Козырева Н.А. |ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОДАРЁННЫХ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

кандидат психологических наук, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Е-mail: nellydelf@mail.ru

материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»

В статье приводится модель диагностики и развития у детей 10-17 лет в игровой деятельности одарённости к предпринимательству, выделены и описаны компоненты предикторов одарённости. Описана игра «Выбираю Успех» для освоения ролей изобретателя, промышленника, коммерсанта и банкира в ситуации рыночных возможностей и неопределённости.

Введение

В 2020 году многие организации в Российской Федерации вынуждают своих сотрудников оформляться в качестве самозанятых граждан, что является одной из форм предпринимательства [5]. Поэтому резко возросло число самозанятых среди педагогических работников, которые вынуждены теперь осваивать новую для себя деятельность в условиях неопределённости, «продавать свои разработки», то есть заниматься инновационным предпринимательством, причём в ситуации давления со стороны администрации, стресса и психологической неготовности к принципиальной смене формы занятости.

Психологическую готовность личности к предпринимательской деятельности исследовала З. Г. Ханова. Она выявила что для успешности в предпринимательству личности должно возникнуть психическое состояние: «…которое характеризуется «социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъектно-деятельностными смысловыми структурами и степенью осознанности отношений к предпринимательской деятельности. Психологическая готовность к данной деятельности складывается под воздействием социально-экономических факторов и механизмов в условиях индивидуального и коллективного опыта экономической жизнедеятельности и оказывает побуждающее, направляющее, поддерживающее, контролирующее, корректирующее влияние (оперативное и стратегическое) на ее протекание» [4, с. 25]. Поэтому актуальным представляется создание позитивного опыта в области предпринимательства, которое позволит готовить личность к этой деятельности.

В качестве важнейшего фактора успешности предпринимательства среди молодёжи Васина Н. В. рассматривает психологические качества субъекта предпринимательской деятельности [1]. Успешность в освоении деятельности также является одним из показателей одарённости личности [6, 7]. Одарённость к практической предпринимательской деятельности в детском и подростковом возрасте может быть потенциальной.

Методика

Нами была разработана и запатентована настольная экономическая игра по инновационному предпринимательству «Выбираю Успех» [3]. Игра основана на личном успешном опыте автора как изобретателя и предпринимателя, его коллег-изобретателей игри игрушек в РФ, а также на многолетнем опыте преподавания ТРИЗ [2]. Игроки освоят ролевые действия участников современной инновационной экономики – изобретателя, промышленника, коммерсанта и банкира– и смогут научиться их конструктивному взаимодействию по всему инновационному циклу: от создания нового товара до его продажи в процессе достижения успеха в игре (победы).

В модель игры заложено несколько ключевых аспектов рыночной ситуации, связанной с разработкой и внедрением инноваций: ситуация неопределенности, необходимость выходить за рамки «своих» компетенций, чтобы достичь успеха; возможность наблюдать, что делают другие игроки в экономике, чтобы корректировать свой путь достижения успеха, менять стратегию и тактику его достижения (эта модель соответствует и поведению самозанятых педагогов). Данные аспекты являются элементами, «провоцирующими» то или иное поведение игроков, наблюдение за которым которое позволит нам в дальнейшем выделить характеристики предикторов потенциально одаренных к предпринимательству детей.

Игра даёт каждому игроку возможность ощутить последствия своего выбора в ситуации, максимально приближенной к состоянию предпринимателя в российских условиях. Для этого разработаны «карточки действий». Они позволяют создать быстроменяющуюся ситуацию неопределённости, в которой игроку необходимо осуществлять взаимодействия с другими игроками или институтами общества: «договор», «заказ на работу», «деньги», «товары», «выбор», «налоги», «возможность», «свобода», «судьба».

Как символ неопределённости, нагнетающий обстановку, введена такая категории действий, как «кот в мешке». На каждой карточке этой категории описана ситуация, которая через несколько ходов закончится или хорошо для игрока, или с убытком (но этого он не знает, просто на несколько ходов выбывает из игры). Интересны реакции игроков на такую ситуацию, которые позволяют дать качественную оценку способностям детей к предпринимательству. Одни дети просто пассивно проводят это время, даже отходят от игрового стола. Другие пытаются «выведать» у банкира, сколько им ещё оставаться вне игры и что будет потом, используя различные способы: или стараясь его разжалобить, или шантажируя дружбой (если игроки знакомы), или даже пытаясь задобрить (конфеты или обещания чего-то после игры). Третьи с интересом наблюдают за изменением ситуации на игровом поле и активно дают советы одному из игроков. Четвёртые это время «вынужденного простоя» используют для анализа своих ресурсов (считают деньги, рассматривают товары, раскладывают и группируют их).

Игровая технология «Выбираю Успех» предполагает проведение ознакомительных игр с детьми от 10 лет, факультативных занятий в школах, турниров по игре, а также подготовку ведущих (среди студентов и преподавателей). В турнире каждый игрок должен сыграть каждую роль один раз в новой компании игроков, что способствует интенсификации развития деловых коммуникаций, позволяет увидеть различные стратегии игроков. Проведены турниры по игре со школьниками (одаренные в научно-техническом творчестве дети в ФДЦ «Смена», г. Анапа; ДК «Ватутинки» и ДК «Десна», ТиНАО г. Москвы); факультативы в 9-10 классах (для победителей республиканских и международных олимпиад) лицея Белорусско-Российского университета г. Могилева, Республика Беларусь);ознакомительные игры в рамках профориентационных мероприятий – «Недели предпринимательства» (Минск), выставок НТТМ и «ВУЗПРОМЭКСПО» (ГБОУ «ИннАрт», г. Москва); разработан курс и проведено обучение педагогов колледжей, преподающих экономические дисциплины (МИВТ-Центр, г. Москва).

Мы проводили включенное психологическое наблюдение за поведением и речью игроков во время турнира, с выявлением динамики за 4 партии. Фиксировались проявления мышления игроков, оценки ситуации и возможностей в игре, стратегии игры, речи, эмоций, особенности коммуникаций.

Результаты

Опираясь на концепцию З. Г. Хановой [4] и исходя из результатов наблюдения, нами выделены когнитивный и мотивационный компоненты предикторов предпринимательской одарённости, а также дополнительно введён коммуникативный компонент, на основе которых в дальнейшем возможна разработка методики диагностики одарённости к предпринимательству детей в возрасте 10-17 лет.

Когнитивный компонент включает: понимание сущности инновационного предпринимательства, обязанностей, задач ифункций взаимодействия основных ролевых моделей поведения (изобретатель, промышленник, коммерсант, банкир); понимание средств и способов достижения их целей; умение видеть потенциальные возможности.

Эмоционально-мотивационный компонент способствует формированию: интереса к предпринимательской деятельности; потребности успешно выполнить предпринимательские задачи; мотива и стремления добиться успеха, действуя в сложных и эмоционально насыщенных ситуациях неопределённости; быстроты в принятии решений по реализации возникающих возможностей.

Коммуникативный компонент обеспечивает: эмпатию и уважение к целям других игроков на рынке; возможность создания конструктивных деловых взаимодействий при достижении каждым игроком своих целей.

Обсуждение

Приведём анализ наблюдений за игроками, раскрывающий содержание компонентов предикторов предпринимательской одарённости в табл.1.

Таблица 1 – Соответствие поведения в игре компонентам предикторов

Наблюдаемые феномены: Одаренность не проявляется Проявление предикторов одаренности
1 2 3
Когнитивный компонент
Мышление: нуждается в помощи ведущего (подсказке);

требует определённости

свободно ориентируется в игре;

имеет своё видение ситуации и пытается его навязать остальным игрокам; отстаивает свою точку зрения, доказывая аргументами

Оценка ситуации в игре: не оценивает вообще ситуацию;

оценивает неадекватно

легко осваивает модель игры;

оценивает ситуацию адекватно;

быстро находит способы увеличения доходов в игре;

прогнозирует дальнейшее развитие игровых событий

Возможности: не видит возможности;

видит возможности, но не использует;

использует не полностью (боится)

видит возможности;

выбирает удачное время (ситуацию в игре) для использования возможности;

быстро принимает решение об использовании возможностей, когда сложились необходимые обстоятельства;

использует возможности в полной мере

Ситуация неопределенности («кот в мешке») пассивно проводят время;

попытка узнать – сколько времени остается провести в неопределенности

анализируют свои ресурсы (деньги, товары);

активно наблюдают за игроками, оценивают ситуацию и дают советы

1 2 3
Стратегия: не обращают внимания на действия других игроков;

замечают, какие участки для них не выгодны

Замечают, какие участки для них не выгодны, и пытаются при соответствующей возможности снять свои товары (поменять, подарить, заплатить ими) с неперспективных участков;

видят элементы правильной стратегии достижения успеха и используют их;

меняют свою стратегию при изменении положения других игроков или ситуации в игре

Речь: не использует бизнес-терминологию; появление в речи отдельных понятий бизнес-терминологии уверенное оперирование терминами;

прогнозирует дальнейшее развитие событий с использованием правильных терминов

мотивационный компонент
Проявления эмоций нейтральные эмоции (пассивность в игре, скучающий вид);

негативные проявления эмоций к отдельным игрокам (ухмылки, злорадный смешок, жесты, позы);

паника в проигрышных ситуациях и отказ от продолжения игры

проявления позитивного отношения к отдельным игрокам (улыбки смех, жесты, позы);

проявляет удовольствие, демонстрируя владение бизнес-терминологией

коммуникационный
Коммуникации отказ от коммуникаций; подавляют интересы других игроков намеренно, демонстративно;

объединяются против сильного игрока

уважают интересы других игроков;

сотрудничают только с проверенными в игре партнерами;

стремление получения личной выгоды путем убеждения других различными методами;

при очевидном проигрыше пытается максимально усложнить жизнь сильному игроку

Договоренности с другими игроками отказ от договоренностей;

отказ от обмена товаров, даже если придется заплатить штраф;

обмен производится не рационально, на основе эмоций и дружбы

проявление готовности договариваться;

интересуются, чем могут помочь другим игрокам, и договариваются на обоюдовыгодных условиях;

обмен товарами производится на основе точного расчета и ситуации.

Данные характеристики поведения игроков следует рассматривать как качественные ориентиры наличия предикторов, но не как категоричный диагноз наличия или отсутствия склонности, одарённости к предпринимательской деятельности. По поведению игрока, описанному в столбце 3, мы можем предположить наличие у него потенциальных способностей к предпринимательской деятельности, позволяющей ему успешно заниматься бизнесом, в большей мере, чем у игрока, проявляющего в процессе игры поведение, описанное в столбце 2. Последний будет хуже себя чувствовать в ситуации неопределенности, необходимости риска и создания деловых отношений с другими людьми.

Заключение

 Научная новизна работы состоит в выделении и описании компонентов предикторов одарённости к предпринимательству среди детей 10-17 лет, проявляемых ими в игровой деятельности, посредством реализации игровой технологии «Выбираю Успех».

Организация факультативов и турниров по игре позволит не только диагностировать наличие скрытой одаренности в области предпринимательства у детей 10-17 лет, но и развивать когнитивные, эмоционально-мотивационные и коммуникативные компоненты их одарённости. Педагоги, которые освоят игровую технологию, также смогут развивать свою предпринимательскую успешность в новых рыночных условиях самозанятости.

Перспективной также представляется создание и верификации методики диагностики одарённости к предпринимательству у детей и молодёжи посредством игровой деятельности.

Список литературы

  1. Васина Н. В., Капранова М. В., Комаров А. И. Технологии разработки и апробации системы комплексной психодиагностики студентов и молодых предпринимателей // Вопросы региональной экономики. – 2010 2(2). – С. 106-113
  2. Козырева Н. А., Тимохов В. И. Национальная конкурентоспособность начинается с детства // Россия: тенденция и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН.ИНИОН. – М., 2016. Часть 2. — 744 с. ISBN 978-5-248-00821-6 c.110-115.
  3. Настольная игра: пат. 2111785 Российская Федерация, МПК6A63F 3/04, A63F 3/06/ Козырева Н.А.; заявитель и патентообладатель Козырева Н.А. – № 96123812/12 (030214); заявл. 14.12.1996. – опубл. 05.1998. Бюл. № 15.
  4. Формирование психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии: автореферат дис. … доктора психологических наук: 19.00.07 / Ханова Зоя Гаджиалиевна; [Место защиты: Ин-т образоват. технологий]. – Сочи, 2012. – 46 с.
  5. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Во­про­сы го­судар­ствен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния. – 2020. – № 1. – С. 60–85.
  6. Савенков А. И., Поставнев В. М., Воропаев М. В. Игра и игрушка как факторы развития исследовательского поведения ребенка // Игровая культура современного детства: сб. статей II Международной научно-практической конференции; под ред. Орловой И. А., Нисской А. К. и др. – М.: НАИР, 2018. – С. 35-39.
  7. Савенков А.И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 7–15. doi:10.17759/jmfp.2018070201
  8. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Юрайт, 2020. – 146 с.

The article presents a model for the diagnosis and development of gifted entrepreneurship in children aged 10-17 years in play activities,and identifies and describes the components of predictors of giftedness. The model of the game «Choose success» is described, which allows you to play the role of an inventor, industrialist, merchant and banker in a situation of market opportunities and uncertainty

Keywords: innovative entrepreneurship, gifted children, diagnostics in play activities, TRIZ

http://izvestia-ippo.ru/kozyreva-n-a-igrovaya-tekhnologiya-vybi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *