Ларионова Л.И., доктор психологических наук, профессор Департамента психологии ИППО МГПУ, Москва, E—mail: larionova.lign@yandex.ru
Панина М.Е., магистрант, МГПУ ИППО, Москва. E-mail:mariapanina95@mail.ru
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
Статья посвящена проблеме нравственных представлений дошкольников. Было проведено сравнительное исследование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 2010 (Максутова) и 2020 года.
В последнее десятилетие в российском обществе наблюдается снижение роли духовных ценностей и уровня нравственного развития. Это связано с социальными, экономическими и культурными изменениями, происходящими в нашей стране. Как известно, нравственность общества зависит от нравственного развития каждого человека и закладывается в детстве. Особенно важный в этом отношении дошкольный возраст – время зарождения личности, формирования основ самосознания, а также усвоения ребёнком первых нравственных представлений.
Проблема нравственного развития личности изучается представителями разных наук: философии, социологии, педагогики, психологии и др.
Анализ работ отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев) позволил установить, что представление это многоуровневое психическое образование, которое имеет в качестве источников своего содержания – перцепцию и память, использует сенсорно-образный и вербально-лексический виды кодирования информации.
Представления формируются у индивидов, но опосредуются обществом, поэтому они с необходимостью оказываются социальными. Основой формирования социальных представлений является динамическое взаимоотношение индивидуального и социального сознания. Представления играют важную роль в жизни и деятельности человека. Если бы у человека не было бы представлений, то у него не существовало бы внутренней жизни. Представления необходимы для интеграции отдельных процессов в структуре познавательной деятельности личности.
Одной из категорий представлений являются нравственные представления личности. Этот вид представлений изучается как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В своём исследовании мы опираемся на определение нравственных представлений, данное А.А. Максутовой: «это вторичные обобщенные психические образования, отражающие в сознании человека систему норм и правил поведения в общественной и частной жизни. Они опосредованы субъективным отношением и личностным смыслом» [2, с. 10].
Среди вопросов, которые оказываются в центре интереса учёных, особое внимание уделяется условиям, факторам, механизмам, влияющим на развитие нравственности личности. В работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн [3] раскрывает психологический механизм нравственного становления личности в обществе. Усвоение нравственных норм и представлений происходит путём подражания образцам поведения взрослых. В переломные периоды развития может происходить ухудшение нравственного состояния общества, что может отражаться на нравственности каждого его члена. По мнению ведущих современных психологов, (С.Ю. Юрьевич и др. в настоящее время происходит моральная деградация значительного числа современных граждан.
Было проведено исследование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на базе частного детского клуба «Бэби-клуб» на Патриарших в городе Москве. Участие приняли 30 мальчиков и девочек 5-6 лет. Полученные данные сравнивались с данными исследования, проведенного А.А. Максутовой [2] в 2010 году. Исследование проводились по одним и тем же методикам.
Для диагностики нравственных представлений были использованы следующие методики: «Незаконченные истории» Г.А. Урунтаевой в модификации Л.Ю. Соломиной [4], «Оцени поведение» А.Л. Венгера в модификации Е.В. Никифоровой [1]. «Проигрышная лотерея» М.Т. Бурке-Бельтран в адаптации С.Г. Якобсон [5]. Далее мы рассмотрим подробнее каждую методику.
Методика «Незаконченные истории» использовалась для того, чтобы выявить уровень развития таких нравственных представлений, как «доброта», «щедрость», «честность», «трудолюбие». Дошкольникам предлагались истории, в которых главный герой стоял перед нравственным выбором. Детям задавались следующие вопросы: «Что сделал (ответил) герой рассказа? Почему он так сделал (ответил)? Как он (она) поступил (а)? Почему ты так считаешь?». Ответы детей оценивались по уровню нравственных представлений (высокий, средний или низкий). Если ребенок называл нравственную норму, оценивал поведение и мотивировал свою оценку, то такой результат предполагал высокий уровень. Дети, которые делали правильный нравственный выбор, но не могли мотивировать свою оценку, были отнесены к среднему уровню. Если ребенок правильно называл нравственную норму, но не мог оценить поведение и мотивировать свою оценку, то ему присваивался низкий уровень.
Методика «Оцени поведение» направлена на исследование представлений детей о критериях нравственной оценки; на способность делать оценку по данным критериям. Детям предлагались 19 карточек, на которых изображены герои в разных обстоятельствах. Одни — совершают хорошие поступки, но выглядят плохо (одеты небрежно, потрепаны, не причесаны), а другие — совершают плохие поступки, но внешне выглядят привлекательно. После просмотра ребенок оценивал поведение и объяснял свой выбор. При анализе результатов обращалось внимание на следующие показатели: положительная или отрицательная оценка героя картинки ребенком, может ли ребенок дать оценку; важны были критерии обоснования оценки: 1) внешний критерий (при оценке ребенок опирается на внешность героя); 2) поведенческий (ребенок делает оценку, исходя из поступка героя); 3) промежуточный (ребенок делает выбор, учитывая и внешний и поведенческий критерий); 4) обоснование отсутствует. В процессе обработки результатов подсчитывалась частота использования каждой категории по каждому нравственному качеству.
Методика «Проигрышная лотерея» направлена на исследование реального поведения детей по нравственной норме «честность». Данная методика проводилась в форме «эксперимента». Заранее были подготовлены материалы: мешочек, лотерейные билеты (проигрышные, на которых был написан знак минус, и выигрышный – со знаком плюс). В мешочке лежали все проигрышные билеты, а один – выигрышный, внутрь не помещался. В качестве приза были предложены поощрительные наклейки. Педагог делал вид, что опускает в мешочек выигрышный, хотя на самом деле этого не делал, все билеты были проигрышными. Детям нужно было вытащить билет и сообщить педагогу, является ли билет выигрышным, а затем положить билет обратно в мешок. Результат в билете мог увидеть только ребенок. Каждому ребенку давалось 3 попытки.
Ребенок делал неправильный нравственный выбор, если говорил, что вытащил выигрышный билет. Считалось, что он нарушил норму честности. Если ребенок говорил, что вытащил проигрышный билет, считалось, что он сделал правильный нравственный выбор и не нарушил нравственную норму. Этот выбор говорит о том, что нравственные представления дошкольника соответствуют его реальному поведению.
Остановимся на результатах, полученных по методике «Незаконченные истории», которая направлена на выявление у детей представлений о нравственных нормах: «доброта», «честность», «щедрость», «трудолюбие». Данные результатов методики по 2010 и 2020 году этой методики представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Распределение дошкольников по уровню развития представлений о нравственных нормах, в 2010 и в 2020 годах (%).
Нравственные нормы | ||||||
Уровень представлений о нравственных нормах (2010 г.) | Уровень представлений о нравственных нормах (2020 г.) | |||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Трудолюбие | 10% | 52% | 38% | 14% | 44% | 42% |
Щедрость | 24% | 44% | 32% | 12% | 18% | 70% |
Доброта | 36% | 31% | 33% | 44% | 50% | 6% |
Честность | 44% | 25% | 31% | 18% | 76% | 6% |
Среднее значение по всем нормам | 28% | 38% | 26% | 22% | 47% | 31% |
Данные таблицы показывают, что высокий уровень развития нравственных представлений характерен только для 22% (среднее значение по всем нормам) современных детей, для детей 2010 года – 28 %. Дети 2020 года называют нравственную норму, правильно оценивают поведение героя и мотивируют свою оценку. Приведем пример ответа, за который ребенок получал 3 балла (высокий уровень). Педагог: «Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Что ответила Оля? Ребенок: «Помогу». Педагог: «Почему?» Ребенок: нужно помогать, даже если ты не играл. Педагог: «Как поступила Оля?» Ребенок: «Хорошо». Педагог: «Почему?» Ребенок: «Друзьям нужна помощь и вместе ребята справятся быстрее». Такой ответ говорит, что ребенок понимает нравственную норму «доброта», применяет ее в повседневной реальности.
Средний уровень нравственных представлений в 2020 году имеют 47 % детей, а в 2010 году – 38%. Увеличение количества детей со средним уровнем свидетельствует о том, что дети в 2020 году знают нормы, но не могут их обосновать, мотивировать оценку поведения.
Часто дети данной категории оперировали понятиями «потому что это правильно», «так делать нужно». Это говорит о том, что норма не усвоена ребенком, он не понимает, для чего ее нужно соблюдать. В семьях этих детей нормы носили декларативный характер, без внутренней проработки. Детям говорили, что делать нельзя, но не объясняли почему. Часто в ответах детей этой категории мотивировкой выбора было то, что норму нужно соблюдать, чтобы избежать наказания. В этом случае, мы можем говорить, что для детей является первостепенной внешняя мотивация (возможность заслужить поощрение и избежать наказания). Было замечено, что дети из этой категории усердно занимались на занятиях только при упоминании о родителях, либо, вспомнив о том, что родители смогут посмотреть занятие по камерам. Дети не следуют норме в условиях отсутствия контроля.
Низкий уровень по нормам «доброта», «щедрость», «честность», «трудолюбие» в 2020 году получили 31% детей, в 2010 – 26%. Дети этой категории оценивают поведение герое как хорошее или плохое, но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют.
Примечательно, что по нравственной норме «щедрость» в 2020 году в большинстве случаев дети делали неправильный нравственный выбор. Осознавали, что герой поступил неправильно, но приводили аргумент в защиту позиции героя: «Герой не поделился, потому что сам хотел рисовать этими карандашами, ему нужно было закончить картину. Пусть девочка возьмет другой карандаш. Он поступил плохо. Нужно было поделиться». На наш взгляд, такая позиция говорит о том, что дети осознают нравственную норму, но сознательно избегают ее в пользу личных интересов. Современным детям часто разрешается не делиться своими вещами, которые необходимы для выполнения определенного задания. В настоящее время прослеживается тенденция среди родителей на сохранение своих игрушек детьми. Родители позволяют своим детям не делиться игрушками, раскрасками и фломастерами, которые ребенок взял лично для себя.
В 2020 году заметно снизился уровень нравственных представлений по норме «честность»: почти все дети ответили, что обманывать плохо, но почти никто не объяснил для чего нужно говорить правду. Чаще всего, дети отвечали, что «так нужно», «чтобы родители не наказали». Это говорит о том, что нравственная норма «честность» усвоена детьми на среднем уровне.
В нравственных нормах «щедрость» и «доброта» в 2020 году дети руководствовались половыми и возрастными критериями. Так, мальчики объясняли необходимость поделиться тем, что карандаш просит девочка, а девочкам нужно уступать. На вопрос «почему нужно делиться куклой», дети отвечали, что куклу просит младшая сестра, поэтому с ней нужно поделиться. Такая мотивировка ответа обоснована тем, что в семьях детей есть младшие братья и сестры. К тому же группа сада состоит из разновозрастных детей, педагоги часто указывают на различие в возрасте и уважение к нему.
Сравнив данные 2020 года с данными 2010, видно, что в 2020 году уровень представлений нравственных норм стал ниже. Так, процент детей, имеющих высокий уровень, снизился с 28% до 22%, процент детей, которые имеют средний уровень представлений о нравственных нормах повысился с 38 до 47, увеличилось количество детей с низким уровнем с 26 % до 31%. Возросло количество детей, которые в своем поведении руководствуются внешними факторами – наказания и поощрения.
Методика «Оцени поведение» показывает, как ребенок делает нравственный выбор и на основании какого критерия оценивает поведение героя. Данные, полученные в результате исследования, указаны в таблице 2.
Мы видим, что в 2020 по сравнению с 2010 годом процент детей, которые дали верную нравственную оценку, снизился с 91 до 74. Значительно повысился процент детей, которые не смогли сделать нравственный выбор.
Таблица 2 — Распределение детей по характеру нравственной оценки поведения (2010 и 2020 год), в %
Нравственная оценка |
2010 год |
2020 год |
Верная | 91% | 74% |
Неверная | 8% | 6% |
Отсутствует | 1% | 20% |
Таблица 3 — Распределение детей по характеру нравственной оценки поведения (2010 и 2020 год), в %
Критерии | 2010 год | 2020 год |
Поведенческий | 77% | 79% |
Промежуточный | 8% | 1% |
Внешний | 0% | 0% |
Отсутствует | 15% | 19% |
В таблице 3 представлены данные распределения детей по критериям нравственной оценки. В исследовании 2020 года 79 % детей опирались на поведенческий критерий, в 1 % на промежуточный. При промежуточном выбор определяется внешними и поведенческими характеристикам. Например, «мальчик кормит цыпленка, он поступает хорошо, потому что цыпленок голоден, но он в рваной одежде, наверно, потому что по дороге зацепился за забор и порвал кофту». Сравним с данными 2010 года. Вырос уровень оценки по промежуточному критерию с 1% до 8%; увеличился показатель отсутствия выбора с 15% до 19%. Следует отметить, что и в 2010 году и в 2020 дети не опирались на внешний критерий (оценивали поступки героя, не ориентировались на то, как он выглядит).
Результаты диагностической методики «Проигрышная лотерея», которая направлена на поведенческие аспекты усвоения нравственной нормы, показали, что 67% детей сделали правильный нравственный выбор и 33% – неправильный нравственный выбор. В исследовании 2010 года неправильный нравственный выбор сделали 32%.
Следует отметить, что 10% из 33% детей (2020 год), сделавших неправильный нравственный выбор, получили высокий уровень владения представлением о нравственной норме «честность» по результатам методики «Незаконченные истории». Но по данным этого исследования сделали неправильный нравственный выбор (говорили, что им достался выигрышный билет). Из этого можно сделать вывод, что высокий уровень представлений о нравственной норме не всегда регулирует реальное поведение ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста в 2010 и 2020 гг. имеют как сходства, так и отличия. Неизменным остаётся то, что и в 2010 году и в 2020 часть нравственных норм несет для детей декларативный характер. И в 2010 и в 2020 году при оценке поведения почти все дети ориентируются на поведенческий критерий без учёта внешнего (дошкольники не смотрят, как одет человек, ориентируются на его поступки).
Вместе с тем, необходимо отметить, что произошло снижение уровня нравственных представлений у дошкольников 2020 года по сравнению с 2010 годом по нормам «доброта», «честность», «щедрость», «трудолюбие». По мнению многих учёных, эти нормы являются основанием нравственности ребёнка.
Наблюдается расхождение между реальным и вербальным поведением дошкольников. Большинство детей осознаёт нравственную норму, но в ситуации реального выбора опирается на внешнюю мотивацию (действие как способ избежать наказания или получить поощрение от взрослых). Значительно снизился уровень нравственных представлений по норме честность: современным детям сложно объяснить, необходимость соблюдения данной нормы. В исследовании 2020 года было отмечено, что у современных детей недостаточно развито сопереживание. Дети 2020 года продемонстрировали внимательное отношение к природе. Это говорит о том, что в современном мире большое внимание уделяется экологической ситуации.
Литература
- Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М., 2004. – 288 с.
- Максутова, А.А. Гендерные особенности нравственных представлений у старших дошкольников: дис… канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Максутова; Иркут. гос. пед. ун-т. – Иркутск, 2010. – 150 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир // C.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
- Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР / С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
Annotation: The article is devoted to the problem of ideas of morality of preschoolers. A comparative research of ideas of morality in older preschool children in 2010 (Maksutova) and in 2020 was conducted.
Key words: ideas of morality, older preschool age, comparative research.
http://izvestia-ippo.ru/larionova-l-i-panina-m-e-sravnitelno/