ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН», аспирант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: ninelyna@rambler.ru
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
В данном исследовании представлена типология студентов, занимающихся киберспортом; в зависимости от направленности личности на процесс или результат, общение или деятельность в сфере компьютерного спорта вуза было выделено девять основных типов студентов-киберспортсменов.
Во многих странах мира на сегодняшний день компьютерный спорт (киберспорт, электронный спорт) является официально признанным видом спорта и одним из самых популярных. Массовое распространение электронный спорт получил и в России особенно среди студенческой молодёжи. Так, например, в третьем сезоне Всероссийской киберспортивной студенческой лиги, проходившей в 2018 – 2019 учебном году приняло участие 6 404 спортсмена из 231 учебного заведения. Проблемы компьютерного спорта широко освещаются в научных трудах, но на сегодняшний день не разработана типология студентов, занимающихся этим видом спорта. В научной литературе предложено множество типологий, как студентов, так и спортсменов [1,2,3,4,5]. Однако данные типологии не подходят для студентов-киберспортсменов. Студенческий компьютерный спорт раскрывает индивидуально-типологические особенности спортсменов в ином ракурсе, в ракурсе общественно-спортивной деятельности. Одной из особенностей студенческого киберспорта является активное участие самих студентов в организационной и управленческой работе, работе по продвижению киберспорта. Студенты, вовлечённые в сферу киберспорта, играют множество социальных ролей. Кроме этого студенческий киберспорт строится на добровольной основе, данное обстоятельство исключает какое-либо принуждение. Добровольность участия и разноплановость социальных ролей в сфере компьютерного спорта позволяет выбирать студентам различные способы самореализации в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Диагностирование индивидуально-типологических особенностей студентов, занимающихся компьютерным спортом, представляется значимым в контексте выбора педагогом (тренером, психологом) целесообразных средств, форм, способов организации деятельности в сфере киберспорта. Данное обстоятельство актуализирует создание типологии студентов, вовлечённых в сферу компьютерного спорта.
Целью нашего исследования является разработка типологии студентов-киберспортсменов.
Исследование проводилось на базе МГТУ «СТАНКИН».
Компьютерный спорт представляет собой тренировочную деятельность и состязательную активность между индивидуальными спортсменами или спортивными командами на основе спортизированных виртуальных игр. Киберспорт – это официально признанный вид спорта в нашей стране. Россия была первой страной, официально признавшей компьютерный спорт, это случилось в 2001 году. Однако в силу ряда объективных причин в 2006 голу киберспорт утратил свой официальный статус. Лишь в 2016 году удалось вернуть официальное признание киберспорта. В 2016 году этот вид спорта включили в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта, а в 2017 перенесли во второй раздел – виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне, где находятся такие виды спорта как баскетбол, волейбол, футбол и т.д.
Несмотря отсутствие официального признания киберспорта в течение 10 лет он активно развивался, в том числе и в студенческой среде. Для студентов московских вузов регулярно проводились турниры по различным дисциплинам компьютерного спорта. Однако в связи с институциональной недооформленностью компьютерного спорта, что выражается в отсутствии тренеров, материально-технического обеспечения, опыта работы секции по данному виду спорта значительная часть организационно-управленческой работы ложится на плечи самих студентов-киберспортсменов. Как мы уже указывали выше, студенты, вовлечённые в сферу киберспорта, играют множество социальных ролей. Все роли студентов в сфере киберспорта можно разделить на руководящие роли и роли помощников. К руководящим ролям относятся ответственные по киберспорту; ответственные кибердисциплине; ответственные по военно-тактическим играм, ответственные по танко-модельну спорту; менеджеры команд; капитаны команды; тренеры. Роли помощников: комментаторы; фотографы; видеоредакторы; разработчики сайтов; инструкторы мастер-классов; докладчики на форумах, конференциях, фестивалях; ведущие на соревнованиях; аналитики.
Кроме этого, многие виртуальные игры, являющиеся кибердисциплинами, имеют прототипы, которыми зачастую так же занимаются киберспортсмены уже в реальной жизни. Например, прототипом шутеров от первого лица (жанр компьютерных игр, где сражения происходят с использованием оружия и с видом от первого лица) являются военно-тактические игры (лазертаг, пейнтбол, страйкбол), прототипом игр в жанре технических симуляторов, в данном случае танковых, является танко-модельный спорт, посещение военных музеев. Прототипы виртуальных игр были названы нами «фоновыми» видами спорта и видами деятельности. В МГТУ «СТАНКИН» созданы условия для занятий «фоновыми» видами спорта и видами деятельности. Студенты регулярно принимают участие в соревнованиях по лазертагу и пейнтболу, посещают военные музеи. Кроме этого в вузе создана секция по танко-модельному спорту. Ежегодно по танко-модельному спорту проводятся соревнования в рамках межинститутской спартакиады, мастер-классы на спортивно-массовых праздниках.
Обилие видов деятельности в сфере компьютерного спорта позволяет продемонстрировать многообразие индивидуально-типологических особенностей личности, в основе которых лежит её направленность. Мы разработали типологию студентов, занимающихся киберспортом в зависимости от направленности личности на процесс/результат; общение/деятельность (рис. 1).
Рис. 1. Типология студентов-киберспортсменов.
Характеристика типов студентов-киберспортсменов.
- «Гармоничный». Хорошо разбирается в своей кибердисциплине, участвует в активностях, связанных с «фоновыми» видами спорта/видами деятельности. Обладает лидерскими качествами. Грамотно администрирует группу в социальной сети ВКонтакте. Не только руководит, но и принимает участие в работе. Всю важную работу старается делать сам. Требователен и к себе, и к другим, серьёзно относится к общему делу. Не только предлагает новые идеи, но и воплощает их в жизнь. Умеет вести переговоры, отстаивать свою точку зрения и интересы. Имеет достаточно высокий игровой рейтинг. Может играть множество ролей, как руководящих, так и помощников. Выбор ролей во многом зависит от интересов.
- «Лидер». Ориентирован на эффективное общение. Отличается проницательностью, понимает интересы людей, умеет стимулировать их деятельность, направлять, привлекать к различным видам активности. Разрешает конфликтные ситуации, умеет находить компромиссные решения. Ответственно относится к любому делу, за которое берётся. Знает, как развивать свою дисциплину в вузе, часто проявляет инициативу, предлагает новые идеи. Принимает самостоятельные решения и несёт за них ответственность. Зачастую раздаёт поручения другим киберспортсменам, контролирует их выполнение. Не всегда имеет высокий игровой рейтинг. Подходящие роли: ответственный по киберспорту; ответственный кибердисциплине, ответственный по «фоновому» виду спорта.
- «Спортсмен». Ориентирован на тренировочно-соревновательную деятельность. Основная цель – победа на соревнованиях. Здесь можно выделить два подтипа: спортсмен-профессионал и спортсмен-студент. Спортсмен-профессинонал кроме студенческого киберспорта выступает на профессиональном уровне. У спортсмена-профессионала обычно не хватает времени на регулярные тренировки со студенческой командой и во время соревнований игра строится на индивидуальной технике игроков и отличается плохой слаженностью. В связи с этим спортсмен-профессионал больше подходит в качестве замены. Спортсмены-профессионалы обычно не меняют кибердисциплин и в случае если их кибердисциплина не вошла в перечень дисциплин на студенческих турнирах не переквалифицируется и прекращают своё участие в студенческом спорте. Спортсмен-студент принимает участие в студенческих и любительских турнирах. Спортсмен-студент не только регулярно участвует в тренировках, но и организует их, большое внимание уделяет командной работе, разрабатывает тактические схемы. Требователен к партнёрам по команде. В случае если в студенческих соревнованиях удаляют его кибердисциплину, может относительно легко освоить другую кибердисциплину подобного жанра. Имеет высокий игровой рейтинг. Подходящие роли для спортсмена-профессионала: тренер; аналитик. Подходящие роли для спортсмена-студента: капитан по кибердисциплине; тренер; аналитик.
- «Организатор». Ориентирован на организационную сторону киберспортивных мероприятий. Деятельность организатора направлена на подготовку и проведение киберспортивных соревнований, мастер-классов в рамках спортивно-массовых праздников. Принимает участие в разработке положений и правил внутривузовских соревнований. Обычно тщательно планирует свою работу. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, связанных с техническими проблемами. Максимально использует информационно-коммуникативные средства, в том числе турнирные платформы, для повышения эффективности своей деятельности. Может иметь как высокий, так и средний игровой рейтинг. Подходящие роли: ответственный по киберспорту; ответственный кибердисциплине; разработчик сайтов; инструктор мастер-классов.
- «Общественник». Ориентирован на общественную деятельность, активно проявляет себя в совместной работе. Участвует в различных мероприятиях так или иначе связанных с киберспортом. Обычно добросовестно выполняет поручения. Не всегда генерирует новые идеи. Иногда, когда сталкивается с новыми обстоятельствами, нуждается в консультации и помощи. Может иметь как высокий, так и средний игровой рейтинг. Подходящие роли: менеджер команды; комментатор; фотограф; видеоредактор; инструктор мастер-классов; докладчик на форумах, конференциях, фестивалях; ведущий на соревнованиях.
- «Фанат». Ориентирован на кибердисциплину и на «фоновый» вид спорта/вид деятельности, являющейся прототипом данной дисциплины. Равномерно распределяет время между виртуальной игрой и её реальным прототипом. Обычно и в том и в другом виде спорта/деятельности преуспевает. Имеет достаточно высокий игровой рейтинг. Подходящие роли: капитан команды по кибердисциплине; капитан команды по «фоновому» виду спорта; инструктор мастер-класса кибердисциплине, инструктор мастер-класса по «фоновому» виду спорта; аналитик.
- «Реалист». Ориентирован на конкретный «фоновый» вид спорта/вид деятельности. Интересуется больше реальным прототипом виртуальной дисциплины, чем компьютерным спортом. Киберспортсмен, относящейся к данному типу и занимающейся танковыми симуляторами, часто читает документальные статьи и смотрит документальные фильмы про военную историю и технику. Обычно имеет средний игровой рейтинг. Роли: капитан команды по «фоновому» виду спорта, инструктор мастер-класса по «фоновому» виду спорта.
- «Геймер». Ориентирован на виртуальные игры. Относится к занятиям компьютерным спортом только как к возможности играть в любимые игры. Зачастую увлекается несколькими компьютерными играми. Интересуется личными достижениями в игре, делает ставку на индивидуальные действия, а не на командную работу. Нерегулярно посещает тренировки. Предъявляет высокие требования к товарищам по команде, свои ошибки признавать не любит. Как правило, имеет достаточно высокий игровой рейтинг. Обычно долго не задерживается в киберспорте.
- «Тусовщик». Ориентирован на общение, развлечения. Занятие компьютерным спортом рассматривает, как возможность найти друзей для организации интересного досуга. Отдаёт предпочтение «живому» общению. Отличается оптимизмом, общительностью, легко переносит поражения на соревнованиях, не предъявляет высоких требований ни к себе, ни к партнёрам по команде. Поддерживает идеи проведения тренировок в компьютерных клубах и другие выездные мероприятия. Может посещать киберспортивные турниры в качестве болельщика. Особенно хорошо получается импровизация. Обычно имеет средний игровой рейтинг. Подходящие роли: комментатор; фотограф; инструктор мастер-классов; докладчик на форумах, конференциях, фестивалях; ведущий на соревнованиях.
Выводы. Таким образом, в представленном исследовании мы показали широкий диапазон общественной деятельности студентов-киберспортсменов, разноплановость социальных ролей в студенческом электроном спорте, дополнительные увлечения студентов, занимающихся компьютерным спортом. В зависимости от направленности личности (на процесс/результат; общение/деятельность) в многогранной сфере студенческого киберспорта, было выделено девять основных типов студентов: «гармоничный», «лидер», «спортсмен», «организатор», «общественник», «фанат», «реалист», «геймер», «тусовщик».
Список литературы
- Авраамова Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е.М. Авраамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // Социология образования. 2015. №12. С. 2.
- Бобахо B.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бобахо, С.И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 56-65.
- Филоненко В.И. Студенчество современной России: проблемы типологизации / В.И. Филоненко // Философия права. 2009. №2. С. 29-34.
- Шевцов В.В. Взаимосвязь типологии высшей нервной деятельности спортсменов рукопашного боя и стиля ведения поединка / В.В. Шевцов // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. №4. С. 94-98.
- Эльмурзаев М.А. Типология субъектов физкультурно-спортивной деятельности / М.А. Эльмурзаев, А.А. Батукаев, К.Ш. Дунаев // Известия чеченского государственного педагогического института. 2012. № 1(6). С. 50-54.
http://izvestia-ippo.ru/korchemnaya-n-v-individualno-tipologi/