Копченова Ю.С., студент 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ,
kopchej@mail.ru.
Чибисова В.А., студент 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ,
vero.nikac@yandex.ru.
Научный руководитель: Муродходжаева Наталья Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ,
MurodkhodzhaevaNS@mgpu.ru
В данной статье рассматривается анимация в качестве инновационной арт-технологии. Представлены особенности педагогической технологии анимации. Её влияние на развитие ребёнка.
Детство – уникальная пора, когда закладывается фундамент личности ребёнка. Детский мир отличается от мира взрослых. В нём много сказочного и невероятного. Поэтому и педагогические технологии должны вызывать эмоциональный отклик и развивать не только логическое мышление, но и воображение. Одной из таких технологий является анимация.
Анимация – производное от латинского «anima» («душа»), следовательно, анимация означает оживление или одушевление. Это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения [1].
Анимация уникальна в характере своей творческой деятельности, поскольку в ней могут реализоваться все виды детского художественного творчества (рисование, лепка, аппликация). Любые материалы (например, природные: шишки, жёлуди, листья; ткани, бумагу, песок, пластилин, краски, куклы и другое), которые безопасны, могут использоваться в его деятельности.
Педагоги выбирают технологию анимации, поскольку она комплексно развивает ребёнка. Его речь, мелкую моторику, коммуникативные навыки, понимание эмоций и их выражение, умение логически последовательно рассуждать, волевые качества, художественно-эстетическое восприятие.
При создании анимации ребенок учится правильно употреблять слова, строить предложения, составлять самостоятельно небольшие рассказы и вкладывать в них определенный смысл.
При озвучивании анимации ребенок пробует правильно выбирать темп повествования, эмоционально окрашивать свой голос, расстанавливать интонационные паузы и многое другое. Все это в комплексе способствует речевому развитию ребенка.
Во время творческой деятельности при создании персонажей и декораций, ребенок лепит, склеивает, складывает и выполняет множество других действий, которые развивают его мелкую моторику. Также он развивает свою координацию в системе глаз-рука и пространственную ориентацию. При составлении композиций ребенок учиться правильно определять расположение и размеры в пространстве: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
Ребенок приобретает навыки разрешения конфликтов: слушать и слышать других, что потом станет основой для его успешного социально-коммуникативного развития.
Что делает анимацию инновационной технологией? Обратимся к понятию технологии.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели [5].
Арт-технология (от анг. art – «искусство, мастерство») – новое перспективное направление в современном образовании. В её основе находится тот или иной вид искусства [4].
В качестве критериев для выделения инновационных технологий, как правило, служат: наличие новых учебных предметов и учебных программ, введение альтернативных методик обучения, новых учебно-методических комплексов, иная организация учебного времени, введение в педагогическую практику новых подходов и тому подобное [5].
Среди этих критериев наиболее выражены в анимации как инновационной технологии: новые учебные программы (например, Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» в соавторстве Муродходжаевой Н.С, Амочаевой И.В., Пунчик В.Н. об этом подробнее см. [3]), введение в педагогическую практику новых подходов.
Обратимся к последнему критерию подробнее. Для создания мультфильма необходимо использование специальных технических средств: камеры, устройство для аудиозаписи, специальная компьютерная программа (например, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio, iMovie). Также в зависимости от вида анимации, могут понадобиться дополнительные материальные средства (например, стол для песочной анимации, куклы для кукольной анимации, пластилин для пластилиновой анимации и так далее).
Со всеми техническими и материальными средствами ребёнку необходимо познакомиться, научиться самостоятельно пользоваться, узнать разные способы и приемы работы с различными материалами.
Таким образом, реализуется практико-ориентированный подход к обучению. Действительно, создание мультфильма похоже на реализацию проекта, в котором существуют некоторые последовательные ступени.
Такие как, написание сценария, создание персонажей и декораций, распределение ролей, съемка, монтирование, озвучивание.
Особенность анимации в том, что каждый ребёнок выполняет роль одновременно сценариста, режиссёра, художника, аниматора [2].
Дело в том, что создавая мультфильм, ребёнку (даже при работе в группе), необходимо учитывать множество параметров: положение персонажей при съемке; последовательность кадров; натуралистичность в движениях, позах, очертаниях, пространственном расположении; последовательность в сценарии; эмоциональное состояние героев; звуковое сопровождение; учитывать сочетания материала, цветовых композиций и другое.
Ребёнок осваивает также умение предвосхищать как эмоции персонажей, так и их телесное выражение. Для этого ему необходимо медленно изменять положение конечностей (например, в кукольной и пластилиновой анимации) таким, образом, чтобы из их положения было логически понятно какая поза, мимика, движение будет следующим. Это сложное умение, которое основывается на синтезе умения наблюдать, анализировать, делать выводы, сравнивать с натуральными объектами. Это оставляет как большой простор для творчества, так и для экспериментирования, и для моделирования.
Также стоит отметить, что использование компьютерной программы, позволяет менять последовательность съемки кадров.
Съемка может идти как от логического начала до логического конца, так и наоборот. Например, морковка, которая вырастает из земли. Может быть заснята как последовательно она растёт, при этом будет прибавляться её размер. Так и наоборот. Съемка может идти в обратную сторону: от морковки последовательно отделяются части, и она уменьшается в размере. Но при обработке в программе слайды меняются местами, и морковка вырастает на наших глазах.
Анимация позволяет логически построить рассуждение и от начала действия и от его конца. А главное, увидеть результат своими глазами.
Таким образом, анимацию инновационной технологией делает, не только практико-ориентированный подход, но и использование новых технических средств, а также принятие на себя одновременно несколько ролей (сценариста, режиссёра, художника, аниматора), учитывание одновременно множества параметров (сюжетных, эмоционально-выразительных, художественно-эстетических), умение предвосхищать события, эмоции и их выражение.
Занятия по созданию мультфильма могут быть интегрированным, а также осуществляться в качестве инновационных проектов.
Список литературы:
- Вертякова Э.Ф. Мультипликация в художественно-творческой деятельности будущих учителей начальных классов / Э.Ф. Вертякова, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина // Вестник ЮУрГГПУ. – 2019. – №4. – С.104-109
- Куркова Н.С. Анимационное кино и видео: азбука анимации: учебное пособие для вузов / Н.С. Куркова. – 2-е изд. – М: Издательство Юрайт; Кемерово: Изд-во КемГИК, 2019 – 234 с.
- Муродходжаева Н.С Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» / Н.С. Муродходжаева, И.В. Амочаева, В.Н. Пунчик . – М.: Бином, 2021. – 208 с
- Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4, № 3.- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf/
- Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1: учеб.-метод. пособие / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с
http://izvestia-ippo.ru/kopchenova-yu-s-chibisova-v-a-animaciya-ka/