студентка Московского городского педагогического университета
E—mail: GrishinaL@mgpu.ru
В статье поднимается тема формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках литературного чтения. Автор пытается раскрыть возможности художественных произведений в формировании эмоционального интеллекта читателей младшего школьного возраста на примере рассказов В. Ю. Драгунского.
За последнее время проблема формирования и развития эмоционального интеллекта у младших школьников является одной
из актуальной, так как она является ключевой компетенцией современного человека наряду с коммуникативностью, критическим мышлением корпоративностью. Без эмоционального интеллекта сложно наладить взаимодействие человека с окружающими людьми в процессе любой деятельности [1: с. 4]. Он способствует личному успеху человека как в профессиональной деятельности, так и в отношениях с окружающими, в семье и в повседневном общении с другими людьми. Эмоциональный интеллект описывает ряд человеческих способностей: характер, тактичность, человечность, сердечность.
Эмоциональный интеллект необходимо развивать для того,
чтобы в дальнейшем человек сумел найти себя в окружающем его мире. Уроки литературного чтения дают хорошие возможности осуществить данную задачу.
Эмоциональное развитие обучающихся младших классов может развиваться при знакомстве с литературным произведением – восприятии и анализе его текста. Одной из главных задач современного литературного образования читателей младшего школьного возраста является способность активировать читательское воображение, создать необходимые условия для представления событий, характеров, литературных образов героев, развивая тем самым чувственное восприятие, содействуя активизации эмоционального отклика в душе юного читателя, в сознании и мыслях.
Рассказы В.Ю. Драгунского можно смело использовать
для развития эмоционального интеллекта младших школьников: они написаны от первого лица, рассказчиком является ребенок младшего школьного возраста. Все это создает соответствующий эмоциональный фон, который благоприятно сказывается на восприятии рассказов В.Ю. Драгунского читателями младшего школьного возраста. Однако по причине того, что рассказчиком является маленький мальчик, не всегда тексты произведений В.Ю. Драгунского насыщены «словесным эмоциональным репертуаром» — наименованием эмоций, чувств, настроений. Часто это приходится делать по ходу анализа литературного произведения рассказов на уроках литературного чтения и во внеурочных занятиях, посвященных творчеству этого писателя [2].
Исследование педагогического опыта выявило, что более часто используемые методы и приемы эмоционального развития младшего школьника на уроке литературного чтения в начальной школе являются различными творческими методами, позволяющими школьнику напрямую включиться в процесс восприятия художественного произведения и более глубоко прочувствовать эмоциональное состояние персонажей. Стоит отметить здесь, что использование иллюстраций в произведении позволяет более наглядно представить эмоции героев, характеристики персонажей и т. д.
Ряд методистов (Л. С. Сильченкова, Т.С. Пиче-оол и другие) считают, одним из путей развития этой важной социальной компетенции являются уроки литературного чтения [2; 3; 4]. Литературные произведения способны вызывать у читателей различные эмоции: от радости и восхищения до страха и разочарования. Методисты отмечают, что верно подобранные тексты и организованная работа могут оказывать положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта читателей младшего школьного возраста. Несомненно, тексты должны отвечать некоторым важным требованиям: быть эмоционально насыщенными, психологичными, входить в круг детского чтения.
В основе рассказов известного советского писателя Виктора Драгунского «Денискины рассказы» лежат отношения Дениса Кораблева и Мишки Слонова с учителями, родителями, их приятелями и случайными прохожими, обнаруживаются четыре различных типа отношений между детьми и взрослыми. Персонажи могут проявлять как почтенье друг к другу, способность осознать мотивы поступков и прощать оплошности; желание осознать иную сторону при неспособности принять поступки и некие ситуации; взрослый может диктовать ребенку свои условия, подчинять его своей воле; сам ребенок может не вожделеть разговаривать со взрослым, который груб и неправ.
Спектр отношений между взрослым и ребенком разнообразен: от взаимного приятия, осознания друг друга, дружбы, заботы, уважения и любви до обоюдной ненависти и нежелания разговаривать. Рассказы подводят к осознанию необходимости находить компромиссы [5].
Тема отношений взрослых и детей в цикле «Денискины рассказы» является ведущей на смысловом и структурном уровнях. Главный герой практически всегда готов общаться, выражать свои чувства, осознавать и принимать весь мир. Он становится закрытым исключительно после того, как взрослые направлены к нему агрессивно, слишком авторитарно, либо эгоистично. Взрослый реже идет на открытый контакт с ребенком, особенно если не является его родителем или учителем. Дистанция между взрослым и ребенком слишком велика, взаимопонимание может возникнуть лишь тогда, когда оба идут навстречу друг другу и принимают то, что поначалу кажется неприемлемым.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что художественные произведения имеют определенный потенциал для развития эмоционального интеллекта читателей младшего школьного возраста. Для лучшего результата так же необходима целенаправленная работа учителя над формированием и дальнейшим развитием эмоционального интеллекта у обучающихся младшего школьного возраста.
Литература
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум / под ред. Т. И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 468 с. – Сер. 65. Образовательный процесс (1-е изд.)
- Сильченкова, Л.С. Научные основы анализа художественного текста в начальной школе / В сборнике: Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Московский институт открытого образования, Кафедра филологического образования. – М., 2015. – С. 213–221.
- Сильченкова Л. С. Развитие у читателей младшего школьного возраста эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения / Сильченкова Л. С. // Начальное образование – 2021. – №1. – С. 7–12
- Сильченкова Л. С., Мельников Д. А., Пиче-оол Т.С., Седых В. В., Фарниева М.Г., Умалатов Т.Н. Эмоциональный интеллект как фактор формирования у учащихся ключевых компетенций / Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Ивановой. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. – 2019. – С. 1122–1133.
- Юйцин Ши Типы взаимоотношений взрослых и детей в цикле «Денискины рассказы» Виктора Драгунского / Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2019. – № 4.
http://izvestia-ippo.ru/l-m-grishina-formirovanie-u-chitateley/