Кудрявцева В.О., Фокина О.А. | КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  

Рейтинг
[Всего голосов: 5 Средний: 5]

Студенты ИППО ГАОУ В МГПУ , начальное образование с двумя профилями подготовки (начальное образование и информатика),

Научный руководитель:  к.п.н, доцент департамента методики обучения Смирнова М.С.

На основе изучения научно-методической литературы выделены виды квестов. В статье рассматривается квест как средство развития познавательного интереса младших школьников к окружающему миру.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся каждым педагогом. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.  Школьники лучше усваивают знания, когда являются субъектами образовательной деятельности, когда сами реализуют поиск, систематизацию и интерпретацию новой информации, что должно повысить интерес к учебной деятельности. Однако уровень познавательного интереса младших школьников к изучению окружающего мира остается не очень высоким. Для решения этой проблемы используются игры разного типа, кейсы, предполагающие решение проблемных ситуаций [3,4]. Полагаем, что использование квестов в работе с детьми младшего возраста будет способствовать решению этой проблемы.

Изучением проблем, связанных с квестами, занимаются многие ученые (М. В. Андреева, Я. С. Быховский, Н. В. Николаева, М.Н. Кичерова и Г. З. Ефимова и др.). Однако единого взгляда на сущность понятия «квест» в данный момент не существует. Изучение научно-методической литературы показывает, что ряд ученых трактует это понятие как технологию [1], другие – как деятельность. Мы разделяем точку зрения А.Н. Россинской, которая полагает, что квест является одной из разновидностей игры [2]. Но в данной работе будем рассматривать квест как средство развития познавательного интереса младших школьников к изучению окружающего мира.

Рассмотрим сущность понятия «квест» и его возможности использования в учебно-воспитательном процессе. В переводе с английского языка «Quest» означает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «to quest» переводится как «искать», «разыскивать».

Квест — это игра, в ходе которой участники решают определенные задачи (логические, занимательные, проблемные), учатся работать с информационными ресурсами (поиск, обработка, применение). Квест предполагает и прохождение каких-либо испытаний, которые позволяют игрокам выйти на финишную прямую. Можно сказать, что квест — это образовательная деятельность в формате игры, предусматривающая полное «погружение» в эту деятельность.

Изучение педагогической литературы показало, что все используемые квесты можно сгруппировать в несколько групп в зависимости от места их проведения.

Компьютерные квесты зародились в середине 70-х годов прошлого века. Они содержат в себе сложный сюжет, множество головоломок и непредсказуемый исход.

«Живые» квесты предполагают полное погружение детей в определенную «атмосферу», где они могут почувствовать себя героями, задача которых преодолеть различные препятствия (интеллектуальные, физические и пр.). Тематика таких квестов очень разнообразна, при этом нередко их создатели вовлекают и взрослых в совместную игровую деятельность. Например, участники квеста попадают в природные условия арктических пустынь в полную изоляцию от внешнего мира. Им необходимо найти возможность сообщить о себе и предпринять усилия для «освобождения». Так школьники знакомятся с особенностями природы и решают проблемы безопасности.

В работе со школьниками (начальной и средней ступени образования) квесты часто используются в работе музеев и на выставочных площадках.

Нередко площадкой для проведения квеста является город, который выступает как образовательная среда. Например, в Москве есть возможность участия младших школьников в квесте, построенном на исследовании краеведческого материала (компания «Квестигра» http://questigra.ru/). Содержание квеста имеет интегрированный характер, когда участники «извлекают» информацию исторического, географического или биологического содержания из «города». Младшие школьники являются активными участниками таких игр-квестов.

Веб-квесты дают возможность учителям сделать увлекательным процесс обучения, т.к. они сочетают в себе педагогические технологии и безграничные возможности интернета. Учитель формулирует задания для обучающихся в виде серий заданий и оформляет это как маршрутный лист. Логическая цепочка заданий и ее выполнение приводит обучающихся к искомому результату. Платформа «Учи.ру» позволяет учителю отслеживать выполнение заданий обучающимися. Эта платформа содержит в себе много заданий, которые при желании можно включить в веб – квест.

Нами был разработан и проведен квест для обучающихся 4 класса по теме «Глобальные экологические проблемы мира». Апробация проходила в школе №544 г. Москвы. Школьникам и студентам, которые присутствовали на уроке-квесте, очень понравилось участие в этом событии. Нам предстоит в дальнейшем продолжить исследование, разработать методические рекомендации для составителей квестов и обобщить результаты работы со школьниками.

Рис.1. Пример задания из веб-квеста «Глобальные экологические проблемы мира»

Квест может выступать как средство обучения и формирования интереса к изучению окружающего мира. Например, для участников квеста — это способ «учиться с интересом», для студентов — приобретение опыта в создании, и проведении квеста.

Литература

  1. Кустова, Е. А. Квест-игра как новая образовательная технология / Е. А. Кустова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57038/ (дата обращения: 26.10.2020).
  2. Россинская А.Н. Игровые основы познавательных квестов // Игровая культура современного детства. Материалы I Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. – 2017. – С. 388-391.
  3. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира. Начальная школа. 2016.№4. С.30-34.
  4. Смирнова М.С. Кейс-технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин: учебно-методическое пособие. – М. – Изд-во «Экон-информ», 2018. – 43с.

The article examines the quest as a mean of developing the cognitive interest of primary schoolchildren in the world around them. Based on the study of scientific and methodological literature, the types of quests are highlighted.

Key words. Quest, cognitive interest, the world around, elementary school, play activities, environmental problems.

http://izvestia-ippo.ru/kudryavceva-v-o-fokina-o-a-kvest-kak-sr/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *