Магистрант 2 курса, ГАОУ ВО МГПУ ИППО, Москва
E-mail: KinzibaevaMV@mgpu.ru
Научный руководитель:
Смирнова П. В.,
канд. психол. н., доцент департамента психологии
ГАОУ ВО МГПУ, Москва
Статья посвящена исследованию музыкального восприятия и пониманию эмоций как направления целостного становления личности младших школьников. Целью исследования явилось рассмотрение особенностей музыкального восприятия и понимания эмоций у младших школьников. Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования по музыкальному восприятию и пониманию эмоций у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной и музыкальной школах. В статье показана взаимосвязь понимания эмоций у учащихся общеобразовательной школы как компонента восприятия музыки и эмоционального интеллекта, что требует дальнейшего исследования и подтверждения. Определено дальнейшее направление изучения особенностей музыкального восприятия младших школьников, его взаимодействие с основными структурными компонентами эмоционального интеллекта.
В современном мире в условиях развития общества проблема изучения музыкальных способностей становится приоритетным научным направлением наравне с общими творческими способностями, так как музыка — это активное средство эмоциональной коммуникации и развития, а заложенные в ней переживания выступают разновидностью нового невербального знания. В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимаются музыкальный слух и память, чувство ритма. В качестве основной способности, образующей центр музыкальности, является восприятие музыки [6]. Этот сложный процесс включает взаимодействие нескольких функциональных структур и специфику проявления у младших школьников, что отражено в схемах 1,2.
В качестве задатков музыкальных способностей у младших школьников может выступать сензитивность, влияющая на чувственное восприятие музыки. Современные исследователи [2; 6; 7] подчеркивают данную способность, позволяющую младшему школьнику эмоционально ощущать действительность, и быть впечатлительным.
Младший школьный возраст характеризуется следующими эмоциональными характеристиками: 1) эмоциональная отзывчивость на происходящие события; 2) непосредственность в выражении эмоций; 3) проявление аффективное поведения; 4) эмоционально окрашенное восприятие. Эмоциональная характеристика младших школьников позволяет выделить основные структурные компоненты эмоционального интеллекта, которые находятся в стадии развития: понимание эмоций, отзывчивость, рефлексия, эмпатия. Понимание эмоций является основополагающим структурным компонентом восприятия музыки и эмоционального интеллекта, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
В современной программе обучения начальных классов общеобразовательной школы основные задачи освоения предмета «музыка» следующие: формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на эстетическую красоту жизни и предметы искусства; приобщение к общечеловеческим духовным и художественным ценностям; формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Особое внимание уделяется эмоциональному развитию учащихся: формированию эмоционально-ценностной отзывчивости на «прекрасное в жизни и в искусстве» и на развитие эмоционального интеллекта в «единстве с другими познавательными и регулятивными УУД» [4].
Программа обучения в музыкальной школе подразумевает получение дополнительного образования, выполняет несколько задач: 1) выявление одаренных к музыке детей, подготовка к дальнейшему профессиональному образованию; 2) обучение детей, не планирующих получать профессиональное музыкальное образование. Обучение по предпрофессиональной программе построена на принципах непрерывности и систематичности. В отличие от общеобразовательной программы имеет взаимосвязанную систему различных узкоспециализированных занятий по теории, сольфеджио, основному инструменту, хору или инструментальному ансамблю в зависимости от выбора программы.
Сейчас в психолого-педагогических исследованиях рассматривается связь музыки с отдельными компонентами эмоционального интеллекта: с эмоциональной отзывчивостью [1] и эмпатией [3], как особыми способами восприятия искусства в процессе различных видов музыкальной деятельности [7].
На данный момент отсутствуют исследования, раскрывающие особенности компонентов эмоционального интеллекта и музыкального восприятия у младших школьников в процессе обучения. Нами было проведено пилотажное эмпирическое исследование. Предполагается, что учащиеся с высоким уровнем развития музыкального восприятия обладают более высокими показателями понимания эмоций.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы им. Чернышева и на базе музыкальной школы им. Глиэра. В пилотажном исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, обучающихся 2 класса. Было составлено две группы: 1) учащиеся 7-9 лет 2 класса музыкальной школы (7 мальчиков и 3 девочки); 2) учащиеся 8 лет 2 класса общеобразовательной школы, не посещающие музыкальную школу и какие-либо дополнительные занятия по музыке (5 мальчиков и 5 девочек).
Эмпирическое исследование проводилось с использованием следующих методик: Методика Е. И. Изотовой «Специальная осведомленность: эмоции и чувства»; Авторская методика, направленная на выявление понимания эмоциональной характеристики музыкального произведения на основе прослушивания. Этапы исследования представлены на схеме 4.
Схема 4
Результаты исследования представлены на диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1. Диаграмма 2.
Согласно полученным данным, у младших школьников, обучающихся по программе музыкальной школы: абсолютное значение (100 %) имеет средний уровень развития понимания эмоциональной характеристики музыкальных произведений и понимание эмоций; отсутствуют результаты низкого уровня понимания эмоций в двух показателях; присутствует незначительный показатель высокого уровня (20%) по показателю понимания эмоциональной характеристики музыкальных произведений.
У младших школьников, обучающихся по программе общеобразовательной школы выявлены низкие показатели понимания эмоций; превалирующее значение (60%) имеет средний уровень понимания эмоциональной характеристики музыкальных произведений, отсутствуют результаты высокого уровня понимания эмоций в двух показателях; понимание эмоций имеет равные показатели среднего и низкого уровня развития.
Анализ результатов показал, что у младших школьников наиболее выражен средний уровень показателя понимания эмоций, что говорит о развитии данного компонента у учащихся. Выявлены отличия в уровне развития понимания эмоций в музыкальных произведениях, связанные с направленностью обучения: у учащиеся музыкальной школы был выявлен высокий уровень.
В проведенном исследовании показана взаимосвязь понимания эмоций у учащихся общеобразовательной школы как компонента восприятия музыки и эмоционального интеллекта, что требует дальнейшего исследования и подтверждения. Необходимо дальнейшее изучение особенностей музыкального восприятия младших школьников, его взаимодействие с основными структурными компонентами эмоционального интеллекта.
Перспектива направления дальнейшего исследования может быть направлена на усовершенствование образовательной программы по музыке в общеобразовательной школе и отражать разработку содержания методов и средств по развитию эмоционального интеллекта младших школьников в процессе занятий по музыке.
Список литературы
- Агапова Д. С. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроке музыки // Проблемы эстетического образования в контексте устойчивого развития общества: материалы Международной студенческой научно-практической конференции/ – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. – С. 149–152.
- Андерсон М. Н. Развитие эмоционального интеллекта младших школьников в современных реалиях: обзор исследований // Гуманитарный научный вестник, 2021. – № 5. – С. 95–99.
- Дядченко М. С. Развитие эмпатии на уроках музыки в начальной школе как фактор становления чувственной сферы личности обучающихся // Kant, 2021. – № 4(41). – С. 255–261.
- Примерная рабочая программа начального общего образования Музыка (для 1—4 классов образовательных организаций) Министерство Просвещения Российской Федерации, Москва, 2021. – 339 с.
- Савенков А.И., Афанасьева Ж.В., Смирнова П.В. и др. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. – М.: ИППО, 2020. – 180 с.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. М.: Наука, 2003. – 379 с.
- Филистович О. А. Сензитивность младшего школьного возраста для формирования творческой активности // Психология обучения. 2011. – № 9. – С. 30–43.
- Муханова О. А. Сущность развития эмоциональной сферы начинающего музыканта // Педагогический журнал. 2019. – Т. 9. – № 1–1. – С. 224–229.
Abstract. The article is devoted to the study of musical perception and understanding of emotions as a direction of integral formation of the personality of younger schoolchildren. The purpose of the study was to consider the peculiarities of musical perception and understanding of emotions in younger schoolchildren. The results of a pilot empirical study on musical perception and understanding of emotions in younger schoolchildren studying in general education and music schools are presented. The article shows the relationship between the understanding of emotions in secondary school students as a component of music perception and emotional intelligence, which requires further research and confirmation. The further direction of studying the features of musical perception of younger schoolchildren, its interaction with the main structural components of emotional intelligence is determined.
Keywords: emotional intelligence, musical perception, primary school age, musical abilities, understanding of emotions.
http://izvestia-ippo.ru/kinzibaeva-m-v-muzykalnoe-vospriyat/