Коновалова Е.Г. | ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: eka97@yandex.ru

Научный руководитель:

Ларионова Л.И.

доктор психологических наук, профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА» 

В данной статье рассмотрены понятия креативности, творчества, творческой деятельности, проведен анализ соотношения данных понятий. Современному обществу необходимы люди, обладающие креативностью, способностью нестандартно мыслить, смотреть на проблему с разных точек зрения, проявлять творческие способности. Данные понятия лежат в одном смысловом поле, но их не следует отождествлять.  Под креативностью понимается способность к творчеству, способность порождать новые идеи, находить оригинальные пути решения. Креативность начинает формироваться в раннем детстве и многие ученые считают, что ей необходимо обучать и обучаться. Также термин «креативность» понимается как уровень творческой одаренности, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Творчество рассматривается как деятельность человека, направленная на создание чего-либо нового (как для всего мира, так и для самого человека).  В настоящее время понятия креативность и творчество изучаются в различных направлениях. Психологами исследуются творческое мышление и креативность в контексте проблемы одаренности и ресурсного подхода.  Проблема креативности и творчества нуждается в дальнейшем исследовании. Необходима разработка технологий развития этих процессов на раннем этапе онтогенеза.

Современное общество динамично развивается и прогрессирует. С каждым днем количество информации увеличивается, становится все больше открытий в области науки и техники, человеку становится все сложнее создавать новые продукты деятельности, совершать открытия. Появление современных технологий, новых профессий требует от человека креативности, творческого мышления.

Все эти качества закладываются у человека в детстве. Ребенок с самого рождения выступает маленьким исследователем, творцом, который проявляет интерес ко всему, что окружает его в этом мире. Перед современным образованием стоят задачи развития креативности, творческого мышления, роста личности обучающихся. Особенно эти процессы касаются начальной школы. В начальной школе дети учатся анализировать, понимать, развиваются такие процессы как мышление, восприятие, память, воображение.

Это происходит на уроках русского языка, рисования, математики и др. Уроки технологии позволяют ученикам создавать такие продукты деятельности, в которых каждый ребенок сможет проявить свое индивидуальное видение. На уроках у детей развиваются творческие способности, они учатся работать в команде, оценивать результаты своей деятельности, созданные ими продукты, также ученики учатся оценивать результаты своих одноклассников.

Изучением проблемы развития креативности занимались известные психологи, как отечественные, так и зарубежные: (В.М. Аллахвердов, Д.Б. Богоявленская, А.Б. Брушлинский, А.Н. Воронин, Л.С. Выготский, Ч.М. Гаджиев, Н.М. Гнатко, Дж. Гилфорд, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, Е.П. В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Н. Лук, В.А. Моляко, Я.А Пономарев, Л.М. Попов, В.Н. Пушкин, Е. Торренс, Д.В. Ушаков, Н.В. Хазратова, М. Чиксентмихайи, С.Р. Яголковский, П.М. Якобсон и другие).

Понятие «креативность» рассматривается в педагогических и психологических словарях. В общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Это понятие происходит от лат. creative — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество. Креативность описывается как способность человека порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, отклоняться от традиционных схем мышления, находить оригинальные решения.

Креативность определяется как творческие способности человека, проявляющиеся в общении, мышлении, чувствах, в различных видах деятельности, характеризующие отдельные стороны личности или личность в целом, продукты деятельности, процесс их создания. Она рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

Л.И. Ларионова [3] рассматривает креативность как один из структурных компонентов одаренности и изучает его развитие у обучающихся в разных жизненных ситуациях. В настоящее время актуальным является изучение креативности в рамках ресурсного подхода. В качестве одного из важных ментальных ресурсов креативность выделяется наряду с интеллектом и духовностью (Л.И. Ларионова).

Американские психологи (Е.Торренс, Дж.Гилфорд) определяют креативность как творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность. Они рассматривают креативность как способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, как способности отказываться от стереотипных способов мышления. Зарубежными психологами выделены четыре аспекта понимания креативности: креативный процесс (как способности), креативный продукт, креативную личность и креативную среду.

Ученый М. Чиксентмихайи [5] в своей книге определяет креативность как культурный эквивалент биологической эволюции и выделяет три составляющих креативности: культуру, содержащую символические правила; человека, который привносит нечто новое в культуру; группу экспертов, которые анализируют новую идею и признают ее.

Другие психологи (Д.Б. Богоявленская и др.) определяют креативность как глубинное личностное свойство, выражающееся в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом, также как ситуативно-нестимулированную активность. Системообразующим фактором творчества выделяет интеллектуальную активность. Она выделяет метод, который называется «Креативное поле» и предполагает следующие принципы: отсутствие внутренней и внешней стимуляции, отсутствие «потолка» в исследовании объекта (в целом деятельности), отсутствие ограничений по времени и многократность эксперимента. По мнению отечественных психологов, (В.Н. Дружинина и др.), креативность является культуральным изобретением. Это означает, что креативности надо обучать, создавать креативную среду и тогда ребенок, достигая высокого уровня развития креативности, создает творческий продукт.

Некоторые зарубежные психологи (Эдвард де Боно и др.) также солидарны с мнением, что креативности необходимо обучать и обучаться. По их мнению, любой человек способен к развитию нестандартного мышления. Они считают, что творческий подход необходимо применять во всех сферах нашей жизни.

Для развития творческой деятельности необходимы творческие способности (В.Д Шадриков Р.С. Немов). Многие ученые (Дж Гилфорд, В.П. Зинченко и др.) связывают творческую деятельность с творческим мышлением. Творческое мышление направленно на решение проблемных, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Ученые (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.) отмечают значимость связи ребенка с окружающим миром. Особенно актуальна проблема развития творческих способностей детей в условиях современной социальной ситуации, связанной с цифровизацией образования. Л.И. Ларионова [2] отмечает, что на интеллектуальное развитие современных детей влияет интенсивность использования различных гаджетов. Особенно это касается образного и пространственного мышления, которые играют важную роль в творческом процессе.

Многие исследователи (Д.К. Кирнарская, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев и др.) высказывают мнение, что с раннего возраста необходимо развивать различные виды творческих способностей у детей: музыкальные, литературные, художественные и др.

Известные отечественные психологи (Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. В качестве основных составляющих творческой модели выделяется: система, компонент, процесс и продукт. Разработана модель структурно-уровневой организации психологического механизма творчества. Она включает бессознательную сферу и неосознаваемые действия человека, которые на определенном этапе переходят во внезапное озарение, способствующее решению проблем и созданию творческого продукта. Выделяются уровни развития действий от интуитивных до логических. Функция интуитивного  —  созидание чего-то нового, функция логического его анализ и подтверждение. Исследователи отмечают основные стадии творческого процесса (возникновение темы, проблемы; анализ ситуации, осознание проблемы; работа над решением проблемы; возникновение идеи, решения (инсайт); оценка полученного результата). Выделение стадий достаточно условно, но на этих этапах видно соотношение работы сознательного и бессознательного, направленных на решение проблемы.

Рассмотрим, как понятие «творчество» трактуется в современной психологической литературе. Творчество рассматривается как в широком смысле слова, так и в узком. В широком смысле творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продуты). В узком смысле — это человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность.

А.Н. Лук [4] считал, что на пути к творчеству необходимо не бояться стремиться к новым прогрессивным идеям, полагаться на творческие идеи других людей и применять их. Автор рассматривал разнообразные факторы, способствующие творчеству, такими являются мотивация, острота восприятия, интуиция, логика, творческие способности.

Классик отечественной психологии Л.С. Выготский [1] определял творческую деятельность как создающую нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Многие исследователи указывали на связь творчества с другими процессами. Л.С. Выготский [1] описывал неотъемлемую связь творчества и воображения. Он считал, что основы творчества закладываются у ребенка в раннем возрасте, необходимо всячески развивать творчество и воображение у ребенка посредством игры, рисования, литературы, музыки и других сфер. Также творчество связано с памятью, вниманием, восприятием.

Американские психологи внесли существенный вклад в развитие понятия творческое мышление (Дж. Гилфорд, Е. Торренс) они выделяют такие критерии как: оригинальность, способность видеть объект под другим углом, способность менять восприятие объекта, способность продуцировать идеи в разных ситуациях.

Соотнеся рассмотренные понятия креативность и творчество, можно сделать вывод, несмотря на то, что эти понятия лежат в одном смысловом поле, их не следует отождествлять. Если под творчеством понимается особый вид деятельности, то креативность — это способность к этому виду деятельности.

Мотивация к творчеству может быть к процессу, к конечному продукту. Жизненный путь творческих людей очень сложный. Исследователи (Дружинин и др.) отмечают, что они должны выработать распорядок дня, включающий отдых. Тогда использованные ресурсы будут восстанавливаться, а человек проживет долгую творческую жизнь.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показал, что в настоящее время креативность и творчество изучается в различных направлениях. Многие ученые отмечают что креативность связана с созданием новых продуктов и что все эти процессы начинают формироваться в раннем детстве. Психологами исследуются творческое мышление и креативность в контексте проблемы одаренности и ресурсного подхода.  Проблема креативности и творчества нуждается в дальнейшем исследовании. Необходима разработка технологий развития этих феноменов на ранних этапах онтогенеза.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  2. Ларионова Л.С. Социальная адаптация одаренных детей. Журнал прикладной психологии. 2002. №1. С. 32-37
  3. Ларионова Л.И., Горбунова А.Ю. Сравнительное исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях цифровой среды. В сборнике: Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. Сборник научных статей. 2020. С. 465-469.
  4. Лук А.Н. Мышление и творчество. Философская библиотечка для юношества. М.: Изд-во Политической литературы, 1976 г. С. 144.
  5. Чиксентмихайи М., Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / Чиксентмихайи М [Пер. с англ. И. Ющенко]. — М.: Карьера Пресс, 2013. 528 с.

http://izvestia-ippo.ru/konovalova-e-g-ponyatie-kreativnosti/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *