которое включает и задания на проверку уровня сформированности креативного мышления, т.е. открытые задачи. Взяв за основу эти задания, мной разработан алгоритм создания открытых задач, который помогает быстро создавать открытые задачи по актуальной тематике, которые я систематически предлагаю моим ученикам.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что лингвистические способности у обучающихся разные, также как и мотивация. Реальность требует от современного учителя быть гибким, и там, где традиционные методы не работают, искать новые подходы и технологии. В своей работе со старшеклассниками часто применяю технологию ТРИЗ (теории решения исследовательских задач). Данная технология способствует воспитанию творческой личности ученика, способного найти выход из любой проблемной ситуации и справиться со всеми поставленными задачами. [5, с.194] Примечательно, что ТРИЗ можно применять на любом этапе урока, начиная со знакомства с новым материалом, в процессе его изучения, а также для отработки и закрепления изученного материала, формирую при этом основные компетенции обучающихся.

Особое место в моей педагогической практике занимает педагогика сотворчества. Педагогика сотворчества – это отношения, когда две уникальные личности, ученик и учитель, становятся неисчерпаемыми источниками развития друг для друга. [6, с. 21] Педагогика сотворчества подразумевает использование на уроке рефлексивно-сотворческих практик. Для развития креативного мышления наиболее актуальными являются рефлексивная социоимпровизация и метод рефлексивных инверсий.

Метод рефлексивных инверсий – это способ развития креативности, когда участник придумывает что-то новое (понятие, явление, героя и т.д.), чего никогда не существовало, но сохраняя при этом смысловые и звуковые ассоциации. Также на уроках в старших классах применяю рефлексивную социоимпровизацию. Прием, похожий на ролевой тренинг, дает возможность учащимся примерять на себя роль какого-то персонажа, а также проживать проблемно-конфликтную ситуацию от лица этого героя. Рефлексивно-сотворческие методы, применяемые на занятиях, позволяют вовлечь практически всех учеников, благодаря взаимному доверию и поддержке, снять тревожность устного выступления, помогают мыслить критически и креативно.

Немаловажным для создания условий развития креативного мышления является применение нестандартных приемов работы с информацией. На практике использую такие эффективные приемы как бриколаж и скрайбинг. Бриколаж в образовании позволяет использовать для учёбы все, кроме специально созданных инструментов вроде учебников, создавать предметы или объекты из подручных материалов. Часто использую в работе такой прием как скрайбинг, чаще в качестве рефлексивного образовательного продукта обучающихся. Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации. Применение таких форматов работы с информацией развивает не только креативность школьников, но и критическое мышление.

Таким образом, систематическая работа педагога по формированию функциональной грамотности, направленная в том числе на развитие креативного мышления, возможна при активном использовании таких видов заданий, как отрытые задачи и задания открытого типа. Также особое внимание для успешной работы педагога в рамках развития креативности школьников необходимо уделять рефлексивно-сотворческим технологиям и нестандартным приемам, методам, подходам в обучении иностранному языку.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101), с.126
  2. Крылова О. В. Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать? URL: https://school.kontur.ru/publications/2374 (дата обращения: 29.10.2022)
  3. Савалина А.А. Особенности креативного мышления у школьников / А.А. Савалина, В.Д. Корнеева. — Текст: электронный // NovaInfo, 2018. — № 83. — С. 193-199. — URL: https://novainfo.ru/article/14982 (дата обращения: 29.10.2022).
  4. А.В. Хуторской «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Методические секреты личностно-ориентированного обучения.» Пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. – 383 с.
  5. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994. — 479 с.
  6. Степанов С.Ю. Педагогика сотворчества: сплав теории и практики / С.Ю. Степанов, Кремер Е.З. // Образовательная политика. – 2011. – №2 (52). – С. 20-23.

The article describes the practical experience of forming functional literacy of schoolchildren in accordance with the requirements of the updated federal educational standards of basic general education. The author presents her own positive experience of organizing the educational process aimed at the development of one of the key components of functional literacy, creative thinking. The article describes the practice of creating and using open tasks, open-ended tasks in the educational process; the practice of lessons using TRIZ technology, reflexive-creative practices of co-creation pedagogy, such as co-improvisation, reflexive inversion method.

Keywords: functional literacy, creative thinking, open-ended tasks, TRIZ technology, co-creation pedagogy, reflexive-creative practices.

http://izvestia-ippo.ru/lazareva-s-v-razvitie-kreativnogo-my/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *