Костенко С.В. | РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В АВТОРСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЕ MEMORY SANDBOX

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

ГБОУ Школа №1788, магистрант института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Email: kostenkosv105@mgpu.ru

Научный руководитель: Козырева Нелли Арнольдовна, кандидат психологических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва

 В статье описано значение использования мнемотехнических приёмов как средства развития мнемических способностей, описана авторская компьютерная игра для развития мнемических способностей, приведены результаты диагностики эффективности мнемических способностей обучающихся 5-7 классов до и после участия в игровых сессиях.

Знание слов и словосочетаний является необходимой базой для успешной коммуникации и знакомства с иноязычной культурой. Согласно ФГОС: «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета» [9].

Перед преподавателями иностранных языков стоит двухкомпонентная задача: с одной стороны обучение лексики должно быть эффективным и быстрым, в то же время процесс должен быть увлекательным.

Значительный объём необходимый для освоения языка на базовом уровне требует оптимизации учебного процесса. Чем быстрее обучающийся сможет расширять свой словарный запас, тем быстрее и активнее он сможет использовать иностранный язык как в продуктивных, так и в репродуктивных видах речи [4, с. 17].

В процессе запоминания новых слов и выражений значимую роль имеют мнемические способности, которые В. Д. Шадриков определяет как «свойства функциональных систем, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» [10]. Согласно культурно-историческому подходу мнемические способности развиваются под влиянием обучения и влияют на его успешность.

В условиях ограниченного времени учащихся и необходимости запомнить существенный объём языковых единиц неизбежно встаёт вопрос эффективности используемых приёмов при изучении иностранных слов.

Одним из возможных решений данной задачи становится мнемотехника.

Определяя мнемотехнику, мы опираемся на дефиницию, предложенную П. Дуайе: «мнемотехника — это совокупность приёмов, направленных на творческую организацию материала, образное его кодирование, а также запоминание с помощью специальных приёмов и средств» [5, с. 101].

Что касается мнемотехнических приёмов, о которых речь пойдёт далее, то мы используем определение, предложенное И. Э. Мамиевой: «Мнемотехнические приёмы — это совокупность готовых, известных способов запоминания, хранения, узнавания и извлечения информации. Это именно то средство, которое позволяет воспитывать память, делать её стройной, восприимчивой» [6, с. 32]. Л.В. Бура описала различные мнемотехнических приёмов, которые позволяют запоминать любой вид информации [3].

Также в образовании существует тренд на использование информационных средств и геймификации для повышения вовлечения и мотивации [1].

В рамках нашей статьи мы сконцентрируемся только на тех приёмах, которые позволят запоминать именно лексические единицы. А также тех приёмах, которые возможно органично перенести в игровую цифровую среду Roblox, которая популярна среди детей и подростков.

Среда Roblox представляет собой гибкий инструментарий на языке программирования lua. С его помощью пользователи создают игровые уровни или полноценные игры, которые доступны для остальных пользователей на сайте roblox.com. Жанровый диапазон очень широк: от платформеров до шутеров и симуляторов.

В ходе анализа и отбора мнемотехнических приёмов мы отобрали несколько, которые подходят по двум необходимым нам критерия:

  1. Мнемотехнический приём должен помогать эффективно запоминать именно слова.
  2. Мнемотехнический приём должен позволять перенести его игровую среду Roblox.

Мы отобрали следующие мнемотехнические приёмы: Дворец памяти, Рифмы [8], Выдуманное слово (квазислова) [7].

Покажем, как эти приемы реализованы нами в компьютерной игре «Memory sandbox» в Roblox [2].

Первый уровень – дворец памяти. Дворец памяти – широко известный приём запоминания списков. Дело в том, что многие слова эффективнее всего учить по группам, например: еда, одежда, животные. Приём представляет собой мысленное расставление образов в помещении, которое хорошо известно обучающемуся.

Нами создана компьютерная игра в среде Roblox, где представлена модель школы. Ученику позволено расставлять в ней кубы с изображением изучаемых слов, таких как suit, necklace, gloves и прочее.

Второй уровень – рифмы. Приём рифмы также часто встречается в соответствующей литературе [8]. Он представляет собой создание рифм между словами, что позволяет создать между ними семантическую связь и яркий образ простой для запоминания.

В среде Roblox это реализовано нами через мини-игру, где обучающимся необходимо сортировать кубы с изображением слов так, чтобы образовалась рифма. Этот приём хорошо сочетается с предыдущим, так как ученики могут располагать в своём дворце памяти не разрозненные слова, а объединенные связью через рифмы.

Третий уровень – выдуманное слово. И самый «экзотический» приём, на наш взгляд – приём квазислов (выдуманные слова) [7]. Идеально подходит для запоминания словообразовательных суффиксов. Это актуально для обучающихся средних школ, которые испытывают трудности при выполнении соответствующего задания в рамках государственных экзаменов (как ОГЭ, так и ЕГЭ). Они не знают, какой суффикс какую часть речи образует. Данный приём позволит заполнить этот пробел.

В среде Roblox этот приём реализовали через игровую механику соединения кубиков. Игрок выбирает в специальной панели кубы с разными суффиксами, которые можно соединять в произвольном порядке на платформе, чтобы получилось слово. Например, выдуманное слово из суффиксов для образования существительных -ism, -dom, -ship. Из них может получится ship-ism-dom. Звучит необычно и при добавлении визуального образа, который может возникнуть у обучающегося, способно образовать крепкую ментальную связь.

Компьютерная игра «Memory Sandbox» апробирована нами с учащимися 5-7 классов школы №1788 во Внуковском. Участие приняли 52 человека. Перед началом апробации игр мы использовали метод развёртывания мнемической деятельности с целью замерить текущий уровень мнемических способностей. В оригинальной версии методики в качестве материала запоминания используется расположение линий. В нашем случае мы использовали английские слова.

На первом этапе обучающимся предлагалось запомнить 10 новых английских слов на время. Слова: fatigue, gratification, purpose, moisture, stubborn, lavish, snappy, slob, gasp, lamb.

На втором этапе экспериментатор проводил небольшой опрос с целью выяснить, каким образом испытуемый запоминал конкретные слова, какие приёмы он использовал.

В рамках данной статьи мы приведём результаты по показателю эффективности запоминания (используются ли операционные механизмы, такие как ассоциации, группировка и пр.). Они представлены на рисунке синим цветом (рисунок). По шкале x – число испытуемых.

Затем мы проводили серию игровых сеансов нашей игры memory Sandbox. Сеансы проводились в течение двух месяцев. Продолжительность каждого сеанса – 20-25 минут. Частота проведения – 3 раза в неделю. Сеансы проводились в формате групп по 8-10 человек из каждого класса. Так каждый испытуемый принял участие примерно в 24 игровых сессиях.

После окончания последней игровой сессии мы снова провели диагностику методом развёртывания мнемической деятельности и получили результаты, также представленные на рисунке оранжевым цветом.

Как видно из данных, после применения наших мнемонических игр сократилось число испытуемых, показавших очень низкую, низкую и ниже среднего эффективность запоминания, а также увеличилось число показавших очень высокую. Особый интерес вызывает положительная динамика числа испытуемых, показавших «средняя» (+41%), «выше среднего» (+42%), высокая (+50%) и очень высокая (+20%).

Рисунок. Оценка результатов показателя эффективности запоминания

В заключении отметим, что данная компьютерная игра поспособствовала развитию мнемических способностей обучающихся 5-7 классов. Игра размещена на сайте roblox.com и доступна для игрового и творческого использования. Преподаватели могут копировать её, гибко настраивать и задавать свои слова и выражения, которые станут материалом для развития мнемических способностей их учеников.

 

Список использованной литературы

 

  1. Dicheva D. et al. Gamification in education: A systematic mapping study //Journal of educational technology & society. 2015. Т. 18. №. 3. С. 75-88.
  2. Memory Sandbox by S.Kostenko: [Электронный ресурс]. URL: https://www.roblox.com/games/12989577533/Memory-Sandbox-by-S-Kostenko (Дата обращения: 03.04.2023)
  3. Бура Л.В., Чепурной Г.А. Мнемотехника в образовании: технологии эффективного усвоения информации // Проблемы современного педагогического образования. 2015. №. 47-2. С. 262-268.
  4. Основы методики обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. М.: Кнорус, 2017. 335 с.
  5. Дуайе П. Проблема обучения лексике // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1967. 440 с.
  6. Мамиева И.Э. Мнемотехнические приемы работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному: Дис… канд. педагог. наук. М., 2002. 157 с.
  7. Ревина Е.В. Использование мнемотехники при изучении иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. С. 91-92.
  8. Тихоненко М.А., Лазинина Е.В. Мнемоника в рамках иностранного (английского) языка // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 179-186.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2019. 61 с.
  10. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. Общество с ограниченной ответственностью Педагогика, 1990. С. 261

http://izvestia-ippo.ru/kostenko-s-v-razvitie-mnemicheskikh-sp/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *