Клер Ю.Д. | ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 2]

Клер Юлия Дмитриевна

Студент 5 курса бакалавриата Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки — начальное образование, иностранный язык).

Научный руководитель: к.п.н., доцент Апарина Юлия Игоревна

В данной статье рассматривается использование игровых технологий на уроках иностранного языка для формирования умения говорения у младших школьников, приводятся примеры образовательных игр.

This article is about the using of game technologies in foreign language lessons to form the speaking skills of primary school children. This articlealso contains some examples of educational games.

Изучение иностранных языков способствует развитию памяти, внимания, воображения и логического мышления, а также помогает ребёнку выработать толерантное отношение к представителям других культур.

Знание иностранного языка позволяет осуществлять межличностное, профессиональное и межкультурное общение с представителями других культур [5], в связи с чем его изучение всегда остаётся актуальным. Для того, чтобы овладеть иностранным языком, нужно совершенствовать четыре вида речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. Особое внимание стоит уделять говорению, поскольку в современной школе часто можно столкнуться с ситуацией, в которой ученик понимает иностранную речь, умеет читать и писать на иностранном языке, но из-за недостатка практики общения испытывает трудности с тем, чтобы сказать на нём несколько простых фраз.

Говорение – форма устного общения, которое осуществляется средствами языка. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме [3]. Обучение говорению предполагает формирование умения строить монологические высказывания, а также использовать диалогическую речь. По определению Г.В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом [4]. Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми. На уроках иностранного языка очень важно в одинаковой степени развивать у учеников и умение строить монологические высказывания, и умение принимать участие в диалоге.

Одним из наиболее эффективных способов обучения говорению на уроках иностранного языка является использование игровых технологий. Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, мотивирует их к самостоятельному поиску ответов на возникающие в процессе игры вопросы, а также способствует активации уже имеющегося у детей опыта [5]. Использование игровых технологий также позволяет педагогу помочь обучающимся преодолеть страх совершить ошибку во время процесса говорения, мотивировать их к проявлению активности на уроках иностранного языка, а также формировать интерес к своему предмету. Особенно целесообразно применение игровых технологий во время обучения младших школьников, поскольку они только недавно попрощались с дошкольным детством, во время которого ведущей была игровая деятельность, и всё ещё проявляют большой энтузиазм к игре. Как отмечает в своем исследовании Ю.И. Апарина, вербальное воздействие учителя способствует повышению мотивации младших школьников к изучению иностранного языка [2, с. 72].

Одна из наиболее универсальных игр – «Кто я?». Многие дети хорошо знакомы с русской версией этой игры, поэтому запоминание правил не должно вызвать у них затруднений. Выбирается один человек из группы, которому предлагается надеть на голову специальный обруч с карточкой. На карточке может быть изображение какого-либо предмета или персонажа или надпись, сообщающая о том, кем «является» ведущий игрок (также возможен вариант со стикером вместо обруча). Задача ведущего игрока – угадать, кем он является, задавая вопросы, на которые другие участники игры могут ответить «да» или «нет». Стоит отметить, что в процессе данной игры возникает живой диалог между ведущим игроком и остальными участниками. Ведущий игрок учится задавать вопросы, в рамках игрового процесса ему не так страшно ошибиться, как при выполнении обычных упражнений, а использование иностранного языка становится в его глазах более целесообразно – он задаёт вопросы не из-за того, что учитель дал такое задание, а чтобы победить в игре. Остальные участники отвечают «ведущему» игроку, подтверждая или опровергая его предположение, что также развивает их коммуникативные навыки. Данную игру можно адаптировать к различным темам урока, также можно варьировать сложность игры в зависимости от уровня владения иностранным языком класса.

Вторая игра, направленная на развитие умения участвовать в диалоге на изучаемом языке – «Что изменилось?». Ведущий игрок на пару минут выходит из класса, после чего в классе происходят некоторые изменения (например, несколько учеников меняются местами, а на доске появляется новая надпись). После того, как ведущий игрок возвращается в класс, он делится с окружающими своими догадками на тему того, что изменилось («Таня и Петя поменялись местами?», «На доске появилась новая надпись?»). Остальные игроки отвечают на его вопросы. Помимо развития коммуникативных навыков, данная игра позволяет активизировать лексику по теме «Школа», вспомнить предлоги места, а также отработать использование настоящего и прошедшего времени.

Игра «Угадай, что на картинке» также способствует развитию коммуникативных навыков. Один из учеников выбирается в качестве ведущего, остальные обучающиеся делятся на несколько команд. Участникам каждой из команд по очереди предоставляется возможность задать вопрос, связанный с тем, что изображено на картинке, которую видит только ведущий игрок («На этой картинке есть цветы?», «Есть ли на этой картинке лес?» и так далее). Ведущий игрок отвечает на все вопросы («Да, на этой картинке есть цветы», «Нет, на этой картинке не изображён лес») и присуждает очки тем командам, на вопрос которых дал положительный ответ. Разнообразие изображений на картинках может быть ограничено темой урока, количество ведущих игроков может изменяться (возможен вариант, в котором ведущий игрок один, но также возможен и вариант, в котором у каждой команды есть свой ведущий игрок, который отвечает на их вопросы).

«Снежный ком» — игра, направленная на развитие умения строить монологические высказывания. Данная игра хорошо известна педагогам, однако по прошествии многих лет своего существования она всё ещё не теряет актуальность. Игра происходит следующим образом: ученик говорит какое-либо предложение, допустим, описывает комнату; следующий ученик должен повторить фразу, сказанную предыдущим, а также добавиться к ней свою; третий ученик повторяет уже две фразы, прежде чем сказать своё предложение и так далее. Помимо классического варианта, существует также и упряжённый, в котором ученикам не нужно повторять все сказанные до него предложения, от него требуется только придумать предложение, которое будет по смыслу связано с предыдущими. Такой вариант позволяет ученикам сконцентрироваться не на используемой в сказанных ранее предложениях лексике, а на смысле высказываний, экономит время, в связи с чем в игре может принять участие большее количество человек, а также больше способствует созданию ситуации успеха.

Игра «Какая эта картинка?» также направлена на развитие умения строить монологическое высказывание. На доске представлено несколько картинок. Ведущий игрок выбирает одну из них и описывает её остальным участникам игры. Задача остальных участников – угадать, какую именно картинку выбрал ведущий игрок. Участник, ответивший верно, становится следующим ведущим игроком.

Игра «Придумай историю» является не только отличным средством формирования умения строить монологические высказывания, но и развивает воображение. В начале игры педагог говорит предложение. Это предложение – конец небольшой истории (например, «Я пошёл домой»). Ученикам нужно придумать историю, которая могла бы так закончиться («Я гулял. Начался дождь. Я пошёл домой»). Победителем становится ученик, которые сможет наиболее логично подвести свой рассказ к такому окончанию.

Возрастает необходимость, как утверждает Ю.И. Апарина, уделять внимание профессиональной подготовке педагогических кадров, с целью формирования компетенций по использованию игровых технологий в учебном процессе [1, с. 529].

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка – одно из самых эффективных средств развития у младших школьников умения говорить на изучаемом языке. В процессе игры ученик понимает, что изучаемый им язык является средством общения и благодаря контексту игры чувствует себя более свободно, строя свои собственные высказывания. Игра помогает педагогу мотивировать детей к обучению, уйти от монотонной и однообразной работы на занятии, сделав более увлекательным учебный процесс.

 

Литература:

  1. Апарина, Ю. И. Интерактивное фасилитативное обучение как неотъемлемая часть профессиональной подготовки магистров / Ю. И. Апарина // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 05–06 апреля 2017 года / Институт социально-гуманитарных технологий. – Москва: ВАШ ФОРМАТ, 2017. – С. 527-530.
  2. Апарина, Ю. И. Вербальное воздействие педагога на личность учащегося как основное средство его всестороннего развития / Ю. И. Апарина // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 4(20). – С. 69-73.
  3. Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности / О. А. Аторина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88045/ (дата обращения: 26.11.2023).
  4. Айвазян, К. Г. Сущность понятия «монологическая речь» / К. Г. Айвазян. — Текст: непосредственный // МУЛЬТИУРОК — 2020. — URL: https://multiurok.ru/files/sushchnost-poniatiia-monologicheskaia-rech.html (дата обращения: 26.11.2023).
  5. Проскудина М.Е. Применение игровых технологий при обучении говорению на уроках английского языка/М.Е.Проскудина. — Текст: непосредственный // Солнечный свет — 2023. — URL:https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/primenenie-igrovyh-tehnologiy-pri-obuche.8922651/(дата обращения: 10.12.2023).

 

http://izvestia-ippo.ru/kler-yu-d-obuchenie-mladshikh-shkolnikov/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *