Кульбацкая А.А. | ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

5 курс, бакалавриат, Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, г. Москва.

Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Начальное образование, иностранный язык 

nastasya.kulbatskaya09@mail.ru

Научный руководитель: к.п.н., доцент Апарина Ю.И.

 Игровая деятельность при обучении иностранному языку младших школьников позволяет улучшить усвоение учебного материала посредством воздействия на зрительный, слуховой и кинетический анализаторы, Эмоциональности процесса игры, вовлеченность, мотивация и конкуренция способствуют активному восприятию учебного материала. В статье продемонстрированы основные правила проведения игр на уроках иностранного языка, рассмотрены теоретические аспекты игровой деятельности при изучении иностранного языка. Дидактические игры представлены с точки зрения психолингвистики и механизма запоминания информации на уроках иностранного языка в начальной школе.

Game activity in teaching a foreign language to younger students can improve the memorability of the material, due to the impact on the visual, auditory and kinetic analyzers, the emotionality of the game process, involvement, motivation and competition. The article deals with the basic rules of games in foreign language lessons, the theoretical aspects of game activity in the study of a foreign language are considered. Games are considered from the point of view of psycholinguistics and the mechanism of memorizing information in the lessons of a foreign language in primary school.

Современные педагоги сталкиваются с многими трудностями при обучении младших школьников английскому языку. Учитель должен применять все принципы эффективного преподавания иностранного языка с учетом возрастных особенностей. Особенностью детей в начальной школе является хорошая память, дети легко запоминают информацию, если она нашла у них эмоциональный отклик. Игровые технологии на уроках иностранного языка позволяют воздействовать на следующие виды памяти: двигательную (активные игры), эмоциональную (дух соперничества), образную (необходимо решить задачу), словесно-логическую, произвольную (запоминание проходит во время игры), непроизвольную (необходимо приложить усилия по запоминанию, чтобы победить в игре), оперативную (необходима для эффективного сохранения информации на краткосрочный период), долговременную (при наличие повторений в игре, повторений игр и контроля знаний, использованных в играх). Сейчас особое внимание уделяется интерактивным методам обучения, в число которых входит и игровая деятельность. Благодаря играм ученики вовлекаются в учебный процесс, создается непринужденная атмосфера, располагающая к более эффективному усвоению материала.

И.Л. Бим, С.Т. Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др. изучали влияние игровой деятельности на эффективность обучения школьников иностранному языку. Несмотря на степень изученности вопроса, в общеобразовательных школах игровая деятельность применяется крайне редко, поскольку требует времени, особой подготовки и материалов. Однако, в рамках УМК всегда могут быть разработаны игры для совершенствования грамматических и лексических компетенций учащихся.

Эрлинг Холанд классифицирует методы обучения в зависимости от степени вовлеченности в учебный процесс и делит их на активные и пассивные [3, С. 8]. Исследователь разделяет методы преподавания на пассивные и интерактивные. Пассивные методы включают чтение, работу с литературой и т. д. Интерактивный подход означает вовлеченность учащихся в общение, что может быть представлено диалогом с учителем, общением между учениками на иностранном языке, игровой деятельностью, в которой происходит взаимодействие учителя с детьми и между самими детьми. При этом формируется дружественная обстановка, располагающая к активности, задействуются все в группе. Ю.И. Апарина указывает, что геймификация учебного процесса на уроках иностранного языка в начальной школе будет способствовать его продуктивности [1, c. 14].

Отечественные и зарубежные исследователи упоминают педагогические, а также мотивационные преимущества игр и песен, которые, как она обнаружила, часто использовались эффективными учителями и обеспечивали приятные ритуалы, которые также служили укреплению обучения. Многие указывают, что игры создают контекст, в котором учащиеся могут целенаправленно использовать язык. Тем не менее, многие уроки проводились под руководством учителя, с небольшим количеством активных занятий, а игры использовались исключительно для изучения словарного запаса и деконтекстуализированных коротких фраз [3].

Изучению психологических аспектов речевой деятельности, в том числе в процессе обучения, посвящена целая наука, а именно психолингвистика. Высокую эффективность обучения можно достичь при условии, что обучающийся сможет перенести свои знания и умения на другом языке, в среде иностранного языка. Игровые технологии позволяют использовать неосознаваемые виды психической деятельности, уменьшать уровень стресса, который препятствует интенсивному обучению, они позволяют неосознанно запоминать большой массив информации.

Психолингвистика предлагает несколько методов и способов для эффективного обучения иностранному языку.

А. Мнемические когнитивные стратегии:

— повторение: в играх рекомендуется использовать повторение вида спирали, то есть периодически повторять в них пройденный материал;

— запоминание с помощью ассоциаций: в играх могут быть использованы карточки,

Б. Социоаффективные методы достигаются путем взаимодействия в классе и вовлеченности в процесс обучения, среди них: сотрудничество, самопроверка, контроль эмоций.

Выделим основные принципы игровой деятельности:

  1. Важно, чтобы игра несла смысл, была направлена на изучение лексики, отработки грамматики или практики речи;
  2. Игра должна быть яркой, запоминающейся, чтобы воздействовать на эмоции, которые улучшат процесс запоминания, игры должны заставлять думать, размышлять, у ученика должны возникать ассоциации;
  3. Игра должна содержать повторяющиеся элементы для того, чтобы ученики смогли воспользоваться зрительной, слуховой и кинетической памятью, то есть игра должна воздействовать на все анализаторы;
  4. Игры можно использовать как различных целей, главное, чтобы они смогли заинтересовать учеников;
  5. Игры позволяют контролировать степень усвояемости материала, в то же время можно контролировать эффективность игр при помощи самостоятельных работ;
  6. Игры должны соответствовать утвержденной программе обучения, соответствовать возрасту и фоновым знаниям учащихся.

Использование игр на уроках английского языка делает учебный процесс более информативным и качественным, так как:

— игры способны вовлечь и заинтересовать всех учащихся, с одной стороны, игры помогают улучшить эффективность познавательной деятельности, с другой, помогают создать атмосферу соревнования;

— по данным исследований и наблюдений при участии в игровой деятельности запоминается и усваивается до 90 % новой информации;

— поскольку при проведении игр на уроках английского языка имеет место соревнование, то у учащихся возникает дополнительный интерес при участии в играх;

— во время игры ученики самостоятельно оперативно решают проблемы, выражают свое собственное мнение, учатся самостоятельно принимать решения, вспоминать самостоятельно ранее полученную информацию [5, c. 47].

Выделим основные требования к игровым технологиям, применяемым при обучении иностранному языку детей младшего возраста:

— должны соответствовать поставленным целям УМК, занимать от 10 до 15 минут урока;

— тематика игры должна соответствовать поставленным целям, минимально выходить за рамки УМК, игра не должна препятствовать изучению основного материала;

— должна стимулировать активность учеников, создавать дружественную атмосферу, где ученик не будет бояться ошибиться;

— необходимо задействовать каждого ученика, предусмотреть элемент соревнования.

С помощью игр можно отрабатывать лексический материал, грамматику, фонетику, разговорную речь.

М.Ф. Стронин в исследованиях касающихся изучения игровой деятельности на уроках иностранного языка, выделил два вида игр.

1)подготовительные игры, способствующие формированию речевых навыков;

2)творческие игры, направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

Кроме того, игры разделяются по преобладанию вида активности:

— физические (двигательные);

— интеллектуальные (умственные);

— трудовые;

— социальные;

— психологические.

Если разделять игры по характеру используемой методики, то они подразделяются на:

— предметные;

— сюжетные;

— ролевые;

— деловые;

— имитационные;

— игры-драматизации.

Также можно выделить следующие игры:

— грамматические игры

— фонетические игры

— творческие игры

— лексические игры.

В своем исследовании А.Н. Апарина указывает на значимость цифровых технологий при обучении иностранному языку младших школьников [2,c.13].

Рассмотрим примеры лексических игр.

1) Название игры: «Сделай наоборот». Цель игры: запомнить основные глаголы и прилагательные, необходимые в дальнейшем для изучения времен и степеней сравнения прилагательных. Важность игры: позволяет расширить словарный запас для составления предложений с использованием глаголов и прилагательных. Игра способствует развитию внимания и памяти. В игре должны принимать участие все ученики или команды. Ведущий называет действие, а ученикам необходимо изобразить без слов противоположное действие. Рекомендуемые озвучиваемые задания: be angry, be kind, be polite, be clever, be sad, be active, be tied, be interested, be bored, be fat, be slim, be healthy, be merry, laugh, cry, fall, move, stand up, scream, put on, take off, speak, whisper, build, break, give, sleep, take, meet, see off.

Время на игру: 15 минут.

В начале ученики должны были объединить картинки с изображением прилагательных и глаголов при помощи карточек. Затем, учитель просил перевести простое словосочетание с использованием новых слов. После этого проводилась игра. На первом этапе ученики по очереди вытаскивали слово и пытались показать его классу без слов, класс отгадывал это слово. Затем перешли к самой игре «Сделай наоборот».

Преимущества игры:

— игра имеет эмоциональное воздействие на учеников;

— развивает абстрактное мышление;

— задействует слуховые, зрительные и кинетические анализаторы, что способствует более эффективному запоминанию.

2) Hide – and – Seek in the Picture.

Цель игры: отработать предлоги английского языка. Описание игры: один ученик мысленно прячет предмет в комнате, изображенной на картинке, другие пытаются, задавая вопросы, отгадать место, где спрятан предмет. Загадавший может давать подсказки (warmer, colder, cold).

Преимущества игры:

— развивает речевую активность;

— создает атмосферу конкуренции;

— помогает отработать не только предлоги, но и правила формирования вопросов;

— развивает оперативную память;

— в процессе игры возникает азарт.

Ариф Сарикобан и Эсен Метин утверждают, что игры и деятельность по решению проблем, которые основаны на задачах и имеют цель, выходящую за рамки правильной речи, являются примерами наиболее предпочтительных коммуникативных действий. Они объясняют, что грамматические игры помогают детям не только получить знания, но и уметь применять и использовать в обучении. Рассмотри примеры грамматических игр.

1) Для тренировки времени Present Continuous в 4 классе использовалась игра Act as you say. Смысл игры заключается в том, чтобы ученики проговаривали предложения в Present Continuous, используя известную им лексику. Первый ученик произносит побудительное предложение, второй ученик выполняет просьбу, озвучивая свои действия, третий описывает действие второго участника. Например,1 – Laugh. 2 – I am laughing. 3 – He/ She is laughing.

Преимущества игры: простые правила, воздействие на кинетические, слуховые и зрительные анализаторы; игра подвижная, позволяет снять напряжение во время занятия; отработка формулы времени Present Continuous, отработка использования правильного глагола to be, запоминание классом глаголов.

2) Magic Box.

Цель игры: отработка изученных грамматических форм.

В коробку помещают карточки с глаголами. Учащиеся вытягивают по одной карточке и должны изобразить данный глагол, затем озвучить все известные учащемуся временные формы, также можно изобразить действия. Предложения необходимо дополнять второстепенными членами предложения.

Преимущества игры:

— позволяет отработать все формы времен;

— задействовал принцип повторения;

— используется визуализация и озвучивание информации;

— тренирует долгосрочную память;

— заставляет творчески размышлять.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра должна соответствовать определенным правилам, чтобы быть эффективным методом обучения: соответствовать уровню учеников, быть эмоциональной, задействовать все способы запоминания, эффективность игровой деятельности должна контролироваться, игра не должна занимать слишком много времени на уроке, должна вовлекать всех учащихся. Игры являются эффективным средством запоминания грамматических правил и новой лексики, поскольку задействуют все типы анализаторов, воздействуют эмоционально на учеников. Игровая деятельность позволяет более эффективно изучать лексику, используя как оперативную память, так и долгосрочную) и более непринужденно использовать грамматические конструкции в речи.

 

Литература:

  1. Апарина, Ю. И. Геймификация в процессе обучения лингвострановедческому аспекту на уроках иностранного языка / Ю. И. Апарина, Е. И. Коваль // Известия института педагогики и психологии образования. – 2022. – № 1. – С. 11-15.
  2. Апарина, А. Н. Использование цифровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе при смешанном формате обучения / А. Н. Апарина // Иноязычное образование в эпоху перемен: проблемы и перспективы : Материалы научно-практической студенческой конференции, Москва, 27–28 февраля 2023 года. – Москва: Известия института педагогики и психологии образования государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», 2023. – С. 11-14.
  3. How and Why to Teach Children Grammar with Games. [Электронный источник]. Режим доступа: https://www.eslbase.com/teaching/teaching-grammar-fun-learning-games
  4. Khan, J. 2015 ‘Using games in teaching English to young learners’ in(eds)Brumfit, C, T eaching English to Children. From Practice to Principle
  5. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 – с.363.

 

http://izvestia-ippo.ru/kulbackaya-a-a-primenenie-igrovykh-tekh/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *