Крестовская А.А. | РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 4]

37.03

Студент бакалавриата МГПУ

По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»

 

В статье рассматривается такое понятие, как социальная адаптация, а также особенности его прохождения и условия успешной реализации этого процесса через введение в современный образовательный план творческих занятий. Уроки «общения» с произведениями искусства, в свою очередь, должны быть тщательно продуманы и качественно организованы, чтобы грамотно воздействовать на сознание и чувственное восприятие ученика и выстраивать его «общение» с миром искусства. Посредством творческих дисциплин педагог имеет влияние на восприятие ребенком окружающей социальной среды, себя в ней, своих интересов, задач и принципов. Крайне важно понимание этого факта и развитие эстетического образования в современном мире.

В настоящее время изучение понятия социальная адаптация не только не теряет своей актуальности, но и активно расширяется в различных гуманитарных науках. Появляется все больше материалов, посвящённых подробному рассмотрению самой проблематики, а также способам и условиям успешного прохождения процесса социальной адаптации. В ряду прочих предлагается рассмотреть процесс влияния творческих дисциплин на приспособляемость школьника, на его становление в коллективе и психическое состояние. Известные педагоги и психологи отмечают благотворное воздействие эстетического воспитания на развитие психических функций, а также выявление скрытых способностей ребенка, в том числе творческих.

Целью работы является изучение понятия социальной адаптации детей младшего школьного возраста и способов положительного воздействия на процесс ее прохождения посредством внедрения в образовательный процесс элементов творческих внеурочных занятий. Мы рассмотрим особенности и факторы, влияющие на этот процесс, затронем возрастные особенности распределения внимания, изучим подход к составлению программы творческих занятий.

Количество ресурсов с каждым годом растет, прогресс преподносит все большее число возможностей узнать и увидеть любой уголок мира и рассмотреть величайшее произведение искусства, не выходя из собственного дома. Комфорт заменяет «живое общение» с экспонатом, тем самым нарушая связь между хрупким детским сознанием и изучаемым объектом. Важно помочь ребенку создать момент единения с искусством.

«Адаптация социальная – процесс и результат включения личности и группы в социальную среду через решение проблем взаимодействия с другими людьми, группами и обществом, ведущих как к развитию личности и группы, так и к изменениям самой среды» [3, с 240].

Этот сложный процесс состоит из двух взаимосвязанных элементов: внутренние изменения индивида в процессе социальной адаптации, которые позволяют ему выстраивать социальные связи, и внешние, идущие из общества, которые включают в себя характеристику среды, а также социальные продвижения индивида и их фиксация. Также, этот процесс может быть вынужденным или добровольным.

Прохождение социальной адаптации рассматривается на трех уровнях:

  • общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
  • социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
  • сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов [5].

Существуют факторы, влияющие на скорость и успешность прохождения социальной адаптации, к ним относят:

  • семейные взаимоотношения;
  • отношения со сверстниками, с детьми в классе;
  • отношения с учителями;
  • личные социальные, психологические, физиологические и другие особенности ребенка;
  • предшествующий опыт ребенка и т.д.

Результатом успешного прохождения процесса социальной адаптации становится комфортная приспособляемость к новым условиям социальной среды, способность анализировать существующую ситуацию, умение осознавать собственное положение в ней, грамотно ставить задачи и находить способы их решения [2].

Общество желает видеть в своих рядах творчески развитых, креативных, любознательных и мыслящих индивидов, что недостижимо при скудности введения творческих дисциплин и внеурочных занятий [1]. Некоторые авторы (Пичугина Л.Н., Овсянникова, О.А., Сурнова С.Н.) отмечают в своих работах недостаточную развитость внедрения средств искусства в современном образовании, предлагают методы работы с ними.

Выделяют несколько направлений использования искусства в профилактической работе с детьми:

– психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений);

– психотерапевтическое (связанное с воздействием на духовную и эмоциональную сферы);

– психологическое (выполняющее катарсическую, регулятивную, коммуникативную функции);

– социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве) [5].

Одна из важных функций искусства – коммуникативная.К примеру, в своей статье профессор И. Г. Минералова  рассматривает понятие «музейный урок». Само понятие чрезвычайно популярно сегодня в культурно-образовательной среде. Часто понимание сводится к тривиальной экскурсии, где ученик, посетитель выступает в качестве «адресата» преподносимой экскурсоводом информации [4]. Нередко учитель или экскурсовод дают излишне «сухую» информацию об экспонатах и устройстве музея, а после посещения педагог ограничивается вопросом из разряда: «Каково ваше впечатление от экскурсии?». Отсюда можно сделать вывод, что каждый из них, хоть и выполняет свою задачу, не проявляет заинтересованности в оригинальности подачи информации. Именно поэтому так важна личная увлеченность и компетентность. У педагога должно быть четкое понимание цели посещения. Несомненно и то, что «каждый музей в разных учебно-воспитательных обстоятельствах может быть серьезным помощником, однако он не заменяет и не отменяет самого процесса учебы, которая осуществляется на базе музея или галереи» [3, с. 50]. Именно эта сторона взаимодействия музея и образовательного учреждения разработана слабее всего.

Существует утверждение, что дети – публика неблагодарная.

Давайте разберем все претензии к ученику по порядку:

– «не интересуются»

– «не могут долго стоять и слушать»

– «не помнят того, что рассказано»

Если посмотреть на взрослых, пришедших в музей, то, наверное, процентов 80, если не больше, будут вести себя совершенно также [4].

Можно сделать вывод, что данное утверждение довольно спорное, ведь при грамотно выстроенной работе с экспонатами, а также подведении итогов ребенок способен воспринимать и запоминать внушительную программу. «Причины взаимонепонимания учителя и ученика в музейных обстоятельствах состоят и в том, что учитель не выстраивает работу прогностически, на будущее, не задумывается об объеме информации, который способен осилить ученик на слух, не заботится о способах активизации внимания в продолжение посещения музея» [4, с.2].

Завлечь ребенка, «заставить» думать и искать поможет выстраивание программы в формате некоего «квеста». Перед посещением музея педагогу следует объяснить детям, куда и зачем они идут, а далее представить им ряд вопросов или заданий, составленных по экспозиции. После экскурсии может быть предложено написание небольшого сочинения-впечатления об увиденном и услышанном. Предлагая детям подумать над конкретными вопросами, учитель расширяет границы творческих рассуждений, что приводит к самым замысловатым результатам. Если для посещения выбрана галерея изобразительных искусств, ученикам может быть интересно воспроизвести конкретную картину самим, а после составить выставку работ. Думается, занимательным заданием станет подготовка доклада о художнике или конкретной его работе.

«Нет детей нелюбознательных, нелюбопытных. Такими становятся взрослые. Нет тех, кто бы не хотел увидеть историческое своими глазами»  [4, с.3]. Ребенок стремится узнать все о предмете, заинтересовавшем его. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы пробудить в учениках любовь к исследованию, привить им творческое мышление и чувство прекрасного.

Таким образом, ученик начальных классов учится находиться в коллективе, внимает взрослым, повторяет за ними, анализирует и соотносит себя с реальными людьми, персонажами книг, героями мультфильмов и художественных полотен. Он ищет самого себя, с интересом пускается в изучение предмета. Посредством творческих дисциплин педагог имеет влияние на восприятие ребенком окружающей социальной среды, себя в ней, своих интересов, задач и принципов. Крайне важно понимание этого факта и развитие эстетического образования в современном мире.

 

Литература

  1. Боровская, Е.Р. Социализация школьников во внеурочной деятельности по филологическим дисциплинам // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте проблемы социализации личности. М.: Экон-пресс, 2018. С. 318-322.
  2. Лихачев С.В. Подготовка к сжатому изложению научного текста на основе свертывания умственного действия. // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. М-лы конф. Отв. Ред.: А.И. Савенков. 2019. С. 202-207.
  3. Лунева, О.В., Адаптация социальная // журнал «Знание. Понимание. Умение», энциклопедия гуманитарных наук — 2018 №3 – с. 240-247.
  4. Минералова, И.Г. Знакомство с музеями и побудительные мотивы творческой деятельности учащихся // «Традиции и новации современного образования» : Сборник материалов научно-практической инновационной площадки. – 2016 – с.49-66.
  5. Пичугина, Л.Н., Овсянникова, О.А. Социальная адаптация подростков средствами искусства: теория и диагностика // журнал «Педагогическое образование в России» — 2018 – с. 29-34.

This article is about social adaptation process, features of this process and conditions for successful implementation trough art lessons. These lessons should be well thought out and well organized for the correct impact on the child consciousness. Through creative disciplines, the teacher has an influence on the child’s perception of the surrounding social environment, himself in it, his interests, tasks and principles. It is extremely important to understand this fact and the development of aesthetic education in the modern world.

Keywords: social adaptation, child, art, upbringing

http://izvestia-ippo.ru/krestovskaya-a-a-rol-proizvedeniya-isk/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *