Костенко С.В., Козырева Н.А. | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ROBLOX НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКУ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 5]

Костенко Станислав Васильевич, магистрант института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: staskostenko676@gmail.ru

Козырева Нелли Арнольдовна, кандидат психологических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: KozyrevaNA@mgpu.ru

 В статье приводятся актуальные дидактические проблемы, с которыми сталкиваются большинство преподавателей иностранного языка, в частности английского языка, и способы их решения на платформе Roblox. Описана разработанная игра с приёмами мнемотехники для обучения навыку словообразования.

Сегодня традиционные подходы и модели в системе образования сталкиваются с вызовом нового поколения – поколения «цифровых аборигенов» (от англ. digital natives, по М. Пренски). Дети привыкли воспринимать информацию очень быстро, им нравится заниматься несколькими делами одновременно, при этом они предпочитают визуальное представление информации ее текстовой подаче. Они привыкли получать мгновенную обратную связь и постоянное поощрение в виде наград и отдают предпочтение играм, нежели «серьезному» делу. Игры, основанные на трех основных компонентах (удовольствии, наградах и времени), становятся одной из самых влиятельных сил всего человечества – они способны без принуждения мотивировать людей совершать определенные действия в ситуациях, когда люди не всегда знают, насколько они хотят их совершать.

Поэтому геймификация сегодня активно применяется для повышения уровня мотивации и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Обучение разработке образовательных программ  на основе игровых технологий, проектированию игр, игровых механик и сюжетов организовано в программе магистратуры «Интеллектуальные игры»  Института психологии и педагогики образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». При изучении дисциплины «Методы и методики проектирования игр» мы познакомились с типовыми приемами изобретательства по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), методом фокальных объектов, морфологическим анализом и методикой повышения уровня новизны творческих продуктов [4], а также интерактивной платформой Roblox, которая предоставляет авторам быстрый метод и широкие возможности для воплощения разработанных сценариев образовательного процесса в компьютерную игру.

Современные исследователи заявляют об эффективности интерактивных платформ, в числе которых упоминают и Roblox [3]. Другие исследователи в сфере интеллектуальных игр и цифрового образования отмечают, что Roblox показывает высокую эффективность в интегрированном подходе обучения (CLIL – Content and language integrated learning), а также для изучения технических дисциплин – STEM (science, technology, engineering and mathematics) [1, 2]. Уже сейчас в каталоге созданных игр на Roblox можно найти такие, которые создавались специально для учебных целей по самым разным предметам: техническим, естественно-научным, гуманитарным. Привлекательными для игроков и  мотивирующими к решению учебных задач являются следующие особенности данной платформы: интерактивность (ученики активно участвуют в игре, коммуницируют и выполняют учебные задачи), персонализация (предусмотрена возможность гибкой настройки своего аватара и модели игрока, что позволяет проявить свою индивидуальность, а это особенно ценно для учеников подросткового возраста) и система вознаграждения (платформа предоставляет собственную виртуальную валюту, которую можно использовать в качестве награды ученикам за выполнение упражнений).

Roblox как игровая платформа представляет собой очень гибкий игровой инструмент со своим собственным игровым движком RobloxStudio. Она не требует серьёзных вычислительных мощностей устройства игрока – может использоваться даже самый простой смартфон, и приложение RobloxPlayer можно установить на любое устройство во всех популярных магазине приложений (PlayMarket, AppleStoreи т. д.).

Игры кодируются в системе объектно-ориентированного программирования, использующей язык программирования Lua для управления игровой средой. Данный язык программирования очень прост в освоении, и существуют обучающие курсы для его изучения даже для детей. Таким образом, простота освоения является ключевым достоинством платформы как дидактического инструмента.

Ввиду простоты использования, невысокого порога вхождения в творческий процесс и широких игровых возможностей пользователи платформы способны создать огромное количество своих собственных игр (в терминологии Roblox они называются «опытом» («experience»). Игры варьируются по жанрам от гонок до шутеров. Отдельно существуют уровни, воспроизводящие целый город с больницами, кафе, площадями и т.д. Игроки в таких играх отыгрывают какую-либо роль и общаются друг с другом.

Нами предпринято исследование возможности применения Roblox для обучения иностранному языку на основе использования мнемотехнических приёмов. Исследуя мнемотехнические приемы работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному, И. Э. Мамиева показала, что их использование эффективно и занимательно в ходе игровых упражнений, на них основанных [6]. Мы используем описанные приёмы для создания игр по обучению английскому языку.

Специфика преподавания иностранных языков как предмета заключается в ярко-выраженной практический и речевой направленности, о чём свидетельствует ФГОС. Задача преподавателя – научить обучающегося общаться на иностранном языке и решать ряд коммуникативных задач, которые также сформулированы во ФГОС. Отметим некоторые актуальные дидактические проблемы, с которыми сталкиваются большинство преподавателей иностранного языка, в частности английского языка, и способы их решения на Roblox.

  1. Прежде всего возникает проблема мотивации. Многие обучающиеся, особенно подросткового возраста, испытывают трудности при общении даже на родном языке, не говоря уже об иностранном. Roblox может поспособствовать развитию как минимум внешней мотивации для начала коммуникации на иностранном языке. Например, в обычном классе обучающимся приходится прикладывать изрядные усилия для представления ситуации: приём у врача, заказ в кафе, разговор на автобусной остановке и т. д. В то время как в виртуальной среде обучающиеся сразу погружаются в условную ситуацию, которая уже перестаёт быть условной. Ученики видят своего персонажа, видят собеседника в обстановке, приближенной к реальной, и даже способны взаимодействовать с предметами [5]. Нужно заказать конкретное блюдо в кафе – и вот через какое-то время его действительно приносят на стол. Мы считаем, что обстановка, приближенная к реальной, способна побудить учеников к речевой деятельности на иностранном языке.
  2. В современных учебно-методических комплексах словообразованию уделяется минимальное количество учебного времени, однако в государственных итоговых экзаменах основного образования (ОГЭ) и среднего образования (ЕГЭ) предусмотрены задания на словообразование. Учащимся необходимо прочитать текст и изменить часть речи предложенного слова так, чтобы оно подходило лексически и грамматически. Традиционно это задание вызывает значительные трудности. Причиной, прежде всего, выступает недостаточное владение формами слов иностранного языка. В такой ситуации ученик может понять, какая часть речи требуется в пропуске, но не может выполнить задание, поскольку такую форму слова не знает. Чтобы решить эту проблему с помощью Roblox возможно создание «дворцов памяти». Это мнемотехнический приём, при котором ученику нужно расположить слова в разных местах хорошо знакомого здания. Мы предлагаем смоделировать в Roblox уровень-школу, в которой ученики смогут расставить блоки с приставками, суффиксами и корнями. Например, на лестнице будут слова с суффиксом «ment», а в столовой – с приставкой «un».

Мы разработали игру, в которой ученикам для лучшего запоминания необходимо рассортировать корни слов по сочетаемости суффиксов. Например, среди нескольких корней необходимо выбрать те, которые сочетаются с суффиксом «ise» и положить их в соответствующую корзину.

Рисунок. «Дворца памяти» и квеста по словообразованию

На рисунке представлены скриншоты «Дворца памяти» и квеста по словообразованию.

Таким образом, используя описанные мнемотехнические приёмы и методы проектирования игр, мы разрабатываем новые игры для обучения иностранным языкам на образовательной платформе Roblox.

Список литературы

  1. Long R. U. Roblox and Effect on Education //Diss. Master’s Thesis, Drury University, Springfield, MO, USA. 2019.
  2. Mustafa N. H., Hafezah Hussein N., Baba S. English Language Problem-based Learning via user-generated 3D world Roblox Module: Need Analysis. 2020.
  3. Wardhana M. I. Learning Through a Social Gaming Platform //KnE Social Sciences. 2021. С. 221-226.
  4. Игровые технологии в образовательном процессе: учебно-методическое пособие / О. В. Цаплина, Н.А. Козырева, С.Н. Литвинова. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. 172 с.
  5. Ларицкая М.Г. Эстетика визуального стиля, реализация творческой потребности в играх и использование игр в образовательных целях на примере Minecraft // Культура и искусство. 2021. № 5. С. 1–11.
  6. Мамиева И.Э. Мнемотехнические приемы работы с лексикой на занятиях по русскому языку как иностранному: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2002. 157 с.

http://izvestia-ippo.ru/kostenko-s-v-kozyreva-n-a-obrazovatel/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *