Кирьянова Вероника Юрьевна | ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕЙМИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Студент бакалавриата 4 курса Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Направление подготовки 44.03.05. педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) начальное образование, английский язык.

Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Апарина Ю.И.

В настоящее время активно развивается цифровизация образовательного процесса. Основные направления цифровых образовательных технологий заключаются в создании и использовании онлайн-курсов, электронных образовательных платформ и многом другом. Одним из ключевых направлений цифровизации образования является создание и применение игровых технологий, или геймификации, в обучении иностранному языку в начальной школе. В данной статье рассматривается основные цели и результаты применения игровых технологий в начальной школе, наиболее эффективные игры, сосредоточенные на обучении лексическим, грамматическим и фонетическим навыкам иностранного языка.

Currently, digitalization of the educational process is actively developing. The main directions of digital educational technologies are the formation and use of online courses, electronic educational platforms and much more. One of the key areas of digitalization of education is the creation and application of gaming technologies, or gamification, in teaching a foreign language in elementary school. This article examines the main goals and results of the use of gaming technologies in primary school, the most effective games focused on teaching lexical, grammatical and phonetic skills of a foreign language.

Соотношение игровой и учебной деятельности в младшем школьном возрасте является предметом исследования многих ученых. Актуальность нашего исследования заключается в проведении анализа целей внедрения игровых технологий на уроках иностранного языка, а также в рассматривании результатов применения геймификационной системы в образовательном процессе. Ведущей деятельностью младших школьников является не только учебный вид деятельность, но и игра. Поэтому использование различных форм игровой деятельности при изучении иностранного языка непосредственно влияет на мотивацию к учебной деятельности, стимуляцию познавательной деятельности младших школьников, а также на повышение показателей усвоение учениками начальной школы образовательной программы.

Младшие школьники — яркие и непосредственные личности. Для них не составляет труда вовлечься в определенную деятельность, например, игровую. Во время игровой деятельности учащиеся приобретают самостоятельность, развивают умение вести дискуссии, а также формируют навыки работы в коллективе. Во время применения игровых технологий на уроках в начальной школе педагог ставит перед собой несколько задач, одной с из которых, является реализация задачи проблемного обучения. Г. К. Селевко – академик и автор «Энциклопедии образовательных технологий» подчеркивает: «В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане» [3].

Нельзя не упомянуть таких отечественных педагогов, как К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и П.П. Блонский. В своих работах они изучали целесообразность, роль и результаты применения игры на уроках в начальной школе. Благодаря их исследованиям можно утверждать, что геймификация строится как целостное образование, которое включается в себя некоторую часть учебного процесса. Игровые технологии объединяются содержанием, сюжетом, персонажем.

Для педагогов иностранного языка и не только одним из главных аспектов применения геймификационной системы на уроках у обучающихся младшего школьного возраста является его результативность. Результаты, получаемые при использовании дидактических игр, зависит от нескольких факторов. Во-первых, это регулярность и систематичность применения игр на уроках. Для усвоения нового знания требуется последовательное и методичное применение геймификационной системы. Во-вторых, это корреляция между использованием дидактических игр на уроках и образовательной программой, которую они должны освоить.

Говоря о дидактических играх, немаловажным аспектом, которые требуется осветить, является классификация дидактических игр, применяемых на уроках иностранного языка в начальной школе. Рассмотрим классификацию, предложенную С.А. Козловой – профессором и доктором педагогических наук:

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом) – данный вид игры можно использовать для отработки лексических навыков и грамматических конструкций. Например, описание внешности, отличительных признаков и т.д.
  2. Настольно-печатные – данный вид игры можно использовать для парных или групповых работ во время отработки лексических, фонетических или грамматических навыков.
  3. Словесные игры – данный вид игры подойдет для отработки лексических или фонетических навыков. Учащиеся могут использовать словарный запас для описания предметов, отгадывания вещей по описанию и т.д.

Ряд заданий требуют предварительной подготовки, заблаговременного ознакомления с необходимой информацией, и в этом случае может быть применена технология «когнитивного диалога», целесообразность и актуальность которой подчеркивают в своем исследовании Ю.И. Апарина и А.А. Чистик [2: с. 8-9]. Школьники позитивно воспринимают игры и всевозможные лингводидактические конкурсы, предлагаемые им в процессе обучения.

Лингводидактические конкурсы, как указывает Ю.И. Апарина, благоприятно сказываются на продуктивности учебного процесса [1: с. 33-34].

Внедрение геймификационной системы в образовательный процесс в современном мире приобретает все большую значимость при внедрении в обучение иностранному языку. Рассмотрим примеры игр, используемых на занятиях английского языка в начальной школе, направленных на отработку, лексических и грамматических навыков.

  1. Отработка конструкции Have got/has got.

Рис. 1

 Учащимся нужно разделиться на пары. Каждый игрок получается поле для игры в «Морской бой» (рис.1). Задача игроков – расставить свои корабли, после чего игроки по очереди называют ячейки, пытаясь найти корабли друг друга. Название ячейки состоит из шаблона, представленного на поле и вертикальных, а также горизонтальных ячеек со словами, которые им нужно вставить. Данная игра способствует отработки грамматической конструкции have got/has got. Учащиеся закрепляют знания об употреблении местоимений с данной конструкцией, а также краткие ответы. Дидактическая игра разработана на основе УМК Spotlight 2 класс.

  1. Описание частей тела.

Учащиеся получают набор бумажных деталей в конверте. Их задача – собрать из этих деталей своего персонажа. Далее каждый учащийся описывает, получившегося персонажа. Во время этой дидактической игры ученик отрабатывает лексические навыки (называет части тела, такие слова, как big, little, short, long), грамматические навыки (конструкцию have got/has got). Дидактическая игра разработана на основе УМК Starlight 3 класс. Подводя итог, нужно отметить, что применение геймификационной системы на уроках иностранного языка в начальной школе повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, мотивирует на дальнейшее освоение образовательной программы. Опираясь, на исследования отечественных педагогов, можно подтвердить результативность использования игр при обучении младших школьников.

Список литературы:

  1. Апарина, Ю. И. Лингводидактические конкурсы и круглые столы как условие профессионального роста студентов педагогического университета, обучающихся по двойному профилю подготовки / Ю. И. Апарина, А. А. Чистик // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного : Сборник научных статей. Том Выпуск 2. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2023. – С. 32-39.
  2. Апарина, Ю. И. Когнитивный диалог как средство обучения графике и орфографии английских фонем / Ю. И. Апарина, А. А. Чистик // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного : Сборник научных статей. – Москва : ООО «Языки народов мира», 2023. – С. 7-14.
  3. Селевко Г. К., Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. — Том 1. — Москва : Народное образование, 2005. — 556 c.

http://izvestia-ippo.ru/kiryanova-veronika-yurevna-celi-i-rez/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *