Кинзибаева М. В. | Слушание музыки как средство развития структурных компонентов эмоционального интеллекта младших школьников

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

Магистрант 2 курса, ГАОУ ВО МГПУ ИППО, Москва

E-mail: KinzibaevaMV@mgpu.ru

Научный руководитель:
Смирнова П. В.,
канд. псих. н., доцент
департамента психологии
ГАОУ ВО МГПУ, Москва

В статье раскрывается сущность структурных компонентов эмоционального интеллекта и особенности их развития у младших школьников в процессе обучения музыки. Рассматривается потенциал слушания музыки как средства эмоционального развития младших школьников эмоционального интеллекта и возможность его применения в развитии структурных компонентов у младших школьников. Цель исследования: охарактеризовать структурные компоненты эмоционального развития младших школьников в процессе обучения и обосновывать слушание музыки как средство их развития.

The article reveals the essence of the structural components of emotional intelligence and the features of their development in younger schoolchildren in the process of learning music. The potential of listening to music as a means of emotional development of younger schoolchildren of emotional intelligence and the possibility of its application in the development of structural components in younger schoolchildren is considered. The purpose of the study: to characterize the structural components of the emotional development of younger schoolchildren in the learning process and to justify listening to music as a means of their development.

Эмоции — это центральное звено психической жизни, поэтому формирование эмоциональной сферы является важным аспектом личности и играет роль в учебной и профессиональной карьере подрастающего поколения.  Большое значение проблеме эмоционального развития ребенка в процессе становления личности придавала Л.И. Божович, Е.А. Сергиенко [1,3].

Исследователи, занимающиеся проблемой эмоционального развития средствами музыки – Б. М. Теплов, Л.И. Божович, О. П. Радынова, В. А. Сухомлинский, и другие – предполагают, что музыкальная деятельность в процессе обучения влияет на личностное, воспитательное, познавательное и эмоциональное развитие ребенка [1,2,4,5]. В системе образования развитие эмоционального интеллекта у подрастающего поколения становится актуальной задачей и обусловлена потребностями современной жизни, так как эмоции становятся источником знания, коммуникации, взаимодействия в социуме [3].

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем возрасте, поскольку именно в этот период идет личностное становление, совершенствуется самосознание, развивается рефлексия. В процессе учебной деятельности у младшего школьника происходят усложнения в эмоциональной сфере: высокая эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, эмоциональная непосредственность взаимодействуют с внутренними волевыми процессами (сдержанность и устойчивость состояния, контроль поведения) и интеллектуальными процессами (анализ и осознание своего состояния, понимание эмоций и т. д.)

Выделены основные структурные компоненты эмоционального интеллекта, которые находятся в стадии развития и представлены в виде схемы 1.

Схема 1. Структурные компоненты эмоционального интеллекта младших школьников и их проявление в учебной деятельности

Поэтому в процессе обучения развитие эмоционального интеллекта направлено на совершенствование данных компонентов:

  • Понимание эмоций строится на освоении базовых эмоций (страх, стыд, гнев, радость, печаль, интерес и т. д.), особенностями проявления и причинами возникновения
  • Эмпатия развивается: на основе взаимодействия и общения младших школьников с одноклассниками, педагогами; при навыках коммуникации; при освоении социальных норм в процессе воспитания; совместной коллективной деятельности
  • Рефлексия основывается на познании ребенка себя, своих потребностей. В данном процессе играет значение самооценка ребенка [3].

Музыка объединяет моральную, эстетическую и эмоциональную сферу жизни человека, так как является языком чувств, в ее мелодии отражены тонкие оттенки человеческих переживаний. [4, с.170-175]. Поэтому данный вид искусства становится универсальным средством развития не только творческих способностей, но и влияет на совершенствование эмоциональной сферы младшего школьника.

В структуре «музыкальной одаренности» Б. М. Теплов упоминает важно свойство психики – «эмоциональная восприимчивость по отношению к воздействию музыки», а отзывчивость основным признаком музыкальности человека. По мнению Теплова, «лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [5, с. 8]. Чувственная природа музыкального искусства способна воплощать сложные человеческие переживания, настроения, чувства, влиять на внутреннее состояние. [с. 6]. Б. М. Теплов и О. П. Радынова подчеркивают, что активность эмоциональной сферы личности ребенка выступает условием благополучного музыкально-творческого развития [2, 5]. Поэтому важнейшая задача обучения музыки является формирование ведущего компонента музыкальности — это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Благодаря эмоциональной природе и богатой палитре выражаемых чувств в звуке, музыкальное искусство распространяется на различные компоненты эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыкального искусства у младших школьников способствует продуктивному погружению в эмоциональное содержание музыкального произведения, а осмысление эмоций в музыке служит основой понимания внутреннего эмоционального состояния учащихся.

Основываясь на вышеизложенных фактах, можно рассматривать потенциал слушания музыки в качестве средства эмоционального развития младших школьников. Слушание музыки — это основа формирования музыкальной культуры младшего школьника и обязательная составляющая часть всех видов музыкальной деятельности в процессе обучения.

Процесс слушания музыки несет в себе следующие функциональные задачи:

  • эмоциональный заряд, дающий отзывчивость, реакцию
  • позволяет проживать собственные переживания, осознавать свои эмоции;
  • возникают эстетические чувства, эмоции к предмету искусства;
  • способствует восприятию выраженных в музыке эмоций;
  • понимание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения;
  • созданию музыкально-слухового образа [5].

Основные сложности в данном процессе слушания музыки для младшего школьника:

  • Недостаточный музыкально-слуховой опыт;
  • Отсутствие полноценного понимания эмоций в искусстве
  • Недостаточное знание эмоционального языка
  • Недостаточно развиты компоненты эмоционального интеллекта.

Актуальность вышеизложенной проблемы, легла в основу исследования компонентов эмоционального интеллекта в процессе слушания музыки и разработки диагностики, направленной на выявление уровня и особенностей развития. В ходе пилотажного исследования было разработано задание по развитию рефлексии у младших школьников в процессе слушания музыки и представлено в виде таблицы 1 и изображения 1.

Таблица 1

Задание по развитию рефлексии у младших школьников «Карта слушателя»

 Да  Нет  Затрудняюсь
1 Я внимательно слушал/а
 

2

Я определил/а выразительные средства музыки
 

3

Я определил/а эмоциональную характеристику произведения
4 Я понял/а это музыкальное произведение
5 Моя эмоция после прослушивания

 

Изображение 1

Задание по развитию рефлексии у младших школьников «Базовые эмоции» (для выполнения 5 пункта)

Данное задание было предложено 20 учащимся 2 класса общеобразовательной школы им. Е. Н. Чернышева в ходе урока по музыке. В ходе выполнения было предложено прослушать 3 разнохарактерных музыкальных произведений по 30–45 секунд разного уровня сложности, что отражено в таблице 2.

Таблица 2

Соотнесение музыкальных произведений с разным уровнем сложности

Музыкальное произведение Уровень сложности Характеристика Основная эмоция
П. И. Чайковский «Болезнь куклы» низкий Написано для исполнения ребенком на фортепиано. Характер пьесы грустный и печальный, имитирующий вздохи и всхлипы плачущего ребенка. Темп исполнения спокойный. Минорная тональность Печаль
А. Вивальди «Времена года-Весна» средний Концерт для скрипки с оркестром. Тема произведения «Весна-пробуждение природы, начало жизни». Характер торжественность и ликование. Радостный мотив. Высокий регистр, имитирующий песни птиц Радость
М. П. Мусоргский «Ночь на лысой горе» высокий Симфоническая картина
Подземный гул нечисти. Тема полета ведьм. Бурное движение и звучание оркестра tutti. Мощное звучание, динамика фортиссимо. Преобладание низкого регистра. Хроматическое нисходящее мелодическое движение
Страх

Этапы выполнения задания были следующими:

1 этап: прослушивание аудио-фрагмента музыкального произведения для учащихся

2 этап: обсуждение выразительных средств и эмоциональной характеристики произведения

3 этап: занесение каждым учащимся данных в карту слушателя и выполнение пункта 5 самостоятельно (выбор смайлика).

Обсуждение результатов

Результаты выполнения задания представлены в диаграммах:

Обобщая полученные результаты на начальном этапе исследования можно констатировать, что: отмечался высокий уровень внимания в процессе слушания 3 аудиофрагментов; наиболее высокий показатель (75%) точного определения выразительных средств наблюдался при прослушивании первого музыкального произведения, а наиболее низкий (50%) при прослушивании последнего; точное определение эмоциональной характеристики и понимания произведения (100%) наблюдалось в прослушивании первого музыкального произведения; высокий показатель определения эмоциональной характеристики ( 90%) и понимания произведения (95%) показало прослушивание второго музыкального произведения, а низкий показатель отмечен при прослушивании последнего; наибольшее затруднение при выполнении пунктов 2–4 вызвало произведение М. П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе»; в пункте 5 после прослушивания первого и второго произведений были выбраны два вида эмоций: отражающий основную эмоцию: печаль (75%), радость (85) и спокойствие (25%), (15%); наибольшая вариация в выборе эмоций наблюдалась после прослушивания третьего музыкального произведения: страх (50%), удивление (15%), гнев (35%).

Выводы

Согласно результатам проведения пилотажного исследования можно предположить, что:

  1. Степень вовлеченности младших школьников в процессе слушания музыки может зависеть от нескольких показателей (учет возрастных и эмоционально-эстетическим потребностей в музыкальном произведений; новизна прослушиваемого звукового материала). Данный аспект отражает высокую значимость музыкальных произведений, написанных композиторами специально для детей, которая наиболее понятна и принимаема младшим школьникам.
  2. Определение выразительных средств и эмоциональной характеристики для младшего школьника ещё не взаимосвязано, что отражает несовершенство восприятия музыки, находящееся в фазе развития. Младший школьник воспринимает отдельные выразительные средства музыки и эмоционально реагирует на них, не воспринимая полноценный музыкальный образ произведения.
  3. Музыкальные произведения, отражающие эмоции «печаль» и «радость» могут обладают успокаивающим эффектом для младших школьников в процессе слушания.
  4. Эмоция «страх» в музыке для младшего школьного возраста представляет некоторую трудность в точной интерпретации, вызывая смешанные чувства удивления или гнева.

Таким образом, пилотажное исследование предполагает дальнейшую разработку диагностирующего инструментария по определению основных структурных компонентов эмоционального интеллекта у младших школьников и формирование комплекса развивающих заданий по совершенствованию эмоционального интеллекта средствами музыкального искусства.

 

 

Литература

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2000
  2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: авторская программа для дошкольников и младших школьников и методические рекомендации. М.: Гном и Д, 2000. — 80 с.
  3. Сергиенко, Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и др. — М. : Дрофа, 2019. — 248 с
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
  5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. М.: М.Наука, 2003.

 

http://izvestia-ippo.ru/kinzibaeva-m-v-slushanie-muzyki-kak-sr/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *