преподаватель Приднестровского государственного
университета им. Т.Г. Шевченко
E-mail: ludiki@list.ru
В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи студентов учреждения среднего профессионального образования.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся способность к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формированию такой ключевой компетенции, как умение учиться. Для достижения положительных результатов своей деятельности преподавателю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Одним из эффективных и интересных методов, позволяющий активировать познавательную деятельность студентов и способствующий развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы — американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. [1: с. 10]
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему информационному полю [2: с. 224].
Актуальность и целесообразность использования технологии «синквейн» объясняется многими факторами, а именно: открываются новые творческие интеллектуальные возможности; гармонично вписывается в работу по развитию коммуникативной компетенции; способствует обогащению и актуализации словаря; является инструментом диагностики; носит характер комплексного воздействия, то есть развивает речь, память, внимание, а также мышление; используется для усвоения изученной темы; является приемом игры.
Синквейн есть пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [3: с. 105]. В начале двадцатого века этот же вид поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности хокку и танка.
Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова.
Цель применения синквейна на учебных занятиях – добиться более глубокого осмысления темы. Использовать синквейн на занятиях по литературе можно на разных его этапах.
- Синквейн как средство актуализации прежних знаний.
Вместо того чтобы начать занятие с традиционных вопросов: «Что такое…?», «Как называется произведение…?», «Кто автор?», «Какие бывают…», «Давайте вспомним…» и т.п., — можно предложить составить синквейн с тем ключевым словом, которое актуализирует изученный ранее материал.
Например, приступая к изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», предлагаю составить синквейн со словом преступление.
Преступление,
Ужасное, страшное,
Убивать, бояться, сомневаться.
«Ужасно высоко себя ценит».
Убийство
Можно поступить и по-другому, использовать синквейн-загадку. Предложить можно свой синквейн без первой строки, а учащиеся отгадывают, определяя тему занятия. Синквейн-загадка, составленный преподавателем, может сыграть и у приема прогнозирования, который используется перед чтением художественного текста с целью предвосхищения темы и содержания текста. Наример, на занятии по изучению романа-эпопеи «Война и мир», преподаватель предлагает угадать жанр произведения:
Война и мир.
Легендарная, извеcтная.
Воплощает, описывает, определяет.
Вызывает сильные эмоции.
….. .
- Синквейн как средство проверки первичного восприятия текста и обмена впечатлениями.
Например, после чтения стихотворения С.А. Есенина «Письмо женщине» учащимся предлагается составить синквейн о главной героине произведения:
Письмо.
Доброе, нежное.
Греет. Ласкает. Любит.
Как мне не хватает вас.
Муза.
Обсуждение составленных студентами синквейнов, в которых они выражают свое отношение к герою (героине), может стать отправной точкой в совместном анализе текста, в центре которого будет нравственная сущность стихотворения и освоение учащимися духовно-нравственных ценностей.
- Синквейн как средство обобщения изученного материала, как средство саморефлексии.
На любом занятии изучения нового материала при подведении итога студентам предлагается составить синквейны с новым понятием, с которым они познакомились. Для учащегося это возможность письменного высказывания о собственном понимании, для преподавателя – возможность установить обратную связь и увидеть, какие признаки нового понятия оказались наиболее значимыми.
На занятии по литературе при организации вторичного синтеза также уместен синквейн, который дает возможность высказаться о собственном понимании (интерпретации) художественнго произведения. Например, при обобщении темы родины в лирике С. Есенина, студентам было предложено составить синквейны со словом «Родина»:
Родина.
Красивая, родная.
Любить, заботиться, охранять.
Родина у всех одна.
Дом.
Составленные студентами синквейны свидетельствуют о преобладании патриотической направленности выбираемой лексики: лидируют слова отечество, родной край, отчизна. Можно дать готовый синквейн с пропущенными словами, а учащиеся его скорректируют.
Родина.
……, великая.
Восхвалять, защищать, ……. .
Береги землю родимую, как мать любимую.
……… .
Примечательно, что в таких синквейнах используемая лексика весьма разнообразна. У данного приема очень хорошие возможности для обогащения и активизации словаря учащихся, следовательно, и для речевого развития.
- Синквейн как средство характеристики литературных героев.
Из опыта работы выявлено, что учащиеся испытывают затруднения в характеристике образа героя, связанные с недостатком в их словаре соответствующей лексики, непониманием мотивов его поступков, склонностью воспринимать героя статично, неумением видеть отношение автора к герою. И здесь вновь может помочь синквейн.
Например, при работе с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно предложить учащимся составить два синквейна со словами сон и город.
- Город.
Пыльный, омерзительный.
Воняет, спешит, раздражает.
«Всюду стояла летняя пыль и вонь, знакомые каждому петербуржцу».
Сумасшествие.
- Сон.
Страшный, болезненный.
Показывает, наводит, излагает.
Показывает жестокую действительность.
Осознание.
Использование синквейна помогает отойти от стереотипа проведения занятий по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» [1: с. 16]
- Синквейн как средство организации группового взаимодействия.
В новом стандарте групповая работа учащихся на занятие выделена как базовая форма образовательной деятельности для формирования коммуникативных УУД. Как может помочь в ее организации синквейн? В данном случае студенты вначале составляют индивидуальные синквейны (например, про главного героя), а затем в группе зачитывают все тексты, обсуждаются достоинства каждого и вместе составляется синквейн, куда включаются самые удачные строчки из индивидуальных. Затем каждая группа предъявляет свой текст, преподаватель комментирует, обращая внимание на сильные (оригинальность, точность, правильность, разнообразие слов) и слабые стороны (несоблюдение правил составления, повторы слов, неточное употребление слова и другие речевые ошибки).
Таким образом, у приема «синквейн», с учетом разных вариантов использования, богатый образовательный и воспитательный потенциал. В нем органично сочетаются творчество студента, его личностна самостоятельное письменное речевое оформление. Важно, что синквейн носит характер комплексного воздействия, так как он развивает не только коммуникативную сторону студента, но и высшие психические функции. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества учащихся.
Литература
- Муштавинская, И. В. Технология развития критического на уроке и в системе подготовки учителя / учеб. метод. пособие. – СПб.: КАРО; Санкт-Петербург, 2009. – 148 с.
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: для учителей общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение. – 2011. – 223 с.
- Баннов, А.М. Синквейн. Учимся думать вместе. – М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. – 136 с.
http://izvestia-ippo.ru/l-kh-podolyan-ispolzovanie-tekhnologii/