Ланскова В.О. | МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЛАГЕРЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Детская школа искусств им. В.С. Калинникова, руководитель танцевального коллектива и проекта VBDF , г. Москва. Е-mail: valerialanskova@gmail.com

Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье представлен опыт использования методов танцевально-двигательной терапии в условиях детско-родительского лагеря. Автор показывает значимость танцевальных движений в преодолении социальных проблем школьников, а также знакомит с особенностями организации лагеря.

Наша реальность сегодня претерпела безвозвратные изменения. Объём поступающей информации, стремительно меняющийся темп и образ жизни оказывают огромное влияние на ребёнка с самого раннего детства. Информация, которая поступает к малышу с рождения так велика, что ему не справится без помощи взрослых.

Современные дети не испытывают проблем в выборе досуга, в отличии от предыдущих поколений, скорее, они испытывают проблемы в связи с дифференцированием интересов в потоке разнообразия. Творческие и тематические кружки, огромный выбор игрушек, парки аттракционов, кинотеатры, мультфильмы, театры и многое другое даёт возможность выбора.

С одной стороны, при правильной подаче взрослых, можно с лёгкостью определить интересы ребёнка, направить его и помочь в развитии. Но зачастую из-за огромного спектра развлечений ребёнок теряет способность самостоятельно придумывать себе игры, отвлечённо мыслить, фантазировать, общаться со сверстниками.

Дети в современном мире очень отличаются от детей предыдущих поколений. Они быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу, осваивают технику, мало читают, мало двигаются и испытывают проблемы в живом общении. Они не хуже детей из прошлого, они просто другие,  а значит, иная проблемная зона и необходимость в новых способах решения. В данной статье рассматриваются возможности танцевально-двигательной терапии в решении некоторых из них.

Прежде всего, остановимся на определении термина танцевально-двигательная терапия, для чего обратимся к заявлениям Европейской ассоциации танцевально-двигательной терапии (EADMT) и Европейской ассоциации психотерапии тела (EABP). Европейская ассоциация танцевально-двигательной терапии (EADMT, 2015г.) представляет танцевально-двигательную терапию как терапевтическое использование движения, направленное на дальнейшую эмоциональную когнитивную, физическую, духовную и социальную интеграцию человека. Европейская ассоциация телесной психотерапии (EABP, 1991 г.) делает акцент на работе тела психотерапевта, отмечая, что прямо или косвенно тело-психотерапевт работает с человеком как существенное воплощение ментальной, эмоциональной, социальной и духовной жизни. Он поощряет как внутренние процессы саморегуляции, так и точное восприятие внешней реальности. Работа с замкнутыми подростками как движущийся опыт: проект, финансируемый сообществом, исследующий полезность психотерапии групповых танцевальных движений в школьных условиях [3].

Танцевально-двигательная терапия является относительно молодой, но быстро развивающейся профессиональной деятельностью в Европе и Великобритании, последние годы и в России. Наряду с искусством, музыкой и драматерапией, она часто ассоциируется с более широкой областью художественной терапии и рассматривается как форма психотерапии.

Основные теории танцевально-двигательной терапии включают работы Ж.Пиаже в области психологии развития, теории привязанности, психоанализа и веры в то, что танец как ритуал является мощным древним процессом исцеления. Пионеры танцевально-двигательного подхода Уайтхаус и Чейс считали, что танец предоставляет средства для самовыражения через тело, которое они рассматривали как общий ресурс, присущий всем людям. Танцевально-двигательная терапия также является одним из видов творческой терапии. Основной компонент танца обеспечивает средства оценки, выражения, коммуникации и адаптивного поведения и фокусируется на двигательных качествах по мере их появления в терапевтической среде [2].

Использование термина психотерапии в контексте нашей работы не является случайным. Несмотря на то, что в России психотерапия в основном является медицинским термином, необходимо заметить, что в мировой практике она не является чисто медицинским понятием. Большой интерес представляют исследования по выделению элементов психотерапии в педагогическом процессе. Так,  Л.Н. Азарова рассматривает  психотерапевтическую деятельность как важную составляющую психолого-педагогической компетентности преподавателя высшего учебного учреждения. Она считает, что это обусловлено множеством параллелей, которые можно провести при сравнении педагогического и психотерапевтического процессов. Прежде всего, цели, так как к основным целям психотерапии чаще всего относят: воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье. Учитывая, что от взаимодействия с преподавателем молодой человек ожидает не только новых знаний, но и абсолютно новых отношений, одна из базовых проблем современного педагога – это проблема взаимодействия, ведь свои многочисленные контакты он выстраивает главным образом рационально. Психотерапевтическая пропедевтика может обеспечить осознанное наполнение взаимодействия преподаватель–студент, которое способствует формированию ощущения студентом себя сознательной и активной личностью [1]. Мы считаем, данный подход применим не только в высшей школе, а в любой педагогической деятельности.

Все эти положения составляют теоретическую основу нашего проекта VBDF (). Для реализации проекта ежегодно выбирается локация, отвечающая достаточно высоким требованиям к организации пространства (материально-техническое оснащение, природно-ландшафтные возможности и пр.). Продолжительность проекта 14 дней. При подготовке проекта  продумывается план мероприятий, график ежедневных занятий, определяется количество свободного времени, чётко отслеживается питание и режим дня в целом.

В центре внимания — социализация ребёнка, которая стала серьезной проблемой современного мира, в частности, из-за многочисленных гаджетов, заменяющих реальное общение. Современные дети испытывают трудности в изложении своих мыслей, у них часто отсутствие взаимопонимания, а иногда можно констатировать наличие фобии общения. С одной стороны, уехать за пределы родного дома, выйти из зоны комфорта, оказывается тяжелым испытанием для ребенка. С другой, окружённый новым коллективом, он начинает раскрываться, что постепенно приводит к появлению  положительных мыслей, эмоций и действий.

Ряд специальных упражнений, который мы разрабатываем со своими вожатыми, творческие задания, игры — всё это направлено на то, чтобы избавиться от тревог, зажимов, блоков и искажённой самооценки.  Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, особое внимание уделяется двигательному аппарату. Каждое утро проводится офп. Мы учитываем, что выразительность нашего движения коренится в различных атрибутах человеческого тела и мультимодальной нервной интеграции ощущения, чувства, движения и воображения, что объясняет чувство себя, знание того, что один является воплощенным существом, отдельным от других существ и вещей. Сенсорика — это часть деятельности по восприятию информации через стимулы, и мы способны воспринимать множество различных типов стимулов через экстероцепцию, проприоцепцию и интероцепцию. Эти различные типы восприятия интегрированы с нашими двигательными и мотивационными процессами, активируясь в тандеме [2].

Режим дня продуман так, что ребёнок сам не замечает, как переключается с привычного графика на новый, физическая нагрузка способствует духовному и телесному воспитанию, восстанавливается гормональный баланс, организм обновляется.

К утренней нагрузке, которая проводится до завтрака, в течении дня добавляется две танцевальные тренировки. Даётся материал, с интересной, авторской пластикой.  При изучении новых движений тренируется память, ребёнок учится самодисциплине, становится организованнее, иначе ощущает себя в пространстве, с помощью танцевальной импровизации может выразить, всё, что его заботит или радует. Это терапия, которая даёт выход всему, что лежит на глубине подсознания, что так часто не заметно для нас,  взрослых.

Кроме ежедневных тренировок, всю смену проводятся мастер-классы от приглашённых хореографов разных стилей и направленностей, это великолепная возможность повысить свой уровень мастерства, даже если ранее ребёнок никогда не занимался танцевальным искусством.

Все ребята могут применить свои обновлённые навыки на вечерних мероприятиях лагеря, таких как дискотека и постановочный концерт. Они общаются с другими отрядами, обмениваются опытом, знакомятся, приобретают новых друзей и единомышленников. Ежедневно, перед отбоем, мы собираемся всем коллективом, чтобы каждый  мог поделиться тем, как прошёл его день, для многих открыться и изложить свои мысли — непреодолимый барьер, но шаг за шагом, дети сокращают дистанцию между внешним и своим внутренним миром.

Родители всегда имеют возможность приехать и навестить своего ребенка, а в середине смены они могут провести с нами целый день и увидеть таким всю систему изнутри. Специально для родителей готовятся показательные танцевальные уроки, концерт талантов и другие мероприятия. Одна из задач – помочь ребёнку больше доверять своей семье, поэтому создается игровая среда, предполагающая не директивную позицию родителей взрослых.

Наш многолетний опыт показывает, что подобная программа позволяет:

  • повысить устойчивость внимания;
  • укрепить ориентировку в реальности;
  • формировать адекватное поведение;
  • повышать познавательную активность;
  • совершенствовать взаимоотношения с окружающими;
  • открыть и понять свою типичную модель поведения;
  • учиться делиться переживаниями, эмоциями, чувствами;
  • понять причины каких-либо проблем и неадаптивного поведения;
  • понять себя и научиться поведению по принципу «здесь и сейчас»;
  • связывать опыт раннего детства и более поздних лет с сегодняшним поведением.

Важным моментом во всей программе является отсутствие явной концентрации внимания специалиста на любых негативных проявлениях детей, наоборот, вместо этого происходит тотальное погружение в возможности и потенциал ребёнка.

Таким образом, танцевально-двигательная терапия способствует решению и преодолению различных социальных проблем, рассматриваемых индивидуально и в группе, посредством танца и движения. Главная цель программы, которая  представлена в данной статье, направлена на связь времён, где молодое поколение имеет возможность реализовать себя при помощи родителей и высококвалифицированных специалистов. Творческим способом добиться изменений в стиле движений, эмоциональном состоянии и в способе мышления, достичь полноценной психической, эмоциональной, социальной интеграции, личностного роста и перемен.

Список литературы

1.Азарова Л.Н. Психотерапевтическая функция преподавателя университета / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 1610-1614

2.Zubala A., Karkou V. Dance movement psychotherapy practice in the UK: Findings from the Arts Therapies Survey 2011  // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. An International Journal for Theory, Research and Practice. Volume 10, 2015. P. 21-38

3.Payne H., Warnecke T., Karkou V., Westland G. A comparative analysis of body psychotherapy and dance movement psychotherapy from a European perspective // Body, Movement and Dance in Psychotherapy. An International Journal for Theory, Research and Practice. Volume 11, 2016. P. 144-166

http://izvestia-ippo.ru/lanskova-v-o-metody-tandevalno-dviga/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *