Кулешова О.Д. | ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 63 Средний: 4.7]

УДК 8.80

ИППО ГАОУ ВО МГПУ

магистрант 1 курса группы РПШ-191

Latina1995@mail.ru

Материалы второй студенческой конференции «Стратегия развития педагогики до 2025 года»

В статье представлено описание и значение аксиологической системы младшего школьника в поликультурной школе; описан тот минимум ценностей, которое необходимо формировать и закладывать у детей мигрантов для социокультурной адаптации. Важное место отводится уроку русскому языку, так как именно он соединяет в себе язык и культуру, национальный характер, национальное самосознание и речь. Одно из необходимых условий для формирования аксиологической системы младшего школьника является речь учителя.

В современных реалиях большое значение для общества имеют   ценности. Они являются для каждого человека тем духовно-нравственным ориентиром, который помогает, по словам Ф.М. Достоевского, «рождению в человеке человека». Формирование аксиологической системы младших школьников – одна из основных задач, которая стоит перед начальной школой. Во ФГОС НОО отмечается, что у обучающегося должно быть «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [ФГОС НОО, 2019, с. 5-6]. Этот тот минимум, который ставит перед нами государство и общество.

В современном мире, в связи с миграционными процессами в России, школы становятся поликультурными и соединяют в себе все больше детей, для которых русский язык является родным и не является родным. По данным исследования «в настоящее время в московских школах обучается около 80 тысяч детей мигрантов, более 50% из них в должной мере не владеют русским языком» [2, с.68]. Очевидно, чтобы выполнить такие высокие требования, которые ставит перед нами государство, нужно понимать специфику и языковую картину мира тех национальностей и культур, которые наполняют образовательное пространство. Именно целенаправленное формирование аксиологической системы помогает младшему школьнику в поликультурной школе почувствовать себя частью русской культуры и социокультурно адаптироваться.

Анализ научной психолого–педагогической литературы по аксиологическому подходу к воспитанию и обучению (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Е.Н. Шиянов и др.) и методической литературы (И.З. Гликман, В.Д. Дейкина, А.Н. Кохичко, В.И. Новикова, Г.И. Тарасова и др.) позволил выявить, что наука и методика располагают достаточным материалом и информационной оснащенностью, необходимой для углубления в данный вопрос, но проблема формирования аксиологической системы младших школьников, для которых русский язык не является родным, остается открытой.

Как отмечает С.В. Лихачев человек может иметь несколько идентичностей, таких как: гражданская, религиозная, культурная, профессиональная и другие и подразумевает, что человек идентифицирует себя с участниками некоторого сообщества [4, с. 85–86]. Для детей мигрантов актуальна культурная идентичность, так как именно в ней сосредоточен тот минимум, который необходим ребенку, для которого русский язык не является родным, для социокультурной адаптации. Именно школа может организовать культурную идентичность.

Безусловно, целенаправленное формирование аксиологической системы младших школьников в поликультурной школе должно происходить на всех уроках, но особое место должен занимать русский язык. По мнению А.Д. Дейкиной именно русский язык, как предмет, показывает путь любой нации во все исторические отрезки времени, является ориентиром для осознания национально-культурной ориентации; развивает личность в интеллектуальном плане; соединяет в себе язык и культуру, национальный характер, национальное самосознание и речь. Автор выделяет три методических постулата: глубокий взгляд на язык, неразрывность и общность понятий, целостная и ценностная характеристика русского языка [3, с.10–11]. Особенно актуально это становится для детей-инофонов, которые смогут углубиться в русскую культуру, её традиции и особенности. Учитель, принимая во внимание данные постулаты, сможет выстроить педагогическую траекторию, которая поможет сформировать у младших школьников поликультурной школы систему ценностей.

Рассмотрим базовые ценности, которые необходимо сформировать у обучающихся к концу 4 класса. А.Ш. Тхаркахова выделяет следующую группу ценностей: нравственные (добро, свобода, любовь, верность и т.д.), эстетические (чувство прекрасного, красота, гармония, и т.д.), физкультурные (активность, здоровье и т.д.), интернационально-патриотические (патриотизм, уважение к другим народам, культурам, толерантность и т.д.), трудовые (работа, польза обществу, трудовая ответственность), интеллектуальные (знания, самосовершенствование и т.д.) [5].

Именно младший школьный возраст позволяет заложить фундамент для формирования и усовершенствования данных ценностей. Очевидно, что для детей, для которых русский язык не является родным, это становится актуальным и необходимым. Согласно гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа внутренняя форма представления носителей различных языков и исторический опыт их носителей в конкретной культуре и языке могут не совпадать. Чтобы минимизировать данные различия необходимо создавать условия, в которых дети-инофоны, имели бы возможность обогатиться культурой данной страны, особенностями языка для того, чтобы беспрепятственно социокультурно адаптироваться.

Одним из таких условий является речь учителя. Учитель – та значимая фигура, которая не только помогает детям-инофонам социокультурно адаптироваться, но и показывает особенности языка, языковую картину мира. Педагог должен демонстрировать речевой идеал, так как это культурное наследие. Младший школьник в поликультурной школе должен слышать правильную, грамотную, богатую, точную и выразительную речь. С помощью речи ребенок-инофон сможет понять и почувствовать особенности данного языка, построение фразы, ход мыслей данной культуры. Поэтому, учитель должен ежедневно поддерживать свой языковой уровень, подбирать точные языковые конструкции, в качестве наглядности использовать различные показательные примеры при объяснении материала, обогащать и пополнять свой словарный запас.

В качестве методических рекомендаций по целенаправленному формированию аксиологической системы младших школьников в поликультурной школе можно дать ряд рекомендаций и принципов. Во-первых, необходима каждодневная целенаправленная работа по формированию ценностных ориентиров на каждом уроке (систематичность и целенаправленность). Во-вторых, постепенное присвоение ценностных ориентиров по принципу «от большего к меньшему» (последовательность). В-третьих, практическое закрепление ценностных понятий и ориентиров.

Для формирования данных ценностей можно использовать такие формы работы, как классные часы, кружки, урочная деятельность (тексты духовно-нравственного содержания).

Таким образом, целенаправленное формирование аксиологической системы младших школьников в поликультурной школе – сложный процесс, который вбирает в себя множество компонентов и понятий. Важность над его формированием заключается в том, чтобы обогатить ребенка-инофона культурой данной страны, особенностями языка и помочь ему беспрепятственно социокультурно адаптироваться. Одним из важных условий является речевой идеал, который демонстрирует учитель. Поэтому, учителю необходимо работать над своей речью каждодневно.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 53 с.
  2. Зиновьева, Т.И. Исследование поликультурного состава современной начальной школы города Москвы / Т.И. Зиновьева, Ж.В. Афанасьева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология – 2015. – №1. – С. 65–70.
  3. Дейкина, А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография / А.Д. Дейкина. – Москва: МПГУ, 2019. – 212 с.
  4. Лихачев, С.В. Проблема определения содержания понятия «Российская культурная идентичность»/Формирование культурной идентичности обучающихся в процессе филологического образования//под ред. Т.И. Зиновьевой. – Москва, 2018. – С.10-20.
  5. Тхаркахова, А.Ш. Формирование ценностных ориентаций у школьников в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-u-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 24.03.2020)

The article provides a description and significance of the axiological system of a primary school student in a multicultural school; the minimum values ​​that are necessary to form and lay in the children of migrants for sociocultural adaptation are described. An important place is given to the lesson of the Russian language, since it is he who combines the language and culture, national character, national identity and speech. One of the necessary conditions for the formation of the axiological system of a primary school student is the teacher’s speech.

Key words: axiological system, basic values, cultural identity, child-foreign telephone, speech ideal.

http://izvestia-ippo.ru/kuleshova-o-d-celenapravlennoe-formir/

Кулешова О.Д. | ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *