Комарова Дарья Максимовна | ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОДУКТИВНОЕ СРЕДСТВО НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

tankovichdm442@mgpu.ru

Студент 5 курса ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

Направление: педагогическое образование с двумя профилями подготовки: начальное образование и английский язык

Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков МГПУ Апарина Ю.И.

 В статье рассматривается роль театрализованной деятельности в процессе обучения английскому языку. Автор описывает методы и приемы, способствующие развитию лингвистических умений обучающихся посредством театрализованных постановок и ролевых игр. Особое внимание уделяется совершенствованию произношения, обагощению словарного запаса, формированию уверенности в себе, развитию креативности и социальной активности. Автор подчеркивает важность интеграции театрализованной деятельности в учебный процесс как эффективного инструмента для достижения высоких результатов в обучении английскому языку и повышению социальной активности обучающихся.

The article examines the role of theatrical activities in the process of teaching English. The author describes methods and techniques that contribute to the development of students’ language skills through theatrical games, performances and role-playing exercises. Special attention is paid to how such activities contribute not only to improving pronunciation and expanding vocabulary, but also to building self-confidence, developing creativity and social activity. The conclusion emphasizes the importance of integrating theatrical activities into the educational process as an effective tool for achieving high results in teaching English and not only.

В начальный период ознакомления с новым иностранным языком вызывает у младшего школьника интерес, однако традиционная система организации обучения сводиться к монотонному заучиванию лексики и грамматических конструкций. Ежедневные занятия проводятся по стандартному плану: проверка домашнего задания, фронтальный опрос, изучение новой темы и ее отработка посредством похожих друг на друга упражнений. Подобная монотонность рушит дальнейшую мотивацию школьника к изучению английского языка.

Имея в арсенале творческие идеи, такие как ролевые игры, чтение пьес, сценические постановки, учитель английского языка способен стимулировать учеников начальной школы изучать предмет с энтузиазмом. Такие виды работ способствуют развитию воображения и художественных способностей каждого из учащихся. Важно помнить, что задачей учителя не является сделать постановку идеальной, главное, чтобы во время репетиций стояла атмосфера творчества и вдохновения.

Первоклассник, основным видом деятельности которого была игра, в краткие сроки овладевает новым статусом – ученик, а его вид деятельности также резко сменяется на учебную. В условиях монотонности всех занятий ребенок моментально теряет мотивацию к обучению. Во втором классе уроки английского языка представляют собой определенную сложность: иной алфавит, новые правила, другие грамматические основы и необходимость заново учиться читать на иностранном языке. В такой ситуации учителю английского языка необходимо разнообразить занятия ролевыми играми. Однако, как указывает в своем исследовании Ю.И. Апарина, педагогу необходимо совершенствовать свою дидактическую речь для оказания максимально продуктивного воздействия на обучающихся в процессе раннего иноязычного образования [1, с. 263].

 

Ролевая игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил [1]. Учащиеся принимают на себя роли персонажей и взаимодействуют друг с другом в заданных сценариях. Такая игра позволяет развить разговорные навыки, улучшить произношение и расширить словарный запас. На начальном этапе изучения иностранного языка, то есть 1-2 класс, ролевые игры являются одним из наилучших вариантов разнообразить монотонность уроков. Далее по мере уровня и готовности класса можно подключить и другие виды театрализованной деятельности:

  1. Импровизация. Участники на ходу создают диалог или сценку, что способствует развитию креативности и способности реагировать на различные ситуации;
  2. Чтение пьес. Анализ и исполнение текстов пьес помогает учащимся лучше понять структуру языка, интонацию и эмоциональную окраску речи;
  3. Сценические постановки. Подготовка и показ спектаклей требуют глубокого понимания текста, что способствует улучшению навыков чтения и письма;
  4. Театральные игры. Игры, такие как «Эмоции» или «Ассоциации», помогают развивать невербальные навыки общения и уверенность в себе;
  5. Работа в группах. Совместное создание сценариев или диалогов способствует развитию командной работы и коммуникативных навыков;
  6. Запись и анализ: Запись выступлений учащихся позволяет им увидеть и услышать себя, что помогает выявить области для улучшения. Важность использования цифровых технологий в процессе обучения младших школьников иностранному языку подчеркивает в своем исследовании Ю.И. Апарина [2, с.105].

Эти методы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и стимулируют к дальнейшему обучению языка.

А.С. Комаров в своей методике предоставил более 15 различных пьес, которые уже готовы к использованию на уроках. Но важно уделить внимание порядку постановки пьесы на уроке.

Для начала учителю необходимо коротко изложить план работы над постановкой. Немаловажную роль играет ознакомление детей с автором пьесы или другими его произведениями. Затем стоит уделить внимание учащихся на правильность произношения некоторых слов, а также пояснить другие сложные элементы, если таковые имеются.

Далее можно приступать к первичному прослушиванию. Оно необходимо для подбора правильной интонации и выразительности каждого из героев пьесы. Распределение ролей происходит в соответствии с особенностями каждого ребенка, его уровня владения иностранным языком, способностью к запоминанию текста, владение своим телом, артикуляцией и мимикой. В случае, если учащиеся обладают высоким уровнем владения языка, можно рассмотреть и другие варианты распределения ролей, например: по желанию, жребий и тп. Затем следует индивидуальная работа, учащиеся самостоятельно изучают свою роль и заучивают текст. Учитель в это время выполняет роль координатора. Переход к групповой работе, то есть первой репетиции, состоит, когда все учащиеся примерили на себя свои роли и выучили текст.

После нескольких репетиций и получения хорошего и стабильного результата, можно выступать. Заранее учитель должен продумать и осведомить учащихся о самом мероприятии. Это может быть школьное мероприятие, посвященное какому-либо празднику, выступление для родителей или старшеклассников, запись на видеокамеру и тп. Постановка пьесы, может быть, как урочной деятельностью и разделена на 2 или более занятий, так и внеурочной [4].

Современные технологии нередко мешают детям обретать «образ Я», а педагогика искусства помогает маленькой личности не потерять себя [3]. Таким образом, театрализованная деятельность на уроке иностранного языка способствует не только развитию в изучении языка, но и формированию уверенности в себе, креативности, социальной активности и собственной идентичности в целом.

Список источников

  1. Апарина, Ю. И. Адаптация методов и средств дидактического воздействия как условие профессиональной подготовки студентов двойного профиля подготовки в педагогическом вузе / Ю. И. Апарина // Большая конференция МГПУ : сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28–30 июня 2023 года. Том 3. – Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. – С. 258-264. – EDN DTNRIO
  2. Апарина, Ю. И. Цифровая среда и дидактическая речь как факторы формирования эмоционального интеллекта младших школьников на уроках иностранного языка в условиях инклюзивного обучения / Ю. И. Апарина // Мир образования — образование в мире. – 2022. – № 2(86). – С. 100-106. – DOI 10.51944/20738536_2022_2_100. – EDN IMUGMA.
  3. Мухудадаева Р.А. Ролевые игры на уроках английского языка // Инновационная наука. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-na-urokah-angliyskogo-yazyka-2 (дата обращения: 20.09.2024).
  4. Комаров, А. С. Методика обучения английскому языку. Игры и пьесы : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. С. Комаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06765-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540679 (дата обращения: 20.09.2024)
  5. Климова Т. А., Косинец Е.И., Никитина А. Б. Театральная педагогика в современной школе / Т. А. Климова, Е.И. Косинец, А. Б. Никитина. – Текст: непосредственный // Искусство. Всё для учителя! – 2012. – №8. – С. 2–6. (дата обращения: 20.09.2024)

 

http://izvestia-ippo.ru/komarova-darya-maksimovna-teatraliz/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *