Кукушкина Ю.А.| МУДРОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат психологических наук, доцент департамента психологии

ИППО ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: j.a.kukushkina@gmail.com

 Аннотация. В статье представлена современная ситуация изучения феномена мудрости как в зарубежных, так и в отечественных трудах ученых. Показано, что сущность и роль мудрости в жизнедеятельности людей изначально изучались в рамках философского дискурса, гдев понятии «мудрость» выделяют как практический, так и теоретический компонент и неразрывно связывают с духовностью человека. Новый контекст у данного феномена появляется с развитием психологических исследований. К настоящему времени большое количество эмпирических исследований выполнено зарубежными авторами, в отечественной психологической литературе представлены в основном теоретические концепции мудрости. Рассматривается несколько теоретико-методологических подходов к мудрости, представленных в работах П. Балтеса, Р.Стернберга, М.Ардельт, М.А.Холодной, Л.И.Анцыферовой, Д.А.Леонтьева, М.К.Акимовой, Н.Н. Мехтихановой. В статье анализируются подходы к описанию самого конструкта «мудрости», а также ставится проблема соотношения понятий «мудрость» и «возраст», анализируются исследования взаимосвязи мудрости с разными этапами взросления человека. В зарубежных исследованиях мудрость часто обозначают как высокоуровневый результат практического интеллекта, но ведущими компонентами в структуре мудрости также признаются и личностные факторы. Мудрость рассматривается как свойство целостной личности. Отечественные исследователи также рассматривают мудрость как практически ориентированную характеристику человека, которая проявляется в житейских ситуациях как умение решать разнообразные жизненные вопросы. В структуре мудрости присутствует когнитивный компонент, но также не менее важное место занимают и личностные черты. Показано, что, несмотря на определенную специфику каждого подхода в определении понятия «мудрость», существует значительная степень совпадения определений. Большинство исследователей отмечают, что мудрость – интегральная характеристика личности и высокий уровень мудрости был обнаружен как среди респондентов ранней взрослости, так и среди пожилых, поэтому исследователями делается вывод, что появление мудрости не обязательно связано с пожилым возрастом.

На сегодняшний день, такое сложное и многомерное понятие как мудрость редко звучит на психологических площадках и форумах, но в исследованиях, посвященных изучению поздних периодов жизни человека, практического и социального интеллекта, компетентности и творчества данная тема неизменно обращает на себя внимание.

В обыденном представлении мудрость часто ассоциируется с пожилым возрастом, возникает образ некоего умудренного жизнью старца, философа и мудреца. И тем более, на наш взгляд, возникает необходимость изучения современного состояния проблемы данного феномена для понимания его места в категориальном аппарате психологической науки.

Долгое время категория мудрости изучалась и обращала на себя внимание в философском дискурсе. Начиная с древнейших цивилизаций мудрость представлялась важной ценностью практической повседневной жизни человека. Она являлась отражением тех норм и порядков общежития, которые помогали постигать жизнь, решать насущные проблемы, добиваться необходимых результатов. Мудрость представала перед людьми, с одной стороны, в виде практических советов в повседневной жизни, в ремесле, в правлении. С другой – в утонченном и нравственном состоянии ума, в глубоком понимании природы и смысла человеческого существования.

Мы можем проследить обращение к феномену мудрости в древних цивилизациях Востока – в Древнем Египте, в древнееврейской культуре, у китайских мыслителей, в обширной буддийской философии. Здесь мудрость связывают с определенным образом жизни, ориентированным на самосовершенствование и ведущим к вершинам духовного развития. Также к понятию мудрости обращались все мыслители античной цивилизации, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля. Они связывали мудрость со знанием истины относительно правильного образа жизни.

И вот, на пересечении двадцатого и двадцать первого веков интерес к феномену мудрости попадает в проблемное поле психологической науки. Ведь все проявления мудрости, представленные в философии, неразрывно связаны с ее носителем, с человеком и поэтому нуждаются в психологическом обосновании. Ее научное обоснование как психологического феномена позволит существенно обогатить и расширить границы понимания таких понятий как интеллект, зрелость, компетентность, одаренность.

Методика. Настоящее исследование носит теоретический характер, где в качестве основного инструмента исследования используется метод анализа теоретических источников. Рассмотрение эволюции представлений исследователей разных стран, анализ и обобщение различных позиций, позволяют прояснить современное понимание феномена мудрости.

Результаты исследования и их обсуждение. Активное начало изучения феномена мудрости происходит в западной психологии, где проводится большое количество эмпирических исследований, в которых изучается, что обычно люди вкладывают в понятие мудрости. Изучением имплицитных представлений мудрости занимались как в когнитивном направлении, связывая мудрость с практическим интеллектом, так и в иных направлениях, где в качестве основных особенностей мудрости выступали личностные черты данного образования.

После многочисленных исследований П.Балтес и его коллеги из Берлинского института развития человека объединили результаты имплицитных концепций и определили мудрость как экспертное знание фундаментальной практики жизни, которое представляет собой знание о всестороннем развитии человека, об основных ценностях и нормах жизни, о взаимодействии в социуме и направленности личности [13]. В последних работах мудрость рассматривается ими как свойство целостной личности. Работы П.Балтеса и его коллег стали первой серьезной попыткой измерить этот феномен через стандартизированные процедуры. В итоге ими делается заключение, что мудрость – это высокоценная выдающаяся способность понимания фундаментальных экзистенциальных проблем, касающихся смысла и течения жизни [13].

В отечественной психологической литературе представлены в основном теоретические концепции мудрости (М.А.Холодная, Л.И.Анциферова, Д.А.Леонтьев, М.К.Акимова). Так, М.А.Холодная определяет мудрость как специфическое состояние интеллектуальной зрелости, проявляющееся в контексте обыденной жизни и являющееся результатом длительного и уникального процесса накопления жизненного опыта, а также является высшей ступенью становления интеллектуальной одаренности[9, с.183]. В теории интеллекта М.А.Холодной мудрость является интеграцией различных форм опыта, когда идет аккумуляция различных жизненных впечатлений, переживаний, событий, рефлексии себя и познания мира. Ожиганова Н.В. также считает, что мудрость является ключевым элементом высших интеллектуальных способностей и относит ее к категории духовных способностей [7].

Для другого известного отечественного ученого Людмилы Ивановны Анциферовой мудрость предстает как развивающееся свойство личности, в жизни которой непрерывно происходит практическое осмысление и познание мира, глубокая чувствительность к необъяснимым проявлениям жизни, переработка своего и чужого жизненного опыта, а также понимания и постижения себя и психического других людей[2]. Это необходимо, когда требуется принять решение или вынести суждение в ситуации неопределенности, и мы не можем этого сделать, основываясь на логически обоснованном знании, а нужно предугадать, интуитивно почувствовать. Мудрый человек, по мнению Л.И.Анцыферовой, понимает, что миру свойственно неожиданное, он понимает и принимает неопределенность человека и мира [2].

Говоря о мудрости, Леонтьев Дмитрий Алексеевич определяет ее как интегральную характеристику личностного потенциала, обусловленную взаимодействием и балансом между интеллектуальными и личностными характеристиками [4]. Он также делает акцент, что важно не только то, как мы что-то делаем, например, извлекаем опыт, перерабатываем свои впечатления, вырабатываем навык извлечения смыслового содержания из жизни и т.п. Он также ставит важный вопрос – что мы делаем и зачем. Ведь успешное решение задач не требует мудрости. По мнению Дмитрия Алексеевича, мудрость нужна там, где необходимо выйти за пределы заданного, расширить контексты. Мудрость релевантна личностной зрелости, тесно связана с понятием саморегуляции, рефлексией границ, а также балансом убеждений и опыта, интереса к себе и другим [4].

Отечественные исследователи рассматривают мудрость как практически ориентированную характеристику человека, которая проявляется в житейских ситуациях как умение решать разнообразные жизненные вопросы. Жизненный опыт является основой мудрости [1], он представляет собой приобретение знаний и умений их использовать, в нем отражены социально-психологические нормы и требования той культурной среды, где живет человек. В мудрости присутствует когнитивный компонент, но также не менее важное место занимают и личностные черты. Мудрость представляет собой динамично развивающуюся психологическую систему, где важным элементом является дар предчувствия, предугадывания [2]. Мудрость – это не состояние, а траектория развития.

Возрастной аспект мудрости рассматривался многими учеными, интересующимися данным феноменом. В качестве одного из первых, кто ввел понятие мудрости в психологию называют Э.Эриксона. Он изучал личность и ее развитие во взрослом и пожилом возрасте. И главным приобретением в пожилом возрасте, по мнению Э.Эриксона, является появление мудрости, которая включает отстраненный взгляд на мир, выход за рамки собственных интересов[11].В интеллектуальной парадигме Р.Стернберга мудрость – это высокоуровневый результат практического интеллекта [9]. Главной чертой мудрости является использование неявного, имплицитного знания о себе, о других и о ситуационных контекстах. Чтобы вынести мудрое решение (суждение) требуются значительные неявные знания для достижения общего положительного результата, выигрыш и польза для всех заинтересованных лиц [9]. И, видимо, предполагается, что большим количеством неявного знания обладают люди среднего и старшего возраста.

Однако максимально эмпирически и теоретически изученным является подход П.Балтеса в «Берлинской парадигме мудрости». На основании результатов, полученных этими авторами при изучении соотношения мудрости и возраста, делаются следующие выводы: значительное количество молодых людей имеют предпосылки к развитию мудрости, но далеко не все достигаютдействительно высокого уровня[13]. Первые признаки мудрости обнаруживаются уже в возрасте ранней взрослости, и они достаточно сильно связаны с интеллектом. Однако за рамками периода ранней взрослости интеллект перестает быть предиктором мудрости. Другие факторы становятся более значимыми. Например, личностные факторы: открытость опыту, креативность, определенные когнитивные стили и др. Такой же вывод делает другой западный психолог М. Ардельт. Для исследования различий между разновозрастными респондентами по уровню мудрости она использовала разработанную ею методику измерения мудрости по трем компонентам модели мудрости: когнитивному, рефлексивному и аффективному. В итоге она не обнаружила различий между студентами и людьми пожилого возраста. Однако ею были отмечены некоторые особенности старших участников исследования, которые показали более высокие значения по рефлексивной и аффективной шкале. А также для более мудрых старших респондентов было характерно позитивное развитие на основе уроков из жизненного опыта [12].

Проблема соотношения возраста с категорией мудрости у отечественных исследователей тоже вызывает значительный интерес. М.А.Холодная обращает внимание, что становление мудрости – это медленный процесс, обретение мудрости – результат достаточно длительного процесса накопления жизненного опыта, наполненного прожитыми чувствами, мыслями, полученными специфическими знаниями, впечатлениями, переживаниями трудных ситуаций. В пример она приводит слова Де Гроота, что более глубокие знания в области шахмат у экспертов – это результат многочисленных игр и изучения шахматных позиций в течение длительного времени [10, с.184]. Говоря о накоплении и простраивании ментального опыта, М.А.Холодная отмечает, что механизмы, связанные с его трансформацией– это «медленные» механизмы и требуется целая жизнь, чтобы стать мудрым человеком.

Л.И.Анцыферова, анализируя опыт работы К.Юнга и других выдающихся психологов, указывает, что развитие мудрости в период поздней взрослости опирается на растущую целостность личности, на расширение ее психологической масштабности[3]. Важно отметить, что по мнению Л.И.Анцыферовой, целостность личности может проявляться и в молодости, а также у кого-то в период средней взрослости. Также она пишет в своей работе, что мудрость – это вершинное образование особого рода, где вершина – не самая высокая точка, после которой начинается спуск (спад). Вершина ассоциируется у автора с кроной дерева, которое постоянно растет. Мудрость – это растущее вершинное образование интегрированной личности[3].

В России современные и самые обширные работы по изучению мудрости проводятся М.М. Мехтихановой и ее коллегами в Ярославском государственном университете на факультете психологии. Ими проанализированы и обобщены теоретические вопросы феномена мудрости, сформулирован теоретический концепт «мудрости», а также разработана и стандартизирована опросная методика измерения уровня мудрости. Мудрость трактуется Н.Н. Мехтихановой как «особое когнитивное образование субъекта, образующееся в ходе его жизненного пути, отражающее результаты функционирования практического интеллекта во взаимосвязи с личностными чертами, направляющее и оптимизирующее индивидуальное развитие, и обеспечивающее успешность в практической стороне жизни» [6, с.125]. В рамках этих работ изучается связь мудрости и конкретных личностных характеристик и способностей человека, а также возрастной аспект. Так, в исследовании Н.Н.Мехтихановой и М.А.Смульсон обнаружена некоторая тенденция увеличения выраженности мудрости с возрастом, с другой стороны отмечается, что лица с высоким уровнем мудрости присутствовали в разных возрастных группах[5]. На материале изучения творческой продуктивности ученых преклонного возраста показано, что включенность человека в творческую деятельность и отношение к жизни как творчеству выступает в качестве значимой характеристики мудрости [8].

Заключение. Исходя из проведенного анализа зарубежных и отечественных исследований феномена мудрости, мы видим, что проблема мудрости привлекает внимание ученых в контексте изучения высокой продуктивности человека, личностных и интеллектуальных способностей, вершинных образований личности. Основной акцент делается на определении самого конструкта «мудрости», созданию методов ее измерения, изучению связи мудрости и ее возникновения с разными этапами взросления человека.Изучив работы, где обращается внимание на взаимосвязь возраста и мудрости можем отметить, что большинство современных ученых своими исследованиями доказывают, что высокий уровень мудрости встречается у лиц разных возрастов, мудрость не обязательно появляется с возрастом. Мудрость обнаруживается у людей как возраста ранней взрослости, так и вплоть до глубокой старости. В тоже время, на наш взгляд, требует своей разработки и изучения тема исследования факторов, детерминирующих развитие мудрости. Особый интерес представляет изучение особенностей личностных и когнитивных характеристик, которые отражают специфику накопления жизненного опыта для становления мудрости на разных возрастных этапах.

 

Список литературы

  1. Акимова М.К., Персиянцева С.В.Жизненный опыт человека как основа мудрости // Евразийский союз ученых. Психологические науки. 2020 г. – С.33-36.
  2. Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал. Том 26. №3. 2005. – С.5-14.
  3. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. Том 25. №3. 2004. – С.17-24.
  4. Леонтьев Д.А.Мудрость как интегральная характеристика личности. Личностный потенциал: структура и диагностика. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Смысл, М., 2011. – С. 92-106.
  5. Мехтиханова Н.Н., Смульсон М.Л. Мудрость – свойство пожилых и адаптированных? // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Cерия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013 – Т. 19. – № 3. – С 36–40.
  6. Мехтиханова Н.Н., Смульсон М.Л. О взаимосвязи мудрости и успешности // Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 1 – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 124–128.
  7. Ожиганова Г.В. Психология молчания и продуктивная жизнедеятельность в контексте мудрости// Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Костромской государственный университет. 2019 г. – С. 51-55.
  8. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Социально-психологические факторы творческой продуктивности ученых преклонного возраста: Монография. – М.: Известия ИППО, 2020. – 164 с.
  9. Практический интеллект / Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  10. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  11. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  12. Areolderadultswiserthancollegestudents? Acomparisonoftwoagecohorts. J. AdultDev. 2010. V. 17. P. 193–207.
  13. Smith, J., &Baltes, P.B. (1990). Wisdomrelated knowledge: Age/cohort differences in responses to life planning problems.DevelopmentalPsychology, 26.– P.494–505.

Abstract. The article presents the current situation in the research of the phenomenon of wisdom in both foreign and domestic works of scientists. It is shown that the essence and role of wisdom in people’s life were initially studied within the framework of philosophical discourse, where both practical and theoretical components are picked out and are indissolubly related to human spirituality. A new context for this phenomenon appears with the development of psychological research. Nowadays, a large number of empirical studies have been carried out by foreign authors; in the domestic psychological literature theoretical concepts of wisdom are mainly presented. Several theoretical and methodological approaches to wisdom represented in the works of P. Baltes, R. Sternberg, M. Ardelt, M. A. Kholodnaya, L. I. Antsyferova, D. A. Leontiev, M. K. Akimova, N. N. Mehtikhanova. The article analyzes approaches to describing the very construct of «wisdom», and also poses the problem of the relationship between the concepts of «wisdom» and «age», and discusses the researches of the relationship between wisdom and different stages of human adulting. In foreign studies, wisdom is often referred to a high-level result of practical intelligence, but personal factors are also recognized as the leading components in the structure of wisdom. Wisdom is viewed as a characteristic of an integral personality. Russian researchers also consider wisdom as a practically oriented characteristic of an individual, which manifests itself in everyday situations as the ability to solve various life issues. There is a cognitive component in wisdom, but personal traits are also important. It is shown that, despite the certain specificity of each approach in defining the concept of «wisdom», there is a significant degree of agreement of definitions. Most of the researchers note that wisdom is an integral characteristic of personality and a high level of wisdom was found both among respondents of early adulthood and among the elderly, so researchers conclude that the appearance of wisdom is not necessarily associated with old age.

Keywords: wisdom; age; life experience; intellectual giftedness; implicit knowledge

http://izvestia-ippo.ru/kukushkina-yu-a-mudrost-i-ee-proyavleniya/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *