Профессор департамента психологии института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд, 4), e-mail: larionova.lign@yandex.ru
Статья посвящена психологическим особенностям одарённых детей. Описываются такие характеристики, как ускоренное психическое развитие, высокий энергетический уровень, холистическое мышление. Приводится мнение классика психологии Н.С. Лейтеса о том, что главным отличием одарённых детей от неодарённых является наличие у них ненасыщаемой познавательной потребности. Отмечается высокая рефлексивность, эмоциональность и чувствительность одарённых детей, их духовность, потребность в самоактуализации. Делается вывод о необходимости знания психологических особенностей одарённых детей для их успешного образования.
Одаренные дети часто поражают наше воображение непостижимо высоким уровнем творчества, исключительными, кажущимися сверхчеловеческими способностями — в запоминании материала, в решении задач, в мгновенном улавливании связей между явлениями, невидимых для других.
Возможно существование подобных феноменов связано с ускоренным развитием одаренных детей. Г. Мелхорн и Х.-Г. Мелхорн в своей книге «Гениями не рождаются» приводят отрывок из письма, написанного Ф. Гальтоном сестре: «Дорогая Адель! Мне 4 года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать любые числа и умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Я умею немного читать по-французски и узнавать время по часам. Ф. Гальтон (15 февр. 1827)» [7, с. 44].
Неизменный спутник одаренных детей – дар предвидения, который развит у них в высокой степени. Точно предвидеть будущее никому не дано, но ясность прозрения и дальновидность у одаренных детей зачастую достигает необыкновенной силы. Одаренные люди предчувствуют неблагополучие тогда, когда еще нет явных признаков сбоя в структуре организации и функциях существующей системы. Предвидение – это исключительный дар, он является результатом редкостного умения обобщать богатейший жизненный опыт, глубокие знания природы людей и их взаимоотношений. Д. Сэлинджэр в рассказе «Тэдди» приводит пример одаренного ребенка, который мог видеть в человеке его будущую судьбу, что повергало окружающих в шок, вызывало неприятие ребенка. Этот мальчик предвидел и свою собственную судьбу. «Так глупо, повторил Тедди. — Мне, например, через пять минут идти на плавание. Я спущусь к бассейну, а там, допустим, нет воды. Допустим, ее сегодня меняют. А дальше так: я подойду к краю, ну просто глянуть, есть ли вода, а моя сестренка подкрадется сзади и подтолкнет меня. Голова пополам – мгновенная смерть» [10, с. 650].
Существуют различные мифы об одаренных детях. Согласно одним, одаренные дети рождаются крайне редко (раз в столетие), согласно другим – они долго не живут, в соответствии с третьими – одаренность связана с психической болезнью. Эти легенды существуют как штампы, стереотипы в массовом сознании и отражают недоверие к одаренным детям, непонимание и боязнь их.
Д. Сэлинджер так описал внешний облик одаренного ребенка: «Тедди полуобернулся и вопросительно взглянул на отца светло-карими, удивительно чистыми глазами. Они вовсе не были огромными и слегка косили, особенно левый. Не то что бы это казалось изъяном или было слишком заметным. Упомянуть об этом можно разве что вскользь, да и то лишь потому, что, глядя на них, вы бы всерьез и надолго задумались: а лучше ли было бы, в самом деле, будь они у него, скажем, без косинки, или глубже посажены, или темнее, или расставлены по шире. Как бы там ни было, в его лице сквозила неподдельная красота, но не столь очевидная, чтобы это бросалось в глаза» [10, с. 627-628].
Многие психологи [4], [5], [6], [7] отмечают у одаренных детей очень высокий энергетический уровень. Моторная координация одаренных детей и владение руками часто отстают от их познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может приводить к формированию у них чувства неполноценности и развивать несамостоятельность.
Существуют отличия в когнитивной сфере одаренных детей. Восприятие окружающего мира, по мнению психологов, у них носит многоплановый характер. Для подтверждения приведем строчки из стихотворения подростка:
Банальностей сила безмерно великая.
Почему всюду люди все сводят к простому?
Можно просто почувствовать запахи крика,
Или сложно, с анализами приема.
Одаренным детям свойственно холистическое мышление (целостное), непредвзятое, не ограниченное рамками стереотипов, оно требует свободы, открытости, способности иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира.
Одаренный ребенок из рассказа Д. Сэлинджера говорит: «Вы помните яблоко из Библии, которое Адам съел в раю? — спросил он. — А знаете, что было в том яблоке? Логика. Логика и всякое Познание. Больше там ничего не было. И вот что я вам скажу: главное – это чтобы человека стошнило тем яблоком, если, конечно, хочешь увидеть вещи как они есть. Я хочу сказать, если оно выйдет из вас, вы сразу разберетесь с кусками дерева и всем прочим. Вам больше не будут мерещиться в каждой вещи ее границы» [10, с. 648].
На вопрос «Что бы Вы изменили в нашей системе образования?» Тедди сказал: «Пожалуй, я, прежде всего, собрал бы всех детей и обучил их медитации. Я постарался бы научить их разбираться в том, кто они такие, а не просто знать, как их зовут и так далее… Но сначала я бы, наверно, помог им избавиться от всего, что внушили им родители и все вокруг. Даже если родители успели внушить им только, что СЛОН БОЛЬШОЙ, я бы заставил их и это забыть. Ведь слон большой только рядом с кем-то – например, с собакой или с женщиной.
Тедди остановился и подумал.
— Я бы даже не стал им говорить, что у слона есть хобот. Просто покажу им слона, если тот окажется под рукой, и пусть они подойдут к слону, зная о нем не больше того, что слон знает о них. То же самое с травой и всем остальным. Я бы даже не стал им говорить, что трава зеленая. Цвет – это всего лишь название. Сказать им, что трава зеленая, — значит подготовить их к тому, что она непременно такая, какой вы ее видите, и никакая другая. Но ведь их трава может оказаться ничуть не хуже вашей, может быть, куда лучше… Не знаю. Я бы сделал так, чтобы их стошнило этим яблоком, каждым кусочком, который они откусили по настоянию родителей и всех вокруг» [10, с. 652].
По мнению ряда психологов, главное, что объединяет всех одаренных детей и в значительной степени отличает от обыкновенных, это так называемая умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Одним из первых, кто описал эту ненасыщаемую потребность, был Н.С. Лейтес [6]. По мнению B.C. Юркевич [12], эта потребность является «мотором» развития одаренных детей. B.C. Юркевич считает, что дети становятся одаренными, благодаря позитивной социальной среде и ненасыщаемой познавательной потребности, благодаря чему их способности развиваются «семимильными шагами».
Одаренным детям свойственно философское осмысление жизни. Они пишут:
Время, что нам неподвластно, имеет свой вес,
В нем мы исчезнем, надеясь, теряясь, любя.
А.Г. Асмолов считает, что профиль способностей одаренного человека разновершинен, имеет множество пиков, в различной степени подверженных динамике. «… в своем феноменологическом проявлении одаренных людей отличает разнообразие талантов. Подобно А.Л. Чижевскому, они и рисуют, и пишут стихи, и музицируют, наряду с научными изысками, и философствуют, — иными словами полноценно и талантливо живут! И не случайно о подлинно одаренном человеке никогда нельзя определенно сказать, кто он есть по специальности: кем, например, был В. Гумбольд, или В.И. Вернадский, или А.А. Любищев? Где грань между философом и поэтом? Как разъять в личности Ф. Петрарки – поэта и мыслителя, ученого и общественного деятеля?» [1, с. 669]. Разнообразие обеспечивает устойчивость. Это характерно как для культуры, так и для жизни людей. А.Г. Асмолов считает, что одновершинный человек — существо крайне неустойчивое, а в своем предельном выражении – это психологический тип фанатика. Для данного типа личности срыв его ведущей цели равносилен срыву всей его жизни. Человек с отсеченной верхушкой своего единственного пика в критической ситуации попросту теряется, не зная, как и чем ему жить дальше.
Одаренных детей отличает высокая духовность, стремление защищать и сохранять красоту и гармонию, обеспечивать связь времен. Одаренный подросток пишет:
Пусть заполнены болью страницы,
Пусть измяты в сомненьях листы,
В неурочный час буду молиться
О защите земной красоты.
Не присяду я возле порога,
Не найду я изысканных слов,
Но протянется нитью дорога
Сквозь великие сонмы веков.
В этом мире — забытом и пошлом
Мы во что-то по-прежнему верим,
Но в любой отвлеченной идее
Мы найдем отражение в прошлом.
К.Г. Юнг отмечает, что личности одаренного ребенка может быть присуща дисгармония, которая выражается в том, что той или иной сфере личности может доставаться так мало внимания, что можно говорить о ее выпадении из общего развития. «Прежде всего, есть громадные различия в степени зрелости. В сфере одаренности при одних обстоятельствах господствует аномальная скороспелость, в то время как при других духовные функции лежат ниже нормального порога того же возраста. Из-за этого порой складывается такой внешний образ, который вводит в заблуждение. Перед нами вроде бы недоразвитый и духовно отсталый ребенок, и мы никак не ожидаем от него сверхобычных способностей» [11, с. 156].
Как указывает К.Г. Юнг, одаренный человек – это отклонение с биологической точки зрения от среднестатистической нормы, «…и поскольку изречение Лаоцзы «Высокое стоит на глубоком» является вечной истиной, то это отклонение направлено в одном индивиде одновременно и вверх, и вниз. Отсюда возникает определенное напряжение противоположностей, которое в свою очередь вновь наделяет личность темпераментом и интенсивностью. Даже если одаренный человек относится к тихим водам, то он вместе с ними достигает большей глубины. Не только отклонение от нормы, сколь благоприятным оно ни было бы, но и противоречивость, предрасполагающая к внутренней конфликтности, означает для одаренного риск» [11, с. 162].
По мнению Ж. Гюйо, одаренный человек способен «концентрировать и ассоциировать несколько индивидуальностей в своей собственной, поскольку носит в себе как бы живое общество» [4, с. 62].
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости и проявляется оно очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Далекие проблемы находят отклик в их сердцах и одаренные дети, например, просят родителей перевести деньги в фонд помощи, пострадавшим от землетрясения, а иногда сами покупают благотворительные лотерейные билеты, сбор от продажи которых направляется в фонд помощи детям-сиротам.
Очень рано они пытаются разобраться в социальном устройстве общества, в котором живут, чувствуют свою связь с ним и реагируют на социальные изменения. Так, одаренный 12-летний мальчик в период перехода нашего общества на капиталистический путь развития остро переживал смену социальной системы и написал стихи, в которых это нашло свое отражение.
Этот мир, словно сдавленный крик,
Исчезает в бессонную ночь.
Из загадки Вселенной возник
И сгорел, как бумага, точь-в-точь.
Будет много счастливых миров,
Мы забудем его и простим.
Он исчез в окруженье костров,
Но мне жаль, этот мир был моим.
Некоторые психологи [4] отмечают, что одаренный ребенок в силу своей эмоциональной чувствительности в такие кризисные периоды может рассматриваться как латентная жертва социализации. B.C. Юркевич [12] считает, что мир, в котором отсутствует определенность, разрушающе действует на психику одаренного ребенка, Как пишет A.M. Лук, «В условиях непрерывной новизны организм существовать не смог бы. По-видимому, для поддержания интереса необходимо оптимальное соотношение новых и старых раздражителей» [7, с. 35].
У одаренных детей проявляется не по возрасту развитая рефлексия. Так, 9-летний ребенок на вопрос: «Почему ты пишешь стихи?» ответил следующее:
Я подхожу к письменному столу,
Беру ручку
И начинаю писать стихи —
Воплощение моей мечты.
Я весь отдаюсь стихам,
Я занят только своими мыслями,
И я чувствую поэтическую нить,
Я взял ее в свои руки.
В мою душу проникла
Глубина красоты
И я должен поделиться
Ею с другими,
Потому, что поэзия есть красота,
Она создает человека и
Поднимает его ввысь.
В более старшем возрасте на этот же вопрос ребенок привел высказывание своего любимого поэта И. Бродского: «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадает в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом» [2, с. 17-18].
У одаренных детей очень богатый внутренний мир и существует потребность оставаться наедине с этим миром — одиночество не тяготит их. Одаренный подросток написал:
В саду надежд, под сенью вдохновенья,
Когда весенний воздух свеж и чист,
Я напишу картину откровенья,
Достав из сердца бесконечный лист.
Я напишу картину мирозданья,
В котором мир принадлежит лишь мне,
В котором лишь мои порывы и желанья
Воссозданы в окне.
Из этого окна я часто вижу небо,
Когда оно творит закаты над рекой.
Под властью этих чар вдруг очутиться мне бы,
Чтоб испытать покой.
В изысканном саду, где я творю обычно,
Мечты и тишина мне шепчут: «Не спеши!»
Но я опять спешу, опять спешу привычно,
Забыв, что этот сад — есть сад моей души.
В другом детском стихотворении есть такие строчки:
Я создал для себя особый мир,
В котором время спрятано на дно,
Я там другими красками творил…
Иллюзии проходят как кино.
Они перекликаются со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Русская мелодия», написанном им в раннем юношеском возрасте:
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье,
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья.
И. Бродский писал: «Видимо, всегда было какое-то «я» внутри той маленькой, а потом несколько большей раковины, вокруг которой «все» происходило. Внутри этой раковины сущность, называемая «я» никогда не менялась и никогда не переставала наблюдать за тем, что происходит вовне. Я не намекаю, что внутри была жемчужина. Я просто хочу сказать, что ход времени мало затрагивает эту сущность» [3, с. 16].
Важное значение имеют особенности самосознания личности одаренного ребенка. Многие исследователи отмечают у одаренных детей низкую самооценку. Этому факту существует множество объяснений. Одно из них связано со специфической структурой эго-состояния одаренных детей. Как было установлено в наших исследованиях, одаренные дети имеют эго-состояние «взрослый», выраженное в большей степени по сравнению с эго-состояниями «ребенок» и «родитель». Одаренные дети, оценивая свои достижения с позиции взрослого реально и достаточно жестко, считают их не очень высокими, детскими. Этим может быть объяснена их неблагоприятная Я-концепция, в частности, низкая самооценка.
Для одаренных очень актуальна проблема самоактуализации. Некоторые психологи пишут о том, что одаренный человек, которому мешают реализовать дар, грубо и некомпетентно вмешиваясь в сферу его интересов, ограничивая его интеллектуальную мощь, испытывает тяжелые страдания.
Одаренный ребенок пишет:
Роют ямы на моей дороге,
Строят стены на моем пути.
Я сижу и думаю о Боге,
Все мечтаю истину найти.
Когда препятствуют самоактуализации одаренных детей, это вызывает у них лишнюю трату энергии и тяжелые эмоциональные переживания. Следующие строчки подтверждают эту мысль:
Я уже устал сопротивляться,
Не могу неистово бороться.
Все равно в седле не удержаться,
Все равно упасть на дно колодца.
Говорят: открыты мне все двери,
Но я вижу двери в ад и только.
И хоть верить хочется – не верю,
Сердцу также грустно, также горько.
Как пустынно в этом мире бесконечном,
Сердце бьется сдавленной пружиной
И страданием исходит вечным,
И стремится все равно к вершинам.
Анализ литературы показал, что исследователи одаренных детей, изучая их проблемы, трудности проникаются к ним симпатией и сопереживанием, этим буквально пронизана книга «Одаренный ребенок» под редакцией Г.В. Бурменской и др. B.C. Юркевич в заключении своей книги «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» пишет: «Мне бы хотелось, чтобы вы, прочитав эту книгу, с болью обнаружили, что одаренность не только дар, но и крест» [6, с. 129].
Таким образом, как показал анализ литературы, одаренные дети обладают рядом психологических особенностей, о которых должны знать педагоги и родители для успешного воспитания.
Литература
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. – Воронеж,1996. 768 с.
- Бродский И. Нобелевская лекция // Стихотворения. Таллин, 1991.
- Бродский И. Сочинения. Т. 5. СПб.: МСМХСIХ, 1999.
- Гюйо Ж.-М. Искусство с социологической точки зрения. СПб.: 1900. 464 с.
- Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.-Воронеж, 1997. 320 с.
- Лук А.М. Эмоции и личность. М., 1982. 152 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. / Пер. с англ. М.: Прогресс,1991. 376 с.
- Сэлинджер Д.Д. Тедди / Над пропастью во ржи. Романы, повести, рассказы / Пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой и др. М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 1999.
- Юнг К.Г. Феномен одаренности // Конфликты детской души. М., 1995. С.151-164.
PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF GIFTED CHILDREN
Liudmila L.
Moscow City University, Moscow, Russia, 129226, (Moscow, Selskoxozyajstvennyj proezd, 4), e-mail: larionova.lign@yandex.ru
The article considers psychological differences of gifted children, including such characteristics as accerelated psychic growth, high energy level, holistic thinking. Author quotes classcial psychologist N.S. Leytes that main point of differentiation between gifted and non-gifted children is their unsatisfying cogntive need. Article studies high reflexivity, emotionality and sensitivity of gifted children, their spirituality and desire for self-actualization. Author concludes that it is necessary to understand psychological differences of gifted children for their successful education.
Keywords: gifted children, psychological differences, reflexivity, accerelated psychic growth, sensitivity, emotionality, spirituality.
http://ippo.selfip.com:85/izvestia/larionova-l-i-psikhologicheskie-osoben/