Кудрявцева Валерия Олеговна, студент бакалавриата Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г.Москва. Е-mail: madam.kvo@yandex.ru
Соколова Анастасия Андреевна, студент бакалавриата Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г.Москва. Е-mail: the-livingdead@yandex.ru
В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, которые применяются в обучении младших школьников. Представленные технологии позволяют разнообразить уроки и заинтересовать обучающихся, способствуют реализации обучения в различных форматах: дистанционном, очном, смешанном).
В современном мире к оснащению кабинетов в образовательных учреждениях предъявляются особые требования. Наличие учительских компьютеров и интерактивных мультимедийных досок одно из важных критериев при оснащении современного класса. Именно с помощью оборудования, обучающиеся получают доступ к современным образовательным возможностям, а каждый учитель может совершенствовать образовательный процесс применяя интерактивные технологии и приложения.
С переходом в 2020 году школ и ВУЗов на дистанционное обучение всё больше сервисов и интерактивных платформ стали популярными среди учителей и преподавателей ВУЗов. Обучать с применением дистанционных технологий, не имея с учениками вербального и зрительного контакта намного сложнее, так же, как и проверять успеваемость. Поэтому, многие сервисы выпустили обновления и предоставили учителям возможности для создания интересного и запоминающегося урока. С возращением к очному и смешенному формату обучения многие сервисы лишь расширили спектр возможностей для подготовки урока или совместной работы учеников и преподавателей на занятии.
При обучении младших школьников важно заинтересовать предметом и материалом, который представляется для изучения. Поэтому применение интерактивных технологий очень востребовано при обучении детей начальной школы. Одним из удобных и популярных интерактивных сервисов является платформа «Учи.ру».
Образовательная онлайн платформа, на которой представлены различные уроки по предметам начальной и общей школы. С ними можно работать как в рамках урока по теме, так и использовать в качестве домашнего задания, внеурочной деятельности. Учитель после собственной регистрации должен пригласить всех обучающихся на платформу, появится виртуальный класс, в котором можно отслеживать успехи обучающихся в решении заданий. Сервис предоставляет доступ не только к урокам, но и к олимпиадным заданиям, различным конкурсам на самой платформе, поурочным разработкам для учителя и проверочным заданиям для учеников. Предлагает учителям пройти различные курсы и поучаствовать в вебинарах. Доступен чат с учениками, где можно поддерживать общение и отвечать на вопросы. Главное достоинство интерактивной платформы – возможности обучения в различных форматах (дистанционное, очное, смешанное).
Следующей можно выделить игровую платформу, которая переросла в интерактивно платформу для обучения и не потеряла свою популярность среди детей младшего и среднего школьного возраста. Это платформа Minecraft Education Edition, которая приобрела свою популярность среди Российских школ в 2020 году. Она позволяет привнести в обучение игру, которая так знакома многим детям и с помощью нее построить интересный урок. С приходом в обучение этой версии были добавлены различные возможности позволяющей учителям создавать уроки и обучающие задания. В ней можно найти готовые уроки, созданные другими учителями или же создать свой мир, насытить его интересными заданиями. Помимо организации интересного обучения платформа помогает развивать инженерное мышление младших школьников, путем выполнения различных заданий с помощью кубов, из которых состоит весь мир игры Minecraft.
Каждый учитель может создать свой класс на платформе и отслеживать успешность выполнения заданий. Дети могут работать в группах, парах, удаленно или вместе на уроке. Уроки с платформы можно использовать в качестве демонстрационного материала, а можно погружать детей в прохождение интересных испытаний и квестов. Например, проектная деятельность в школе является неотъемлемой частью инновационного обучения. На платформе можно создать все условия и этапы для выполнения и создания обучающимся проекта. На платформе создан проект «Всемирное наследие ЮНЕСКО», где обучающиеся узнают, как и на кого влияет глобальное потепление в мире и попробуют создать мир, в котором животные, оказавшиеся в опасности могут чувствовать себя комфортно, при этом находясь рядом с человеком и его деятельностью.
Игровую составляющую возможно внедрить не только в процесс знакомства с новым материалом, но и в процесс проверки его усвоения. Для этого создано множество игровых обучающих платформ, например, «Kahoot!». Данная платформа состоит из игр-викторин, которые учитель может создавать самостоятельно, используя различные типы вопросов. Kahoot! был разработан для групповых занятий. Учащиеся собираются вокруг общего экрана — например, интерактивной доски, на которой появляются вопросы викторины, а игроки одновременно отвечают на них на своих устройствах, набирая за свои ответы очки. Количество очков зависит не только от правильности ответа, но и от времени, затраченного на него. Данный соревновательный элемент помогает включить в процесс весь класс, дополнительно мотивируя к учебной деятельности. Время на ответ составляет примерно 30–60 секунд, поэтому такие викторины проводятся быстро, не давая классу отвлекаться. При этом регистрация для учащихся не нужна, достаточно, чтобы регистрацию прошел учитель. После прохождения викторины учителю станут доступны результаты каждого участника. Несмотря на отсутствие русифицированного интерфейса платформа популярная не только среди преподавателей и учащихся других стран, но и в России.
Более известной в России является игровая платформа LearningApps, содержащая 20 видов интерактивных упражнений (в LearningApps они названы приложениями). Ориентированная на преподавателей средних школ, платформа отлично подходит и для работы с младшими школьниками. Главное достоинство LearningApps заключается в интересной механике заданий. Каждый вид упражнения требует от учащегося разных действий. Например, в «классификация» ему необходимо перетаскивать ответы в виде изображений или текста в разные группы. Есть задания расстановку в хронологическом порядке, кроссворд, работа по изображению и многое другое. Кроме «классических» упражнений платформа представляет и игры: «Кто хочет стать миллионером?», «Скачки» «Угадывание слов» (аналог известной в России игры «Виселица»), «Парочки».
Помимо использования платформы для проверки знаний, её возможно внедрять и на этапе постановки темы, и для объяснения нового материала. В LearningApps имеются области для вставки текста, аудио- и видеоматериалов. Удобно использовать данную платформу для проблемного обучения или создания квестов. Задания легко разрабатывать, брать за основу упражнения, созданные другими людьми, и оперативно изменять. Готовые упражнения удобно объединять в «коллекцию» — сборник заданий по теме. Присутствует возможность создания аккаунтов для своих учащихся и использования своих ресурсов для проверки их знаний прямо на сайте. Учащиеся имеют возможность создавать свои упражнения, что расширяет круг возможностей. Например, данные упражнения могут стать частью проектной деятельности.
С популяризацией образовательных платформ возросло и их количество, которое увеличивается каждый год. «Школа профессора Дроздова», созданная всего два года назад, представляет собой электронный учебно-методический комплекс для обучения детей естественнонаучным дисциплинам. Программное обеспечение позволяет работать в разных режимах: очно с группой в учебном заведении, заочно в режиме онлайн, а также в смешанном режиме. Программа содержит множество готовых тем и заданий, при этом позволяя учителю создавать собственные, выстраивать их в урок или тест. Преподаватель может создавать виртуальные классы и отправлять детям задания для дистанционной работы, в том числе и для проверки усвоения материала. Интерфейс имеет мультипликационный стиль, а многие научные факторы озвучены профессором, доктором биологических наук Николаем Дроздовым. Программу возможно использовать для организации самообучения. Особый интерес представляет то, что программы все ещё в разработке. Все желающие могут отправить разработчикам свои пожелания по улучшению программы, подстраивая её под свои нужды.
Интерактивные технологии активно внедряются в образовательный процесс и помогают учителям прививать интерес к учебе среди обучающихся всех возрастов. Мир технологий стремительно развивается, поэтому рынок образовательных интерактивных технологий постоянно пополняется новыми интересными ресурсами. Их применение в обучении стало неотъемлемой частью школьной и учебной жизни.
Список литературы:
- Тихобаев, А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения / А. Г. Тихобаев // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. — №8. С.81-84
- Minecraft Education Edition: [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: https://education.minecraft.net/en-us/get-started/download (Дата обращения: 13.03.2022)
- UCHI.RU: [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: https://uchi.ru/teachers/lk/main (Дата обращения: 13.03.2022)
- Kahoot! About us: [Электронный ресурс]. М., 2021. URL: https://trust.kahoot.com/kahoot-360-catalog/ (Дата обращения: 13.03.2022)
- Сайт LearningsApps: [Электронный ресурс]. М., 2022. URL: http://learningapps.org/ (Дата обращения: 13.03.2022)
- Научные развлечения: [Электронный ресурс]. М., 2020. URL: https://nau-ra.ru/ (Дата обращения: 13.03.2022)
Annotation. This article discusses interactive technologies that are used in teaching younger students. The presented technologies make it possible to diversify lessons and interest students, contribute to the implementation of learning in various formats: distance, full-time, mixed).
Keyword: innovations, training, interactive technologies, resources.
http://izvestia-ippo.ru/kudryavceva-v-o-sokolova-a-a-ispolzov/