Козырева Н.А. | ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат психологических наук,

доцент Департамента педагогики

Института педагогики и психологии образования

Московского городского педагогического университета,

 г.Москва. Е-mail: KozyrevaNA@mgpu.ru

В статье приводится модель формирования предпринимательской грамотности детей и молодежи в игровой деятельности, описана настольная экономическая игра «Выбираю Успех» для освоения играющими ролей предпринимателей в инновационной экосистеме. Приведены примеры взаимодействия образовательной, предпринимательской и инновационной экосистем при использовании этой игры.

The article presents a model of the formation of entrepreneurial literacy of children and youth in play activities. The game «I Choose Success» is described for mastering the roles of an inventor, industrialist, merchant and banker in the innovation ecosystem. Examples of the interaction of educational, entrepreneurial and innovative ecosystems using this game are presents.

В условиях ускоряющейся трансформации мировой экономики и развития высокотехнологичных отраслей каждая страна уделяет особое внимание развитию человеческого капитала. Для стран, которые хотят быть лидерами изменений и имеют для этого достаточные ресурсы, актуальна идея создания инновационной экосистемы как новый способ структурной организации компаний для обеспечения условий экономического развития страны. О.Е. Каленов, рассматривая высокотехнологичную промышленность России сквозь призму экосистемы, дает следующее определение: «под инновационной экосистемой следует понимать саморазвивающуюся и саморегулирующуюся открытую систему, которая включает в себя совокупность элементов (участников), осуществляющих разработку и внедрение инноваций, и обеспечивает условия (инфраструктуру) для их эффективного распространения» [2, c.128].

В создании инноваций невозможно обойтись без образовательной экосистемы. Это сеть взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения, воспитания и развития человека в течение всей жизни, объединяя различные уровни образования: начальное, основное, среднее, высшее (школы, колледжи и университеты). Экосистемный подход способствует повышению эффективности образовательного процесса благодаря организации и развитию связей с представителями внешней среды, в частности при развитии предпринимательской грамотности необходимо активное взаимодействие с субъектами предпринимательской и инновационной экосистем.

В активных методах управления человеческим капиталом в условиях инновационной экосистемы используются такие групповые интерактивные инструменты обучения, как деловые/ролевые игры, семинары, дискуссии, митапы, нетворкинг, тренинги, мастер-классы. Им присущи такие культурные особенности, как изменение поведения и ценностей через обучение  и  ценность партнерства. Однако при этом используются в основном западные модели, где культура, история, особенности бизнеса в значительной степени отличаются от российской практики.

Поэтому представляется актуальной задача создания специально разработанных методических инструментов, применимых для развития предпринимательской грамотности в различных субъектах образовательной экосистемы на материале российской предпринимательской культуры.

Для решения этой задачи нами было принято решение «соединить» различные экосистемы посредством игровых технологий. Была разработана упрощенная модель инновационной экономики (от рождения замысла нового товара о его успешной продажи конечным потребителям) как

На этой модели создана настольная экономическая игра «Выбираю Успех», в которой спроектирована игровая среда для эффективного движения капитала и ресурсов игроков, и каждый из игроков участвует в цепочке создании инноваций по всему циклу от придумывания идеи товара до его изготовления и продажи. В игровую механику действий игроков заложен принцип, описанный  Ахмадеевым Б.А. и Моисеевым Н.А.: «Основой функционирования инновационной экосистемы является не движение энергии, а движение капитала и других экономических ресурсов, взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, цель которых — технологическое развитие и инновации» [1, c.147].

Игра предназначена для детей от 10 лет, подростков и молодёжи, которые знакомятся с современной культурой российского инновационного предпринимательства. Один комплект игры рассчитан на 4-х игроков, одна партия  игры может занимать от 1,5 до 3 часов. На длительность партии большое влияние оказывает деловое общение игроков, обсуждение вариантов ходов при выполнении ими заданий. Для этого каждый ход игрок вытаскивает «карточку действий», и совершает указанные там операции, которые содержат элементы предпринимательской, финансовой, правовой, налоговой грамотности. Карточки действий относятся к таким категориям, как «деньги», «договор», «заказ на работу», «товары», «выбор», «возможность», «налоги», «судьба», «свобода», «кот в мешке». В каждой категории имеется 7-10 вариантов ситуаций из реальной практики российского предпринимательства и возможных действий игрока, что позволяет создать быстроменяющуюся ситуацию неопределённости, недостатка ресурсов, в которой у игрока проявляются предпринимательские способности и формируются умения быстро находить возможности, нужные и оптимальные решения для достижения своего успеха, победы в игре.

Такая экономическая модель игры позволяет каждому игроку ощутить возможности и последствия своего выбора в ситуации, максимально приближенной к состоянию предпринимателя именно в российских условиях.

Выполняя указания «карточки действий», играющий знакомится с институтами общества и другими игроками, которые играют роли изобретателя, промышленника, коммерсанта и банкира – их ролевые действия написаны и нарисованы на личном игровом поле каждого игрока. Важное воспитательное значение имеет и то, что в игре заложены различные виды конфликта ролевых интересов. Игрокам приходится решать их только переговорами, на основе правил, прописанных в ролевой позиции. Благодаря этому игроки постепенно учатся учитывать ситуацию и интересы разных сторон.

Для эффективного развития предпринимательской грамотности желательно чтобы игрок сыграл в игру 5 партий, меняя свои роли. Первая партия – ознакомительная, когда под руководством обученного тренера (студенты, педагоги или родители-предприниматели) происходит изучение правил игры, цели игрока, карточек действий, ресурсов и т.д. Затем, в другие дни, следует организовать ещё четыре партии, в которых игрок будет играть разные роли, при этом желательно менять состав играющих партию. В этом случае игрок начинает понимать, что типовые предпринимательские роли играют разные личности, с одними из которых легче договориться, другие могут ему откровенно мешать, третьи не понимают своих возможностей и можно попробовать у них обменять на нужные тебе, т.е. происходит понимание важности выбора контрагентов и партнеров в бизнесе. Такой цикл из пяти партий был апробирован нами в форме турниров  в ФДЦ «СМЕНА» (г. Анапа), в подмосковных домах культуры «Десна» и «Ватутинки», и позволил наблюдать развитие предпринимательского мышления и проявления одаренности играющих к предпринимательской деятельности [5].

Предприниматель в поисках потенциальных источников дохода вынужден постоянно искать, разрабатывать и внедрять инновационные продукты, технологии и методы организации бизнеса. Поэтому в игре происходит ознакомление детей и молодежи с элементами Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для создания идей новых товаров, что развивает их творческое, предпринимательское и инновационное мышления [4].

Игра «Выбираю Успех» получила заключение психолого-педагогической экспертизы научно-методической лаборатории «Центр игры и игрушки» МГППУ о том, что ее можно использовать для детей от 9 лет в досуговых центрах и лагерях отдыха, в школах во время факультативных занятий по основам экономических знаний, в специализированных экономических лицеях, а также в семейном воспитании.

Экосистемный подход способствует повышению эффективности образовательного процесса благодаря организации и развитию связей с представителями внешней среды. Игра «Выбираю успех» была апробирована в различных субъектах образовательной экосистемы, с привлечением ряда взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения / воспитания / развития в течение всей жизни (родителей-предпринимателей, студентов как ведущих турниры тренеров, инновационных предпринимателей), например:

1.При организации различных фестивалей и праздников в учреждениях дополнительного образования (ГБОУ «ИннАрт» и «Страна Успеха») проводились игры детей с членами семьи, которые являлись действующими предпринимателями. Это позволяло родителям (и дедушкам) наладить новые коммуникации с детьми, эффективно передавая свой опыт предпринимательства в процессе игрового взаимодействия, обсуждения вопросов, связанных с собственным бизнесом, при возникновении аналогичных ситуаций в игре (https://www.youtube.com/watch?v=zpFhue0MbZA).

2.На выставках «ВУЗПРОМЭКСПО», «НТТМ» и «Мир Детства», форуме «Высокие технологии ХХI века» (все – г.Москва) игра «Выбираю Успех» была представлена как самостоятельный инновационный продукт, который может быть использован в качестве методического инструмента для работы с детьми и молодежью разного возраста. Проводились партии игры и обсуждение со студентами, педагогами и преподавателями разных субъектов образовательной и предпринимательской экосистем. Участвуя в конкурсе инноваций на VII Международном Форуме «Высокие технологии XXI века», запатентованная как изобретение игра «Выбираю Успех» [5] заняла 3е место и получила особый приз от Московской ассоциации предпринимателей (МАП).

3.В ГУ «МИВТ-Центр» (г. Москва) в рамках программы повышения квалификации было проведено обучение педагогов колледжей, преподающих экономические дисциплины, использованию игры «Выбираю Успех» и подготовке ведущих турниров (из числа студентов) для организации турниров в своих учреждениях.

4.Частной фирмой по инновационному консалтингу ООО «Идеальные решения» были проведены сессии по настольной игре «Выбираю Успех» в кафе г. Москвы, в ходе которых молодежь знакомилась с методами Теории решения изобретательских задач для создания новых инновационных продуктов.

Таким образом, поставленная выше задача создания методического инструментария для развития предпринимательской грамотности в различных субъектах образовательной экосистемы на материале российской предпринимательской культуры решена. Перспективно рассматривать использование игры «Выбираю Успех» как компонента образовательных программ в разных субъектах образовательной экосистемы, интегрируя и выстраивая на ее основе систему работы с привлечением в образовательную экосистему субъектов  предпринимательской и инновационной экосистем для развития предпринимательской грамотности школьников, студентов колледжей и вузов. Объединение обучающихся, родителей, профессиональных сообществ в образовательной экосистеме позволит применять принципы адаптивности и персонализации программ для раскрытия личностного потенциала и повышения уровня квалификации в этом направлении в течение всей жизни.

 

Список литературы

  1. Ахмадеев Б. А. Инновационная экосистема как ключевой фактор для экономического роста региона / Б. А. Ахмадеев, Н. А. Моисеев // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2016. – № 4(88). – С. 145-153.
  2. Каленов О. Е. Инновационная экосистема как основа развития высокотехнологичной промышленности // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2020. – Т. 17, № 5(113). – С. 126-133.
  3. Козырева Н.А. Игровая технология «Выбираю успех» для выявления потенциально одарённых к предпринимательству детей и молодежи // Психология одаренности и творчества: сборник научных трудов участников II Международной научно-практической онлайн-конференции , Москва, 27 ноября 2020 г. – М.:  Известия ИППО, 2020.  С.105-110
  4. Козырева Н. А. Игровая технология «Выбираю успех» для развития предпринимательского мышления в инновационной экономике / Н. А. Козырева // Инновационная экономика и менеджмент: методы и технологии : сборник статей участников V Международной научно-практической конференции, Москва, 10–11 ноября 2020 года. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Издательский Дом (типография), 2020. – С. 83-89.
  5. Настольная игра : пат. 2111785 Российская Федерация, МПК6 A63F 3/04, A63F 3/06/ Козырева Н.А. ; заявитель и патентообладатель Козырева Н.А. – № 96123812/12 (030214) ; заявл. 14.12.1996. – опубл. 27.05.1998. Бюл. № 15.

 

http://izvestia-ippo.ru/kozyreva-n-a-yekosistemnyy-podkhod-k-fo/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *