Кинзибаева М. В. | КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧЕНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

Кинзибаева М. В., Магистрант 2 курса, ГАОУ ВО МГПУ ИППО, Москва
E-mail
: KinzibaevaMV@mgpu.ru

Научный руководитель:
Смирнова П. В., канд. психол. н., доцент
департамента психологии
ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Статья посвящена исследованию музыкального восприятия и эмоционального интеллекта как направления целостного становления личности младшего школьника. Целью исследования явилось рассмотрение особенностей и уровня развития компонентов эмоционального интеллекта в процессе восприятия музыкальных произведений младшими школьниками. Описана структура авторских заданий, разработанных для диагностики компонентов эмоционального интеллекта, позволяющих выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыкальных произведений и рефлексии после прослушивания музыки. Представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня эмоциональной отзывчивости и рефлексии у четвероклассников, проходящих обучение по программе общеобразовательной школы и специализированной программе в музыкальной школе. Раскрыта специфика музыкальных занятий в музыкальной и общеобразовательной школах, что подтверждает расхождение в целях и задачах музыкальных занятий для младших школьников. В статье выявлена  связь между уровнем развития компонентов музыкального восприятия и эмоционального интеллекта у младших школьников. Результаты эмпирического исследования демонстрируют различия в сформированности компонентов эмоционального интеллекта у учащихся общеобразовательной и музыкальной школ, что статистически подтверждено сравнительным анализом: учащиеся музыкальной школы превышают своих сверстников по показателям эмоциональной отзывчивости и рефлексии.

Музыка — это вид искусства, воплощением художественного образа которого являются звук и созвучия. Эмоциональный аспект музыки обладает силой воздействия на человека, к миру его переживаний и восприятию окружающего мира. Поэтому музыкальное развитие и воспитание занимает ведущую роль в эмоциональном развитии ребенка, воздействуя на развитие интересов, творческих способностей, эстетических потребностей и отношения не только к музыке, но и к миру. Таким образом, деятельность, направленная на музыкальное восприятие, способствует взаимодействию между познавательными, когнитивными и эмоциональными процессами.

Младший школьный возраст является этапом наиболее активного развития ребенка. В этот период происходят качественные изменения: психические процессы приобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными, развиваются восприятие, внимание и память.  Данный возрастной период характеризуют следующие эмоциональные характеристики: 1) эмоциональная отзывчивость на события; 2) непосредственность в выражении эмоций; 3) эмоционально окрашенное восприятие; 4) проявление аффективных эмоциональных реакций.

В процессе занятий по музыке у младших школьников формируется осознанный интерес к музыке, расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовать в обучении и воспитании более сложные задачи музыкального развития: переход от импульсивных эмоциональных реакций на простые музыкальные образы к более осознанным эмоциональным реакциям; от восприятия отдельных звуков к целостному осознанному восприятию; дифференцирование средств музыкальной выразительности (лад, ритм, тембр, регистр, темп, динамика); от неустойчивого увлечения к более устойчивым музыкальным интересам, развитие музыкального вкуса; способность выделить наиболее яркие средства музыкального языка в соответствии с образом произведения при восприятии музыки; развитие способности «говорить о музыке»- ее эмоциональной и жанрово-смысловой характеристике.

Важное значение в данном процессе имеет уровень музыкальной программы (развивающая программа общеобразовательной школы или предпрофессиональная подготовка в музыкальной школе). Специфика музыкальной и общеобразовательной школы в отношении музыкальных занятий влияет на расхождение в целях и задачах обучения, что отражено в таблице 1.

Особенности обучения музыке в общеобразовательной школе позволяют младшему школьнику получить знания в области музыкального искусства, развивать эстетическое восприятие, приобретать музыкально-слуховой опыт. Обучение в музыкальной школе позволяет младшему школьнику приобрести комплекс профессиональных компетенций, сформировать навыки, умения в области музыкального искусства.

Несмотря на наличие музыки в жизни младшего школьника современного мегаполиса, мало изучен механизм развития эмоционального интеллекта посредством музыкального восприятия. Современные исследователи отмечают эмоциональную отзывчивость, эмпатию как наиболее значимые показатели в процессе занятий по музыке [1, 2, 3]. Однако на данный момент отсутствуют исследования, раскрывающие особенности уровня развития компонентов эмоционального интеллекта в процессе восприятия музыки детьми, проходящими обучение по программе общеобразовательной школы и специализированной в музыкальной школе.

Нами было проведено эмпирическое исследование. Предполагается, что учащиеся музыкальной школы обладают более высокими показателями компонентов эмоционального интеллекта: эмоциональной отзывчивости и эмпатии. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы им. Чернышева и на базе музыкальной школы им. Глиэра. В исследовании приняли участие учащиеся 4 классов (38 человек): 18 человек в музыкальной школе и 20 человек в общеобразовательной. Выборка была разделена на две группы: дети, обучающиеся по программе музыкальной школы и дети, обучающиеся по программе общеобразовательной школы, не проходящие дополнительное музыкальное обучения.

Диагностика проводилась с использованием авторских заданий (см. схема 1).

Распределение результатов младших школьников по уровням развития эмоциональной отзывчивости и рефлексии представлены в диаграмме 1.

Для подтверждения статистической достоверности полученных результатов был проведен сравнительный анализ показателей при помощи расчета среднего значения в каждой выборке с применением U-критерия Манна-Уитни, что отражено в таблице 2.

Анализ данных позволяет сделать следующие выводы:

  1. Средний показатель по шкале «эмоциональная отзывчивость» в группе учащихся в музыкальной школе статистически выше, чем в группе учащихся в общеобразовательной школе. Это означает, что дети-музыканты по сравнению с «не-музыкантами» характеризуются большей эмоциональной отзывчивостью на музыкальные произведения, они в большей степени способны дать субъективную эмоциональную оценку в процессе восприятия. Данные расчета U-критерий Манна-Уитни отражают статистическую значимость и подтверждают различия в выраженности показателя в музыкальной школе и общеобразовательной.
  2. Средний показатель по шкале «рефлексия» в группе учащихся в музыкальной школе статистически выше чем в группе учащихся в общеобразовательной школе. Это означает, что учащиеся в музыкальной школе по сравнению с учащимися общеобразовательной способны к более осознанной рефлексии в процессе восприятия. Данные расчета U-критерий Манна-Уитни имеют статистическую значимость и подтверждают различия в выраженности показателя в музыкальной школе и общеобразовательной.

Итак, результаты нашего исследования подтвердили наличие различий в показателях «эмоциональная отзывчивость» и «рефлексия». Что указывает на специфику музыкальных занятий в музыкальной и общеобразовательной школах и подтверждает наличие взаимосвязи уровня развития компонентов музыкального восприятия и эмоционального интеллекта у младших школьников.

Список использованной литературы

  1. Агапова, Д. С. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроке музыки / Д. С. Агапова // Проблемы эстетического образования в контексте устойчивого развития общества: материалы Международной студенческой научно-практической конференции, Минск, 21 апреля 2021 года. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2021. – С. 149–152
  2. Ганина, Э. Р. Воспитание эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи у младших школьников / Э. Р. Ганина, К. Э. Захарова // Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: Сборник статей. Международная научно-практическая конференция, Омск, 22–23 апреля 2021 года. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2021. – С. 20–23.
  3. Дядченко, М. С. Развитие эмпатии на уроках музыки в начальной школе как фактор становления чувственной сферы личности обучающихся / М. С. Дядченко, И. И. Топилина // Kant. – 2021. – № 4(41). – С. 255–261
  4. Кинзибаева, М. В. Музыка как средство развития эмоционального интеллекта младших школьников / М. В. Кинзибаева // Архитектура современного образования: новые роли образовательных институтов, науки, педагогов, родителей и обучающихся : Сборник тезисов докладов Всероссийской научной конференции, в рамках I Всероссийского форума альтернативного образования при поддержке экосистемы школ МГИМО и Ассоциации семейных школ, Москва, 12–13 ноября 2022 года. – Москва: Издательство «Знание-М», 2022. – С. 23-25
  5. Примерная рабочая программа начального общего образования Музыка (для 1—4 классов образовательных организаций) Министерство Просвещения Российской Федерации, Москва, 2021. – 339 с.

http://izvestia-ippo.ru/kinzibaeva-m-v-komponenty-yemocional/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *