доктор педагогических наук, доцент;
профессор Московского городского педагогического университета
E-mail:lui-sil@yandex.ru
В статье поднимаются вопросы патриотического воспитания на уроках литературного чтения. Автор предпринимает попытку связать процесс патриотического воспитания как составной части гражданской идентичности с этапами освоения содержания художественного произведения и с формированием отдельных читательских компетенций.
Составной частью гражданской идентичности, несомненно, являются патриотические чувства каждого отдельного члена социума. Патриотическое воспитание – довольно длительный процесс, который проходит в семье, в детских коллективах. Весьма важную роль в патриотическом воспитании играет художественная литература, ее лучшие образцы, в которых имеется немалый потенциал для патриотического воспитания читателей младшего школьного возраста. Такие литературные произведения часто включаются в учебные хрестоматии для начальной школы.
В какой мере возможности таких художественных произведений используются для патриотического воспитания учащихся начальной школы художественных произведений?
Рассмотрим это на примере рассказа К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Он давно входит в корпус учебных текстов учебников по литературному чтению. Кроме короткого и понятного детям-читателям младшего возраста сюжета, рассказ содержит поэтическое описание родной природы, включающее некоторые изобразительно-выразительные средства языка, например, сравнения: «весна шла по полям как молодая хозяйка»; Собственно, порой именно на этом поэтическом описании русской природы и сосредоточено патриотическое воспитание читателей младшего школьного возраста. Такой подход представляется нам декларативным, не дающим должного воспитательного эффекта. Порой внимание учителя и учащихся и вовсе сосредоточено на других учебных задачах.
Почти во всех конспектах уроков учителей, опубликованных на различных сайтах, содержится работа по определению жанра этого произведения: решается проблема, сказкой или рассказом является этот текст, выявляют признаки жанров, пытаются доказать принадлежность к одному из них, заполняется довольно обширная таблица. Жанровая принадлежность рассказа вроде как не вызывает сомнений, однако высокохудожественное описание родной природы, образ главной героини – девочки Варюши, верящей в чудеса в силу своего возраста, – а также восторженное восприятие ею мира вокруг заставляет читателя смотреть на предметный мир произведения ее глазами: понимать чириканье воробья Сидора то как обиду («обижался, ершился и начинал драться и чирикать», когда его отгоняли от стола); то как негодование, когда Варюша попыталась заставить его поискать потерянное колечко («Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал: «Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака! … Ишь ты, ишь ты!» – повторил Сидор»). Ведь это маленькая Варюша так интерпретировала чириканье воробья, отнюдь не автор. Это не сказочный персонаж, никаких волшебных функций он так и не выполнил – не нашел колечка. Не может это обстоятельство быть признаком сказочного жанра, как, впрочем, и все остальные, которые пытаются найти на уроке литературного чтения. Тем более странным выглядят конспекты уроков, на которых делается вывод о жанровой принадлежности этого произведения в пользу сказки.
В последнее время чаще встречается вариант, когда это произведение относят и к рассказу, и к сказке одновременно. Создается впечатление, что данная учебная задача – определение жанра – не имеет решения. Получается, что значительная часть учебного времени тратится на решение невыполнимой задачи, чем обесценивается сама учебная деятельность учащихся: оказывается, в ней не было смысла. Но тогда и весь разговор о воспитании у учащихся патриотизма на материале рассказа «Стальное колечко», буквально пронизанного чувством глубокой любви к Родине, становится эфемерным. Формальная работа не приносит особой пользы в деле патриотического воспитания читателей младшего школьного возраста. На чем может быть построено воспитание патриотизма на уроках литературного чтения при работе с довольно большим по объему рассказом К.Г. Паустовского [3]?
Нам кажется, что освоение патриотического потенциала этого художественного произведения уместно начать с восприятия, освоения и интерпретации младшими школьниками художественного мира рассказа, его предметного содержания [1].
Патриотические понятия, которые представлены в рассказе, разнообразны. Начнем с понятия «малая родина». Малая родина Варюши – это находящаяся у самого леса деревушка Моховое, т.е. очень маленькая деревня. Где она находится? Сегодня можно найти ее на карте. Учитель предлагает это сделать на уроке литературного чтения с помощью любого гаджета: ноотбука, телефона, макбука и т.д. – и набрать в поисковой строке слово «Моховое». Учитель это делает на своем компьютере, демонстрируя экран на доску. Каково же было удивление третьеклассников, когда в ответ на запрос выпадает несколько «Моховых», при чем в разных областях нашей страны: в Орловской, Тульской, Тверской, Рязанской, Московской.
Где же все-таки происходили события рассказа? Учащиеся решают уточнить поиск, поискать другую географическую точку, названную автором, – село Переборы. Каково же было удивление юных читателей, когда они обнаружили населенные пункты с таким названием Переборы находятся в других российских областях – во Владимирской и Ярославской. Получается, что прямо на глазах юных читателей понятие «малая родина Варюши», с одной стороны, вроде бы приобретает некоторые видимые очертания, а с другой стороны, мы получаем наглядный пример того, как малая родина постепенно увеличивается, разрастается, начинает входить в понятие – «Родина», образ которой у детей младшего возраста пока не сформирован до конца. Заметим, кстати, что примерно в середине найденного учащимися географического поля оказывается столица нашей Родины – Москва. Это тоже очень сильно воздействует на третьеклассников: мы заметили, что карта долгое время не исчезала с экранов их гаждетов. Весьма абстрактные понятия становятся для читателей младшего возраста вполне конкретными представлениями, которые играют важную роль в процессе патриотического воспитания младших школьников. В современных геополитических условиях формирование такой цепочки представлений – от конкретной географической точки через представление о малой родине и, наконец, почти наглядное восприятие своей Родины – представляется совершенно необходимым.
Безусловно, данные представления сформировались с помощью наглядной опоры – фрагмента географической карты России. На этапе освоения фактуальной информации текста такие наглядные опоры – карты, схемы, планы и т.д. – играют важную роль также и в формировании читательского воссоздающего воображения, которое позволяет методически правильно организовывать работу над пониманием текста. При работе над содержанием рассказа воссоздающее воображение является с одной стороны, познавательным процессом, а с другой стороны, это важная читательская компетенция, с помощью которой читатель осваивает и другие виды информации текста: идейно-эстетическую, смысловую, эмоциональную [5].
У читателей-третьеклассников появляется закономерный вопрос «Почему автор не указал точного места действия? Зачем он так сделал?» Версии были разные – перепутал, не знал и придумал, забыл и другие. Учитель добавляет свою версию: «А может, он специально так сделал? Смотрите, какие русские названия населенных пунктов: Моховое, Переборы». Учащиеся тут же подхватили эту линию рассуждения: «Да, Моховое – это от слова «мох», там мха много было, наверное. Вот еще есть гриб-моховик, на мхе растет. А «Переборы» тоже русское слово: перебирать, собирать, убирать». На экране появляется цепочки родственных слов, например, «мох – мхи – моховик – омшанник – Моховое», которые являются дополнительной тренировкой навыка чтения [2].
Промежуточный вывод, к которому приходит класс в результате беседы, таков: автор хотел сказать, что события происходят вообще в России. Это важное обобщение, которое свидетельствует о восхождении учащихся-читателей к концептуальной информации текста, к его идейно-эстетической информации.
Заметим, «игра словами», которую устроили третьеклассники на уроке литературного чтения, – это тоже линия патриотического воспитания. Русская звуковая стихия только подкрепляет этот процесс, который находит воплощение в именах собственных, в родственных словах: в понятие «Родины» непременно входит и язык, на котором говорят люди, населяющие нашу страну – Россию. Думается, на уроках литературного чтения лексическая над словом как составной частью патриотического воспитания непременно должна быть [4].
Только после глубокого освоения предметного мира данного крупнообъемного художественного произведения следует обратиться к анализу его изобразительно-выразительных средств языка. В этом случае их восприятие и освоение целесообразно: оно подготовлено предшествующей работой.
Можно утверждать, что патриотическое воспитание учащихся на уроке литературного чтения представляет собой сплав глубокой аналитической работы над содержанием текста, формирования опыта эмоционального переживания при встрече с текстом, постепенного формирования у учащихся важных нравственных представлений.
Литература
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 468 с.
- Сильченкова Л.С. Взаимосвязь работы над формированием отдельных качеств навыка чтения // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.Н. Ахтырской, Е.А. Казанковой, Г.В. Фадиной. – Саратов, 2019. – С. 233–
- Сильченкова Л.С. Методика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений. Автореферат дисс. … кандидата педагогических наук. Москва. – Московский педагогический государственный университет. – – 16 с.
- Сильченкова Л.С. Стратегии и тактики работы над словом на уроках литературного чтения // Начальная школа. – – №8. – С. 38–43.
- Сильченкова Л.С., Страдова А.И. Воссоздающее воображение как познавательный процесс и читательская компетенция // Начальная школа. – – №3. – С. 19–23.
http://izvestia-ippo.ru/l-s-silchenkova-patrioticheskoe-vospi/