Студентка 5 курса бакалавриата Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва.
Направление подготовки 44.03.05. педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) начальное образование и иностранный язык.
Научный руководитель: к.п.н., доцент Апарина Ю.И.
Данное исследование представляет собой всесторонний обзор и анализ использования цифровых технологий в процессе обучения лексике английского языка в начальной школе. Автор рассматривает различные аспекты внедрения интерактивных приложений для мобильных устройств, игровых платформ и технологий виртуальной/дополненной реальности. Исследование также включает в себя анализ практического опыта внедрения цифровых ресурсов, результаты исследований эффективности и выдвигает вызовы и перспективы дальнейшего развития данного подхода в образовательной среде начальной школы.
This study is a comprehensive review and analysis of the use of digital technologies in the process of teaching English vocabulary in elementary school. The author examines various aspects of the implementation of interactive applications for mobile devices, gaming platforms and virtual/augmented reality technologies. The study also includes an analysis of the practical experience of implementing digital resources, the results of efficiency studies and puts forward challenges and prospects for further development of this approach in the educational environment of primary schools.
В современном образовательном контексте цифровые технологии становятся неотъемлемой частью обучения, особенно в контексте изучения иностранных языков, таких как английский. В данном контексте использование цифровых средств для обучения лексике в начальной школе представляет собой важное направление, направленное на обогащение лексического запаса детей и создание эффективной образовательной среды. Введение цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в начальной школе обусловлено не только стремлением современного общества к цифровой трансформации, но и особенностями восприятия и обучения детей. Игровой и интерактивный характер цифровых ресурсов привлекает внимание детей, делая процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Разнообразие цифровых инструментов, таких как мобильные приложения, образовательные игры, и интерактивные онлайн-ресурсы, предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для создания индивидуализированных уроков по изучению лексики [1]. Адаптация материалов к уровню знаний каждого ученика становится более доступной, что способствует эффективному усвоению новых слов. Кроме того, использование цифровых технологий обогащает образовательный процесс за счет визуализации и аудиовизуальных элементов, что способствует лучшему запоминанию лексических единиц. Интерактивные упражнения, аудиофайлы, и визуальные карты слов создают мультисенсорную среду, способствуя более полному восприятию материала [2].
Цифровые приложения для изучения лексики на мобильных устройствах предоставляют уникальные преимущества. Их интерактивность способствует активному участию учеников, а мобильность обеспечивает гибкость в обучении в любом месте. Дополненные возможности отслеживания прогресса и персонализации контента обогащают образовательный опыт.
Среди успешных приложений стоит выделить «Duolingo» для своего инновационного подхода, «Memrise» с акцентом на запоминание через картинки и «Quizlet» с возможностью создания индивидуальных карточек. Эти приложения обеспечивают разнообразные методики обучения и поддерживают мотивацию учеников [3]. Использование ролевых игр в обучении лексике стимулирует эмоциональное вовлечение детей. В процессе игры они вырабатывают не только лексические навыки, но и улучшают коммуникативные способности, применяя выученные слова в контексте.
Игры, такие как «Scrabble» и «Bananagrams», способствуют развитию лексической компетенции через веселые и конкурентные формы. Они поддерживают соревновательность, что стимулирует интерес и активное участие в процессе обучения. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) открывают новые горизонты для обучения лексике. VR создает иммерсивные сценарии, в которых ученики могут взаимодействовать с языковыми ситуациями, а AR дополняет реальный мир визуальными и звуковыми элементами, улучшая запоминание [4].
Проекты, такие как «MEL Chemistry VR» и «Google Translate AR», демонстрируют потенциал VR и AR в обучении языку. MEL Chemistry VR создает виртуальные лаборатории для изучения химии с использованием языка, а Google Translate AR переводит надписи в реальном времени, расширяя лексический опыт.
Учебные заведения в различных странах успешно интегрируют цифровые технологии в обучение лексике. Например, в Японии применяют мобильные приложения для обучения английскому с акцентом на японскую культуру. Научные исследования подтверждают эффективность цифровых технологий в обучении лексике. Результаты показывают улучшение речевых навыков, более высокую мотивацию и лучшее усвоение материала с использованием интерактивных средств [5].
Некоторые проблемы включают в себя доступность технологий, необходимость дополнительной подготовки учителей, и риск увлечения технологией за счет основных образовательных целей. Ожидается, что дальнейшее развитие технологий, включая более совершенные приложения, улучшенные VR и AR опыты, приведет к более эффективному и доступному обучению лексике в начальной школе. Таким образом, внедрение цифровых технологий в обучение лексике в начальной школе открывает новые горизонты для образовательного процесса, обогащая опыт учеников и обеспечивая более глубокое усвоение языковых навыков.
В свете современных вызовов и возможностей образовательной сферы, внедрение цифровых технологий в обучение лексике английского языка в начальной школе представляет собой перспективный путь к улучшению эффективности обучения и формированию у детей навыков владения языком. Рассмотрим ключевые аспекты этого важного направления образования. Цифровые технологии, такие как интерактивные мобильные приложения, дарят обучению лексике новое измерение. Преимущества таких приложений, включая гибкость, интерактивность и возможность персонализации, привлекают внимание детей и стимулируют их активное участие в учебном процессе. Примеры успешных приложений, таких как «Duolingo» и «Memrise», подтверждают их влияние на эффективное усвоение лексики.
Игровые платформы также демонстрируют свою эффективность в обучении лексике. Ролевые игры, например, позволяют детям применять выученные слова в живых сценариях, способствуя более глубокому пониманию и лучшему запоминанию материала. Обучающие игры, в свою очередь, делают учебный процесс увлекательным и соревновательным, что поддерживает высокий интерес учеников. Виртуальная и дополненная реальность добавляют элемент инновации в обучение лексике. Возможности, предоставляемые VR и AR, позволяют создавать иммерсивные языковые среды, где ученики могут взаимодействовать с языковыми контекстами в виртуальном или дополненном пространстве. Проекты, такие как «MEL Chemistry VR» и «Google Translate AR», отражают потенциал этих технологий в развитии языковых навыков.
Практический опыт внедрения цифровых технологий в начальных классах подчеркивает значимость этого подхода. Реальные кейсы использования, основанные на адаптации технологий к специфике образовательных потребностей, позволяют учителям и ученикам успешно интегрировать цифровые ресурсы в учебный процесс. Обзор результатов исследований эффективности поддерживает положительные выводы о влиянии цифровых технологий на обучение лексике. Практика показывает необходимость развития эмоционального интеллекта у младших школьников и уроки иностранного языка, по утверждению Ю.И. Апариной, подходят для подобной образовательной практики [1, c.103].
Однако, несмотря на значительные преимущества, существуют и вызовы. Проблемы доступности технологий, необходимость обучения педагогов новым методам, а также риск переориентации на технологию за счет образовательных целей — все эти аспекты требуют внимательного внимания и разработки соответствующих стратегий. В заключение, перспективы развития цифровых технологий в обучении лексике в начальной школе крайне обнадеживающе. Дальнейшее развитие приложений, игровых платформ и технологий виртуальной/дополненной реальности предоставит новые возможности для эффективного и увлекательного обучения языку. Важно поддерживать баланс между инновациями и традиционными методами, чтобы обеспечить всестороннее развитие языковых навыков учеников. Таким образом, внедрение цифровых технологий в обучение лексике открывает перед образовательной системой новые перспективы, направленные на формирование грамотных и подкованных граждан.
Список литературы:
- Апарина Ю.И. Цифровая среда и дидактическая речь как факторы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного обучения/ Мир образования – образование в мире. 2022. №2 (86). С. 100-106.
- Рахматуллина Г. А. Цифровые технологии при обучении лексике по английскому языку в начальных классах //Новое слово в науке: стратегии развития. – 2022. – С. 124-126.
- Старкова Д. А., Эсенова Э. П. Цифровые инструменты в обучении лексике английского языка //Лингвометодическая панорама 2021. – 2021. – С. 135-139.
- Бурнакова, К. Н. Возможности использования компьютерных программ при анализе фонетических единиц в языковой подготовке учителя иностранного языка начальной школы / К. Н. Бурнакова, А. А. Чистик // Большая конференция МГПУ : сборник тезисов : в 3 т., Москва, 28–30 июня 2023 года / Московский городской педагогический университет. Том 1. – Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. – С. 44-48.
- Чистик, А. А. Потенциал современных учебно-методических комплексов по иностранному языку для развития у обучающихся компетенций ХХI века / А. А. Чистик // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы формирования навыков и компетенций ХХI века : Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов, Москва, 28 февраля 2019 года / отв. ред.: Т.И. Зиновьева. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2019. – С. 164-169.
http://izvestia-ippo.ru/krylova-l-s-ispolzovanie-cifrovykh-te/